Back 2 USSR. Часть 6

May 05, 2007 21:38

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Вот и следующая часть мегапоста: про сладости, табак, транспорт и пара слов о медицине.

СЛАДОСТИ
Сахарный песок - 0,96 руб. Был ещё крупнозернистый кубинский тростниковый - похуже, но подороже, за 1,04. СССР закупал у кубинцев этот сахар и пароходами вёз ёго из Америки - не потому что украинского своего не хватало, а чтобы поддержать Кубу, находившуюся в американской экономической блокаде.
Был ещё так называемый «фруктовый сахар», жёлтый, розовый, белый, вроде и голубоватый (?), мы покупали его как лакомство. :) Стоил рубль с копейками.
Мороженое шоколадное - 0,16, пломбир - 0,20 (желающие съесть эскимо должны были ехать в Москву или Питер, у нас эскимо не делали).
Конфеты «Белочка», «Каракум» - 8 руб./кг, «Трюфели» - 11.
Маленькая шоколадка (сейчас опять такие продают, и дольки у них такие же, диагональные) - 0,20. Знаменитая «Алёнка» (100 г) - 0,80.

Жвачка. Архангельск - город портовый, суда в загранку ходили, поэтому жвачка была и в начале 70-х (раньше просто не помню). До сих пор помню и вкус, и этикетку жвачки “Brooklyn”, которой меня угостил одноклассник, у которого отец из рейса пришёл. Ну, и покупали иногда у счастливого обладателя за какие-то безумные для детей деньги - 10 или 20 копеек, чаще выменивали на что-то. Не было зазорным для малышей, пожевав жвачку дня два, уступить (или даже выменять) приятелю, который потом с гордым видом продолжал её жевать. И фраза «дай пожевать!» никому не казалась странной. :)
А ещё ведь и пек жевали…
К Олимпиаде-80 появилась первые отечественные жевательные резинки фабрики «Рот-фронт» (апельсиновая, клубничная, мятная). Я помню только весьма паршивую «Апельсиновую» по цене 0,50 за пачку из пяти пластинок.
А первый раз жвачку без сахара я попробовал в ноябре 1988, в Швейцарии, помню надпись “Zucker Frei”, а жвачка вроде была “Wrigley’s”

КУРЕВО
Папиросы - 7-15 коп. (и тогда даже некурящие знали, что самый лучший «Беломор» - производства ленинградской фабрики им. Урицкого). Ещё помню картонные коробки с папиросами «Казбек», с контурным изображением горца на коне на фоне Кавказских гор. Рассказывали про знаменитые «Герцеговина-Флор», которые курил Сталин. Один раз я даже видел у кого-то коробку из-под этих папирос, но не уверен, что это была настоящая, аутентичная коробка, а не более поздняя имитация.
Кстати, всем известно, что Сталин курил трубку, но курил-то её неправильно: крошил в неё табак из папирос «Герцеговина-Флор». Любой курильщик трубки зафакает вождя народов, ибо для трубки и папирос используются разные табаки, помню даже статью в каком-то журнале в конце 1980-х - начале 90-х.

Сигареты - 15-40 коп. (болгарские «Опал», «Родопи», «Стюардесса» чутьполучше советских). Зрительно вспоминаю красную пачку с изображением морды овчарки - сигареты «Друг» (помните: «Сигареты “Друг”, пожалуйста.» © х/ф «Берегись автомобиля») и синюю пачку «Космоса» (более мерзких сигарет в жизни не встречал), по названиям вспоминаю «Золотое Руно» и «Союз - Апполон». Мне помнится, что из наших сигарет лучшими считалась «Ява» явовской фабрики (не дукатовской!).

Помнится, в начале 90-х, когда жизнь начала валять нас всех не по-детски :) я одно время работал в торговой компании, и однажды во время командировки, в Москве, главный инженер фабрики «Дукат» рассказал анекдот:
Приезжает директор «Дуката» на «Явы» и спрашивает у директора: «Одну ведь марку сигарет делаем, по одной технологии. Почему у вас хорошие сигареты получаются? Секрет какой-то есть?»
«Нет никакого секрета, - отвечает директор «Явы» - покажу вам весь процесс. Смотрите: здесь мы засыпаем дерьмо, здесь мы дерьмо сушим, здесь измельчаем, здесь в дерьмо добавляем немного табака…»
«Вот в чём дело!» - перебивает его дукатовец. - «А мы-то на этом этапе в дерьмо дерьмо добавляем!»

Из импортных сигарет (кроме помянутых болгарских) были югославские, в 1980 у нас появились невиданные доселе 100-мм сирийские «Афамия» и «Рамита» (крепкие, редкостная дрянь, но трактористы в деревне, востргались: «Здорово! Какой длинный перекур можно сделать!»). Летом 1981 года был пять дней в Москве, тогда впервые увидел (и купил!) настоящие «Мальборо», «Кэмел» по 2 (или 3? - не помню уже) рубля. Внимательное изучение пачки показало, что сделаны в Финляндии, что, конечно, лучше, чем сигареты «Мальборо», произведенные в Кишенёве по лицензии «Филип Морис». По возвращении домой один однокурсник выпросил у меня несколько пачек - по пять рублей за каждую. Впрочем, через пару дней я узнал, что он успешно перепродал все, кроме одной по девять - так что и с прибылью остался, коммерсант. :) Впрочем, предпринимателем он впоследствии так и не стал, что является косвенным подтверждением тезиса, что предпринимательство и спекуляция - не одно и то же.
Были ещё кубинские сигареты, но не помню ни марок, ни стоимости. Вспоминается только упаковка пачки “ Caraibe” с изображением индейца.

Настоящие кубинские сигары “Corona” в алюминиевом футлярчике - за 55 копеек.
Коробок спичек - 1 коп. Были ещё большие коробки «Хозяйственных» спичек (5х7х14 см), но не помню, сколько они стоили. Кстати, спичечные коробки делали раньше не из картона, а из деревянного шпона, обтянутого тонкой бумагой, почему-то синего цвета.
Разовых зажигалок не было. Вообще! Позже, в 1987, когда ходил в интерклуб, задружился с одним голландцем, он презентовал мне одноразовую зажигалку “Marlboro”. Очень ей гордился. В том же году ездил по турпутёвке в ЧССР (там-то почти всё было), купил несколько простеньких зажигалок по 20 крон (т.е. по 2 рубля). Презентуемые были счастливы. :)

ТРАНСПОРТ
Трамвай - 3 копейки, автобус - 5 копеек. Стараниями предыдущего сонного мэра Нилова ликвидирован архангельский трамвай (1916-2003), являвшийся, если не ошибаюсь, самым северным в мире. При нынешнем «молодом и инициативном» мэре исчез и троллейбус (1974-2006), заменившись на частные пазики, стоимость проезда в которых пару недель назад была поднята с 8 до 9 рублей.

Такси В городе был всего один таксопарк, машины - только «Волги». Посадка 20 копеек, километр - 20 копеек, час ожидания - вроде 2 рубля. Поймать такси было не очень просто, но если вызвать по телефону через диспетчера, приезжали точно в срок.

Авиабилет Архангельск - Москва - 20,50, Москва - Ленинград - 13 рублей.

Билет на поезд (плацкарт) Архангельск - Москва - 17 рублей, билет в купейном вагоне Москва - Ленинград - 13 рублей.
Я со своей скромной зарплаты «молодого специалиста» мог раз в пару месяцев слетать на выходные к другу в Москву, сходить пару раз в ресторан, в Большой (у моего друга там было знакомство, иначе мы билеты фиг достали бы).

На «Народ.Ру» есть сайт http://ezdok.narod.ru/ (входит в список «Лучших сайтов» на Портале «Народ.Ру»), на котором создатель сайта аккуратно расписал все расходы во время поездок, совершённых им в период с 1983 по 2007 гг. Реальная статистика! Рекомендую.

МЕДИЦИНА
Лекарства были очень дешёвыми (при социализме понимали, что это имеет социальное значение, и не только в СССР. Например, в ЧССР большинство лекарств продавалось за символическую крону, т.е. 10 копеек за упаковку). Поскольку тогда не было альтернативы в виде платной медицины, все шли в бесплатные поликлиники. Сейчас ситуация немного получше - хотя бы за счёт того, что народа там поменьше.
Медицина была бесплатной, но докторам за операцию всё равно давали «благодарность», обычно в виде коньяка и конфет (даже анекдот был: у доктора на столе табличка «Конфеты и цветы НЕ ПЬЮ»), но платили и денежкой. Как заметил М.М. Жванецкий «вы, конечно, можете и не давать - если вас не интересует результат».

Продолжение следует. Часть 7. Одежда, головные уборы

было, back 2 ussr

Previous post Next post
Up