Цвета военного неба (2): «Мессершмитты» против «Мессершмиттов»

Apr 17, 2023 12:00



«Мессершмитты» против «Мессершмиттов»
В апреле 1941 года в небе над Белградом сошлись в бою «мессершмитты» двух армий, отличавшиеся лишь окраской и опознавательными знаками. В чём заключались особенности внешнего вида этих истребителей?
Воздушные бои, в которых сражались бы самолёты одного и того же типа, да ещё и те, в которых одной из сторон конфликта выступала бы страна-производитель этих самолётов, всегда были делом достаточно редким - всё-таки при продаже боевой техники за рубеж обычно учитывают международную обстановку и потенциальные военные угрозы.


Один из немногих сохранившихся до наших дней снимков югославских «мессершмиттов»
Однако изначально немцы вовсе не собирались воевать с Югославией. Поэтому переговоры о поставках самолётов весной 1939 года прошли успешно, и с фирмой «Мессершмитт» был заключён контракт на выпуск 100 экспортных Bf 109E. В августе того же года первая партия истребителей была готова к передаче заказчику, и даже начавшаяся вскоре война никак не повлияла на эти планы. Всего с сентября 1939 по конец апреля 1940 гг. югославы получили 71 «мессершмитт», а ещё два истребителя были потеряны при перегонке. Затем, однако, началась активная фаза войны на западном фронте, и остаток заказа был конфискован для нужд люфтваффе.


В ходе войны Германию вполне устраивал нейтралитет на Балканах, но неожиданно вмешался «фактор дуче»: итальянский диктатор завидовал успехам своего германского «коллеги» и был недоволен итогами боёв в Африке, поэтому решил найти себе противника послабее, над которым можно было бы добиться яркой победы. В конце октября 1940 года итальянская армия вторглась в Грецию, но и там вскоре потерпела поражение. Открытие нового фронта привело важные для Германии румынские нефтепромыслы в зону досягаемости для британских бомбардировщиков, при условии, что те будут базироваться в Греции. Для устранения этой угрозы требовалось оказать незадачливому союзнику помощь.


«Мессершмитты» из 10./JG 27 после окончания балканской кампании, май 1941 года. На переднем плане курьерский Bf 108
Одновременно с подготовкой военной операции, получившей кодовое имя «Марита», начались и дипломатические манёвры, и одна за другой станы региона присоединялись к тройственному пакту. 25 марта 1941 года присоединилась к нему и Югославия, но уже в ночь на 27 марта там произошёл военный переворот, и новое правительство отказалось от ратификации договора. Что не является частью решения, то является частью проблемы - и в план операции «Марита» включили оккупацию ещё одной страны. Война оказалась скоротечной - 3 апреля обновлённый план был разослан в войска, 6 апреля началось вторжение, а 17 апреля Югославия уже капитулировала.


Лётчики 102-й истребительной эскадрильи 51-й авиагруппы 6-го полка, защитники неба над Белградом
Самолёты люфтваффе, участвовавшие в операции «Марита», в подавляющем большинстве несли стандартный истребительный камуфляж образца лета 1940 года. Базовая окраска состояла из характерного немецкого «ломаного» камуфляжа из пятен тёмно-зелёного RLM 71 Dunkelgrün и серого с зеленоватым отливом RLM 02 Grau цветов на верхних поверхностях крыльев, оперении и «спине» фюзеляжа и голубого RLM 65 Hellblau на остальных поверхностях самолёта. Позднее светлые борта затемняли нанесением пятен RLM 02 и/или RLM 71. Внешний вид этих пятен мог варьироваться в достаточно широких пределах по форме, размерам и укрывистости. Коки и лопасти воздушных винтов красили чёрно-зелёной краской RLM 70 Schwarzgrün.

Элементы быстрой идентификации жёлтого цвета использовались на немецких истребителях ещё со времён «Битвы за Британию», но они были далеко не на всех самолётах. С прибытием на новый театр военных действий их решили сделать обязательными, и перед началом операции части получили новую инструкцию, предписывавшую окрашивать в жёлтый цвет носовую часть самолёта, законцовки крыльев сверху и снизу, а также руль поворота. Кроме того, вдоль задней кромки крыла (также сверху и снизу) должна была идти тонкая жёлтая полоса. На фюзеляже также появилась полоса, но, в отличие от более поздней практики, она была тоньше и обычно располагалась иначе - перед бортовым крестом.



Bf 109E-3 W.Nr.5057, на котором летал командир группы I.(Jagd)/LG 2 гауптман Герберт Илефельд (Herbert Ihlefeld). Машина была получена из JG 52 и сохранила на борту её эмблему. Вероятно, нос самолёта в жёлтый цвет также выкрасили предыдущие владельцы, а вот руль поворота был окрашен уже в LG 2, но ещё во Франции. Прочие элементы быстрой идентификации нанесли непосредственно перед вторжением в Югославию.

Герберт Илефельд стал асом ещё в Испании, одержав там 9 воздушных побед. В начале Второй мировой войны он поучаствовал в польской кампании, затем воевал на западном фронте и к концу марта 1941 года одержал 35 побед над французскими и английскими самолётами. Операция «Марита» стала для него не слишком удачной: 6 апреля он выполнил несколько боевых вылетов и в последнем из них был сбит огнём с земли и совершил вынужденную посадку за линией фронта. Неделю он провёл в югославском плену, затем был освобождён немецкими танкистами, и после отпуска вернулся в свою часть. К концу войны на счету Илефельда было 132 победы.



Bf 109E-7 (серийный номер неизвестен) из состава III./JG 77. Этот самолёт был получен из JG 54 и нёс характерный для неё нестандартный вариант камуфляжа: в его основе лежала базовая схема RLM 71/02/65, а на борту накрасили «сетку» из узких полос RLM 70, внутри ячеек которой располагались пятна серого цвета RLM 02 или какой-то другой краски, намешанной непосредственно в части. Впрочем, на данном конкретном истребителе «сетка» была выражена менее явно, чем на остальных известных.

Три эмблемы на носу истребителя указывают на разных его владельцев: «птичка» 8./JG 54 (входила в состав III./JG 54), «волчья голова» III./JG 77 и «львиная голова» II./JG 54. Жёлтый цвет на носу и хвосте самолёта появился, вероятно, ещё во Франции, а на крылья элементы быстрой идентификации нанесли уже на Балканах и выполнили эту работу до крайности небрежно, так что краска почти сразу стала осыпаться.



Bf 109E-7 W.Nr. 6435, на котором летал командир III./JG 77 майор Александр фон Винтерфельдт (Alexander von Winterfeldt). Этот самолёт прошёл заводской ремонт, сохранив эмблему 8./JG 54 на капоте. Какие-либо элементы быстрой идентификации на нём отсутствовали, камуфляжная схема выполнена по стандарту, но при нанесении пятен на борту краску явно экономили.

Александр фон Винтерфельдт стал лётчиком ещё в 1918 году и три заключительных месяца Первой мировой войны воевал в истребительной авиации, но побед не имел. В 1919 году он воевал в Прибалтике, а в боях Второй мировой участвовал с сентября 1939 по август 1941 гг. и одержал 9 воздушных побед.



Ме-109 (Bf 109E-3a) W.Nr. 2550, 31. ловачка група (истребительная группа). Все «мессершмитты», построенные по югославскому заказу, несли маскировочную окраску из зелёного цвета на верхних и боковых поверхностях и голубого на нижних. Зелёный - скорее всего, RLM 71, однако нельзя исключить и использование старой краски RLM 62 Grün, имевшей более светлый оттенок. Голубой цвет - RLM 65.

Графическая маркировка самолётов (треугольник с октановым числом потребляемого бензина и т.п.) была немецкой, а текстовая - югославской (часть её выполнялась кириллицей, часть латиницей). На самых первых машинах опознавательные знаки состояли из четырёх «кресто-кокард» на крыльях и раскрашенного в цвета государственного флага руля поворота, но затем хвостовой «триколор» закрасили. Весной 1941 года уменьшенное изображение флага опять появилось на руле направления, одновременно число кокард сократилось до двух: на верхней поверхности левого крыла и нижней правого.



В апреле 1941 года, во избежание потерь от дружественного огня, на самолётах 2-го истребительного полка размер кокард был зрительно увеличен добавлением нанесённого вручную кистью (часто довольно неаккуратно) широкого белого кольца вокруг них.

messerschmitt, Германия, асы, world war 2, bf 109, Югославия, luftwaffe, окраски

Previous post Next post
Up