Этой записью начинаю ретроспективную выкладку материалов серии "Цвета военного неба", публиковавшиеся на почившем в бозе Warspot.ru с 2016 по 2022 гг. Как известно, ресурс этот подох из-за внутренних противоречий, контент пока доступен, но что там будет через времия - хз, а цикл получился неплохим и будет жаль, если все это пропадет бесследно. Статьи буду просто копипастить, без каких-либо правок и дополнений.
Писал тексты и делал подбор иллюстраций всех выпусков мой товарищ и коллега Юрий Сергиевич, в ЖЖ известный как
alexww1 (при моем весьма скромном участии), цветные профили самолетов - моя работа.
«Харрикейны» в Арктике
В небе Второй мировой войны воевали десятки типов истребителей, выпущенных тысячными сериями. Их окраска изначально подчинялась строгим стандартам, присущим ВВС государств, на вооружении которых эти самолёты состояли. Тем не менее, в ходе войны на различных участках фронта возникали особенности камуфляжа, обусловленные природными условиями, видами боевых задач, а то и эстетическими предпочтениями лётчиков, наносивших на самолёты рисунки и эмблемы. Были свои особенности окраски и у истребителей «Харрикейн» 151-го авиакрыла британских Королевских ВВС, воевавшего на русском севере, а позднее поступавших на вооружение ВВС советского Северного флота.
Спустя месяц после нападения Германии на СССР Королевские ВВС Великобритании начали формирование экспедиционных сил для участия в боях на северном участке советско-германского фронта. Основной задачей лётчиков должно было стать прикрытие района Мурманска, где разворачивалась деятельность по приёму грузов из Великобритании.
151-е авиакрыло RAF в составе 81-й и 134-й эскадрилий было сформировано в последних числах июля и в течение полутора недель получило необходимое число самолётов «Харрикейн» Mk.IIB и личного состава. 12 августа началась погрузка на корабли, а 31 августа с первым арктическим конвоем «Дервиш» авиасоединение прибыло в Архангельск. 7 сентября первая группа английских самолётов перелетела на аэродром Ваенга под Мурманском, а 11 сентября состоялся первый боевой вылет.
Через месяц, с 13 по 18 октября, все самолёты 151-го крыла были переданы ВВС Северного флота, а англичане вскоре после этого вернулись на родину. Каковы были особенности окраски «Харрикейнов» в Арктике?
Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № Z4018, бортовой код FH-41) из состава флайта «А» 81-й эскадрильи RAF, аэродром Ваенга, сентябрь-октябрь 1941 года, пилот - флайт-сержант Чарлтон Хоу, ветеран
Битвы за Британию и наиболее результативный лётчик 151-го крыла. Всего на Русском Севере он одержал три официально подтверждённые победы, две из них на этом истребителе - в том числе и первую победу RAF на территории СССР 12 сентября.
27 ноября указом Президиума ВС СССР Хоу и три старших офицера крыла были награждены орденами Ленина «за образцовое выполнение боевых заданий Красной армии на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Для Хоу, на счету которого была одна победа, одержанная ранее в «Битве за Британию», это была первая боевая награда. После возвращения из СССР он дослужился до командира авиакрыла, но побед в воздухе больше не одерживал.
Все «Харрикейны» 151-го крыла несли стандартный английский камуфляж: тёмно-зелёный Dark Green и тёмно-коричневый Dark Earth на верхних и боковых поверхностях и светлый зеленовато-серый Sky на нижних. Однако на них отсутствовали стандартные элементы быстрой идентификации британских дневных истребителей - вертикальная полоса цвета Sky перед хвостовым оперением и такого же цвета кок. Взамен все истребители крыла получили белые коки - стандартное обозначение истребителей ВВС Северного флота.
Отличались от общепринятого в RAF стандарта и тактические обозначения. Обычно они состояли из двухбуквенного кода эскадрильи (81-й в то время был присвоен код FL, 134-й - GQ) с одной стороны фюзеляжной кокарды и индивидуальной буквы самолёта с другой, в данном же случае на бортах «Харрикейнов» располагались две буквы перед опознавательным знаком и две цифры позади него. Буквенные обозначения серого цвета и не совсем стандартного начертания нанесли ещё в Англии, они состояли из первой буквы эскадрильного кода (F для 81-й и G для 134-й) и индивидуальной буквы самолёта, а по прибытии в Россию к ним добавили и двухзначный номер (обычно белого цвета): 20-е и 30-е номера были выделены флайтам «A» и «B» 134-й эскадрильи, а 40-е и 50-е - флайтам 81-й.
Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № Z3768, бортовой № 49) из состава 78-го ИАП ВВС СФ, аэродром Ваенга-2, зима 1941-42 гг. Зимой 1941-1942 гг. на изображённом самолёте летал лейтенант Д. Ф. Амосов, одержавший за это время две воздушные победы (всего за войну ему засчитали 8 самолётов, сбитых лично, и 4 в группе, в т.ч. 5 личных на английских истребителях). Ранее этот самолёт принадлежал 81-й эскадрилье RAF и нёс обозначения FK-49. Вопреки обыкновению, его бортовой номер был не белым, а того же цвета, что и буквенный код, т.е. серого, или Sky. После передачи в советскую авиацию бортовой номер оставили без изменения, а кодовые буквы закрасили, как и все британские опознавательные знаки, поверх которых нанесли красные звёзды в четырёх позициях (на борту фюзеляжа и нижних поверхностях крыльев). Позже на борту самолёта появился патриотический лозунг.
Бывшие самолёты 151-го крыла RAF составили только небольшую часть истребителей этого типа, попавших в полки ВВС Северного флота. Первые партии самолётов, прибывших в СССР северным маршрутом, также несли зелёно-коричневый камуфляж образца 1940 года, но затем стали поступать машины в серо-зелёной окраске, введённой англичанами в августе 1941 года.
Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № HW370, бортовой № 76) из состава 78-го ИАП ВВС СФ, аэродром Ваенга-2, март-май 1943 года. Среди прочих лётчиков на этой машине летал младший лейтенант Н. Т. Старосветский. Один из самолётов, переоснащённых советским вооружением (две 20-мм пушки ШВАК и два 12,7-мм пулемёта УБ в крыле). Самолёт в стандартном английском камуфляже образца 1941 года: тёмно-зелёный Dark Green и серый с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях, и светло-серый Medium Sea Grey на нижних. В СССР этот «Харрикейн» прибыл с британскими опознавательными знаками и элементами быстрой идентификации дневных истребителей. Кокарды на крыле и фюзеляже, а также полосы триколора на хвостовом оперении были закрашены советскими красками (предположительно, чёрной на верхних поверхностях и голубой на нижних), кок перекрасили в белый цвет, а полосу цвета Sky на фюзеляже оставили без изменений. «Тропический» противопылевой фильтр не установлен.
Hawker Hurricane Mk.IIB (серийный № KX333, бортовой № 62) с советским вооружением, 78-й ИАП ВВС СФ, аэродром Ваенга-2, март-май 1943 года. Среди прочих лётчиков на нём летал старший сержант И. А. Бугаков. Ещё один самолёт, полученный в стандартном серо-зелёном камуфляже, но без полосы цвета Sky на фюзеляже. Британские опознавательные знаки закрашены британскими же красками, вероятно, ещё перед отправкой в СССР. Звёзды с тонкой белой окантовкой.
.