Разум и чувствительность

Aug 23, 2008 19:24

Еще раз -для возможноти продолжать разговор, не заваливая комментариями почту ivanov_petrov, даю ссылку на важную дискуссию о"разуме и чувствах", которая в комментах постепенно пришла к разговору о роли распознавания и учитывания эмоций для общения. Вещь для кого-то очевидная, что распознавание и учитывание очень важно и без этого нет полноценного общения, тем ( Read more... )

про эмоции

Leave a comment

Comments 121

ksooh August 23 2008, 17:17:09 UTC
о, это просто замечательно интересно ( ... )

Reply

otte_pelle August 24 2008, 09:43:57 UTC
но тут ведь есть двойной стандарт - если вы обижаетесь, когда ваши эмоции игнорируют, то почему чужие "совершенно невозможно воспринимать как нечто, что требует обязательных ответных реверансов в поле моих эмоций или действий".
Иногда чужие эмоции надо просто выслушать... это как пузырек воздуха, мешающий кровотоку. В большинстве случаев взрослому человеку достаточно, когда собеседник остановится и даст понять, то он отследил, что тебе некомфортно, предоставив тебе вовремя об этом сказать, подтвердить или обойтись умолчанием. Даже такой знак внимания делает общение куда более уважительным.

Reply

ksooh August 26 2008, 23:03:53 UTC
ну, Вы уж большие выводы сделали ( ... )

Reply

ksooh August 26 2008, 23:26:06 UTC
о, я вот прочитал комментарии до конца.

могу сказать, что история laiska очень напоминает и мою биографию :) Нуль-семья, раннее развитие, расхождение интересов со сверстниками, отдельные интересные педагоги, все эти "как бы надо испытывать" - чрезвычайно знакомы.

и, оглядываясь назад, я в свое время была бы очень признательна, если бы кто-то из родных брал на себя труд объяснять чужое поведение, эмоции, почему это делалось так, а не эдак и пр. При той аналитичности, которая была развита, мне информации о чувствах, о нуждах других людей постоянно не хватало. И не хватало информации о целях социальных систем: "зачем школа так устроена", "зачем вставать по утрам", "зачем нужно давать списывать" и т.п.

Здорово, что Вы такая внимательная мама своему сыну!

Reply


poupoupidou August 23 2008, 17:47:41 UTC
а мне лично другое представляется трудноватым: не распознать эмоцию, а подключиться к ней и гармонично с ситуацией среагировать.
но это уже отдельный наверное разговор.

Reply

otte_pelle August 23 2008, 17:56:50 UTC
почему же, очень важная тема, и к тому же разговору вполне.
Я вот вчитавшись в эту дискуссию начинаю сомневаться в эмпатии как в наиболее желательном способе реагирования. Вернее так - я как эмпатический собседник выработала огромный арсенал способов поддерживать атмосферу благожелательной беседы, и даже когда допускаю оплошность, выравниваю крен. Но многие пишут об оставлении эмоций без внимани я как об уважении к личному пространству собеседника: в этом есть правда и резон.
Может быть, я все же сужу с тех позиций, что меня прежде всего волнует ближний круг (или в профессиональной ситуации с клиентом, который обращается ко мне как к психологу) - в дальнем кругу комфорт собеседника куда чаще зона его ответственности и важно научиться заботиться о собственном.
В общем, тема богатая...

Reply

ksooh August 23 2008, 18:20:01 UTC
(в дальнем кругу комфорт собеседника куда чаще зона его ответственности и важно научиться заботиться о собственном):

если в этом есть отсылка и к моему комментарию, то, Вы понимаете, "зону ответственности" можно с разным мессиджем отдавать:

1) "ты сам по себе, твои эмоции это твое дело, а мы тут по другому поводу общаемся" (аппеляция к этикету)
2) "я слышу тебя хорошо и хочу, чтобы ты реагировал и жил со мной рядом так, как ты считаешь нужным для общения между нами".

Этот вариант, вместо "я слушаю тебя, слушаю, только давай вот эти эмоции поправим.. и вот эти.. и еще эти" - дело гораздо более интимное и дарит много больше, чем уютное семейное руление допустимыми реакциями.

Но тут, конечно, нужен уже большой опыт. К детям 100%ный свободный полет неприменим, приходится держать "служебную зону", где все проговаривается, показывается, придумывается, чтобы дать опыт познания другого человека и узнавания себя.

Reply

otte_pelle August 23 2008, 18:38:01 UTC
да, именно о том больше всего и пекусь - как бы дать ребенку, неспособному к этому интуитивно, навыки цивилизованного и богатого, полноценного общения с людьми, как с ближними, так и дальними

Reply


dennett August 23 2008, 18:36:42 UTC
А тебе не кажется, что это повышенное внимание к эмоциям есть результат неких дефектов в тебе - ведь у тех, у кого с эмоциями все в порядке, нет нужды задумываться об этом, вырабатывать целый арсенал, etc. Вообще, возникает подозрение, что эмоции в общении надо оставить в покое - и сосредоточиться на своих эмоциях - разберешься с ними, и все остальное будет устраиваться само собой. Т.е. эмоции не составляют, я хочу сказать, отдельную сферу бытия и жизни - это поверхностные симптомы и эффекты более глубоко залегающих вещей и процессов - внутреннего равновесия, вихрей и скрытых язв, страхов - и т.д. Что же касается человека, я против отдельного воспитания эмоций, против привлечения человека к ним, против воспитания ребенка так, чтобы он думал о себе, думал о своих эмоциях, анализировал их, строил и собирал... Это путь к несчастью и неловкости. В идеале человек дожен достичь совершенно интуитивного, нерассуждающего состояния по отношению к эмоциям, инстинктивных реакций на окружащих людей и мир.

Reply

otte_pelle August 23 2008, 18:54:49 UTC
Возможно, ты не читал того треда и наших бесед с фалькао ( ... )

Reply

gekkkon September 4 2008, 08:37:52 UTC
Косилова как-то писала интересное про суггестию. а я это попробовал приложить к таким вот коммуникативным проблемам -- у меня подобных тоже было и осталось. http://gekkkon.livejournal.com/420283.html , было бы интересно ваше мнение -- это важный для меня вопрос, потому что и у меня сын по коммуникативной части непростой.

Reply

gekkkon September 4 2008, 08:39:34 UTC
да, ещё у М.Эриксона было про (грубо) "сознательное обучение через наблюдение"

Reply


+Нюансы взаимодействия с эмо. alchemist57 August 23 2008, 19:21:38 UTC
Порой попадал сам и видел, как попадают другие, в ситуации, когда от человека (объекта) заинтересовано хотели, чтоб он поступал вопреки своим или коллективным интересам (так, как он их сам понимал в тот момент обсуждения). Этакое демонстративное "если я тебя придумала, стань таким, как я хочу" - на марше и со знаменами.

Причем, в подавляющем большинстве случаев, логика пользы, озвучиваемого интересантами текста, была мне недоступна (или казалась мне невыдерживающей критики).

Я чувствовал + понимал дискомфорт интересанта и отдавал себе отчет в его причинах - интересант не может добиться от объекта, желательных ему(интересанту) реакций.

Попытки заставить объект прочувствовать боль интересанта путем создания у объекта чувства вины - я считаю, невыгодны ни объекту, ни интересанту - и манипулятор, и жертва манипуляции уважения не заслуживают , ИМХО. Уважать своих собеседников для меня неотъемлемая часть самоуважения.

Reply

Re: +Нюансы взаимодействия с эмо. otte_pelle August 23 2008, 19:47:02 UTC
Если говорить об общении с манипуляторами и пользоваться лексикой уголовного следствия, то конечно ( ... )

Reply

Большое спасибо за alchemist57 August 24 2008, 09:05:06 UTC
развернутый ответ. И за возможность обсудить интересную тему.
Мне хочется задать непосредственно по тексту Вашего ответа ряд вопросов, Вы позволите?
Спрашиваю потому, что сомневаюсь правильно ли я чувствую Вашу меру "когда спор становится обидным, рассуждения слишком занудными, а аргументы - слишком агрессивными". К тому, что эмо моей меры не чувствуют, я привык и воспринимаю, как данность.

Reply

Re: Большое спасибо за otte_pelle August 24 2008, 09:11:22 UTC
Да, разумеется, задавайте! Я постараюсь ответить.

Reply


dashka_zdes August 23 2008, 20:42:10 UTC
я думаю - те способы которые вы раньше описывали здесь на самом деле наиболее действенные. это основной принцип раннего вмешательства при любых типах затруднений - обеспечение развивающей среды. Вы в данном случае выступаете как посредник-модератор, помогаете ему "связаться" с эмоциями, и обеспечиваете безопасность этого контакта. со временем он разовьет собственные ресурсы -опыт поможет лучше распознавать эмоции, со своими эмоциями тоже будет проще справляться со временем, детям это труднее просто физиологически. и главное чтобы к этому моменту у него не сформировалось представления об эмоциональной сфере как о чем-то принципиально непознаваемом и деструктивном.
может быть, это не единственное, что можно сделать - но по-моему самое главное.

Reply

otte_pelle August 24 2008, 09:14:27 UTC
да! да! именно этого мне и хотелось бы!

Reply


Leave a comment

Up