Еще раз -для возможноти продолжать разговор, не заваливая комментариями почту
ivanov_petrov, даю ссылку на важную дискуссию о"разуме и чувствах", которая в комментах постепенно пришла к разговору о роли распознавания и учитывания эмоций для общения. Вещь для кого-то очевидная, что распознавание и учитывание очень важно и без этого нет полноценного общения, тем
(
Read more... )
Comments 121
Reply
Иногда чужие эмоции надо просто выслушать... это как пузырек воздуха, мешающий кровотоку. В большинстве случаев взрослому человеку достаточно, когда собеседник остановится и даст понять, то он отследил, что тебе некомфортно, предоставив тебе вовремя об этом сказать, подтвердить или обойтись умолчанием. Даже такой знак внимания делает общение куда более уважительным.
Reply
Reply
могу сказать, что история laiska очень напоминает и мою биографию :) Нуль-семья, раннее развитие, расхождение интересов со сверстниками, отдельные интересные педагоги, все эти "как бы надо испытывать" - чрезвычайно знакомы.
и, оглядываясь назад, я в свое время была бы очень признательна, если бы кто-то из родных брал на себя труд объяснять чужое поведение, эмоции, почему это делалось так, а не эдак и пр. При той аналитичности, которая была развита, мне информации о чувствах, о нуждах других людей постоянно не хватало. И не хватало информации о целях социальных систем: "зачем школа так устроена", "зачем вставать по утрам", "зачем нужно давать списывать" и т.п.
Здорово, что Вы такая внимательная мама своему сыну!
Reply
но это уже отдельный наверное разговор.
Reply
Я вот вчитавшись в эту дискуссию начинаю сомневаться в эмпатии как в наиболее желательном способе реагирования. Вернее так - я как эмпатический собседник выработала огромный арсенал способов поддерживать атмосферу благожелательной беседы, и даже когда допускаю оплошность, выравниваю крен. Но многие пишут об оставлении эмоций без внимани я как об уважении к личному пространству собеседника: в этом есть правда и резон.
Может быть, я все же сужу с тех позиций, что меня прежде всего волнует ближний круг (или в профессиональной ситуации с клиентом, который обращается ко мне как к психологу) - в дальнем кругу комфорт собеседника куда чаще зона его ответственности и важно научиться заботиться о собственном.
В общем, тема богатая...
Reply
если в этом есть отсылка и к моему комментарию, то, Вы понимаете, "зону ответственности" можно с разным мессиджем отдавать:
1) "ты сам по себе, твои эмоции это твое дело, а мы тут по другому поводу общаемся" (аппеляция к этикету)
2) "я слышу тебя хорошо и хочу, чтобы ты реагировал и жил со мной рядом так, как ты считаешь нужным для общения между нами".
Этот вариант, вместо "я слушаю тебя, слушаю, только давай вот эти эмоции поправим.. и вот эти.. и еще эти" - дело гораздо более интимное и дарит много больше, чем уютное семейное руление допустимыми реакциями.
Но тут, конечно, нужен уже большой опыт. К детям 100%ный свободный полет неприменим, приходится держать "служебную зону", где все проговаривается, показывается, придумывается, чтобы дать опыт познания другого человека и узнавания себя.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Причем, в подавляющем большинстве случаев, логика пользы, озвучиваемого интересантами текста, была мне недоступна (или казалась мне невыдерживающей критики).
Я чувствовал + понимал дискомфорт интересанта и отдавал себе отчет в его причинах - интересант не может добиться от объекта, желательных ему(интересанту) реакций.
Попытки заставить объект прочувствовать боль интересанта путем создания у объекта чувства вины - я считаю, невыгодны ни объекту, ни интересанту - и манипулятор, и жертва манипуляции уважения не заслуживают , ИМХО. Уважать своих собеседников для меня неотъемлемая часть самоуважения.
Reply
Reply
Мне хочется задать непосредственно по тексту Вашего ответа ряд вопросов, Вы позволите?
Спрашиваю потому, что сомневаюсь правильно ли я чувствую Вашу меру "когда спор становится обидным, рассуждения слишком занудными, а аргументы - слишком агрессивными". К тому, что эмо моей меры не чувствуют, я привык и воспринимаю, как данность.
Reply
Reply
может быть, это не единственное, что можно сделать - но по-моему самое главное.
Reply
Reply
Leave a comment