Какъ все-таки разбирался буддизмъ съ субъектомъ? Личность иллюзорна, превосходно; но и для переживанія иллюзіи нуженъ же субъектъ; что за сухая вода такая: безсубъектная мысль? Татхагата-гарбха и дальневосточныя школы субъектомъ, должно быть, полагаютъ собственно Татхагату, изначальный умъ, но неясно, какъ выкручивается классическій буддизмъ, ежели
(
Read more... )
Comments 5
Понятие "личности" по-моему возникло очень поздно, в эпоху т.н. Ренессанса. До этого всё неясно. София-Логос там, Дао и дэ, ритуал. Или в христианстве "ужель не верх земных достоинств быть единицей светлых воинств", единицы и единение - никакой "личности" в современном понимании, с её причудами и ангстом.
Reply
Reply
Reply
Понятное дело, это вольное изложение сути в современных понятиях. Из лабиринтов их буддх атманов и прочего сам чёрт не выберется.
Reply
Впрочемъ, къ теоріи я успѣлъ остыть - проку ли въ ней? Если даже мнѣ удастся пережить сатори, осмыслять его я буду наяву въ обыденномъ состояньи ума, и выбор буддійской, христіанской, оккультно-гностической или еще какой объяснительной модели будетъ такимъ же произвольнымъ, какъ до просвѣтлѣнья: опытъ, апріорно не укладуемый въ концептуальное мышленіе, остается заложникомъ интерпретаціи. Въ этомъ отношеніи, сдается мнѣ, буддизмъ обманываетъ самъ себя, толкуя о религіи чистаго опыта. Если же перемена ума совершается безповоротно, то съ равнымъ успѣхомъ можно спокойно дождаться смерти: такъ же самъ все увидишь, и такъ же не будетъ тебѣ возврата.
Reply
Leave a comment