Нам повезло - судьба привела нашу семью в Волгоград непосредственно перед Днём Защитника Отечества. Я уже был в этом городе и тоже в феврале. Вышло так, что в первый я сумел попасть на Мамаев Курган ночью, в лютую стужу. И, к сожалению, мимоходом - мы проезжали Волгоград транзитом. В этот раз мы приехали под вечер, и погода была на нашей стороне. Это дало возможность вдумчиво побродить по мемориальному комплексу, познакомиться с выдающимся образцом архитектуры, а также почтить память наших предков, героически защищавших родную землю. Невероятный по своей выразительности скульптурный ансамбль, на мой взгляд, не может оставить равнодушным ни одного человека.
Путь памяти начинается с композиции «Память поколений», от которой берёт своё начало аллея, обрамлённая пирамидальными тополями. Несмотря на внушительные размеры комплекса, даже находясь в самом начале пути, невольно ощущает величие композиционного центра - фигуры Родины-Матери, призывно зовущей с холма.
Аллея тополей
Аллея приводит к площади Стоявших насмерть. На площади устроен водоём, посредине которого возвышается фигура солдата, вырастающая из земли. Сын Русской Земли и Волги, он встал на защиту родных рубежей. На постаменте надписи: «Стоять насмерть!», «Каждый дом - это крепость» и другие. Многие из надписей - выдержки из армейских приказов во время битвы за Сталинград. Сам автор памятника, великий скульптор своего времени, Евгений Викторович Вучетич очень точно описывает своё творение: «…это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу - несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы». Это памятник является одной из самых выразительных скульптур, которые я только видел.
Чертами лица богатырь похож на друга Вучетича - маршала Василия Ивановича Чукова - командира легендарной 62-й армии, оборонявшей город.
Далее от монумента поднимается вверх широкая гранитная лестница. По её сторонам расположены стены-руины, иссечённые следами пуль и осколков, на стенах - надписи: «За Волгой для нас земли нет», «Из всех оправдывающих причин будет признаваться уважительной только одна - смерть», «Здесь стрелял каждый камень» и многие другие. За каждой строчкой - своя история, свой подвиг. Одна из надписей выбивается из героического контекста: «Все они были простыми смертными…»
В 1942 земля кургана оставалась чёрной даже во время сильных снегопадов - её постоянно перекапывали осколки бомб, мин, гранат и пули.
Левая стена символизируют клятву защитников города: «Ни шагу назад!» Фигуры воинов на ней статичны, и как бы вросли в стены, создавая неприступный оборонительный рубеж. Правая стена посвящена наступлению - «Только вперёд!» Её скульптурный язык иной - фигуры устремлены вперёд, стремительны и яростны. Эти стены - сама суть Сталинградской битвы - здесь был остановлен враг. От этого места началось наступление.
Фрагмент стены.
Лестница приводит нас к площади Героев. С левой стороны развёрнуто гигантское каменное знамя около ста метров в длину. На нём надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Что подчёркивает силу подвига, входя в смысловой диссонанс с выбивавшейся до этого из контекста надписью на стенах-руинах.
С правой стороны площади располагается группа скульптур, рассказывающих о подвигах советских воинов. На одной из них тяжелораненый командир не покидает поле боя, и руководит своими бойцами, истекая кровью.
Раненый командир.
Ещё одна из скульптур очень ярко и эмоционально рисует эпизод военных действий - девушка-санитарка выносит раненного солдата. Женский подвиг неоднократно имел место быть в этой нечеловеческой битвы. Так, например, за время битвы, военфельдшер, девятнадцатилетняя Анна Бесчастнова, вынесла с поля боя около сотни раненых солдат. Во время одного из ожесточённых боёв за курган пал пулемётчик, и Анна лично легла за пулемёт, отразив атаку неприятеля, уничтожив около четырёх десятков фашистов.
Другим славным примером может послужить Гуля Королёва. Двадцатилетняя медсестра отправилась добровольцем на фронт. И в 1942 году попала в Сталинград. Она вынесла с поля боя около пятидесяти бойцов. В одном из сражений, когда командир был убит, она личным примером подняла бойцов в атаку и первая ворвалась во вражеский окоп, уничтожив гранатами пятнадцать солдат и офицеров неприятеля. Будучи смертельно раненой, она продолжала вести бой до прибытия подкрепления.
Сколько таких молодых девчонок полегло? Страшно подумать.
Завершает композицию площади Героев подпорная стена с контррельефом, изображающим победу наших воинов над врагом. Там изображены сцены радости и празднования победы, а также удручённое шествие пленных немцев. В стене заложена т.н. «капсула времени», которую надлежит вскрыть 9 мая 2045 года, на столетие со дня Победы над фашизмом. В ней находится обращение ветеранов своим потомкам.
Фрагмент: красноармейцы.
Фрагмент: оккупанты.
Далее путь приводит к Залу Воинской Славы. Вход в здание начинается сверху и спиралью спускается вниз. На стенах здания 34 (я не знаю точно, но мне кажется это число связанно с общим числом погибших защитников этой высоты - 34 тысячи наших воинов) траурных знамени, с именами героев, погибших при обороне города. Внизу из пола вырастает рука с факелом Вечного Огня, символизирующая жизнь, которую нам передают павшие в боях защитники Отечества. Вокруг факела надпись: «Слава, слава, слава!» В зале играет трогательная и одновременно печальная композиция Шумана «Грёзы». Смысловым аспектом Зала Славы является переход настроения от победного ликования к горю утраты.
Тысячи имён на стенах: за каждым именем - оборванная судьба.
Вечная слава...
Почётный караул.
Эту же тему продолжает и монумент «Скорбящая мать». На руках у неё - тело павшего сына. Лицо бойца накрыто знаменем - в знак его доблести и патриотизма. Под монументом водоём, называемый «Озером Слёз». Аллегория этого образа - выразить всю полноту и масштаб потерь, которые несли наши предки, сражаясь с захватчиками.
Скорбь матери потерявшей сына необъятна.
Венчает весь мемориальный комплекс колоссальная фигура Родины, которая в призывном жесте обернулась, призывая всех встать на защиту своей земли. Понять её масштаб можно лишь очутившись рядом - ибо никакая фотография не может передать грандиозность этой скульптуры. Высота фигуры составляет 52 метра, а вместе с поднятым мечом - 85 метров. На момент завершения работ эта статуя была самой большой в мире - почти в два раза превосходя статую Свободы в Нью-Йорке (45 м) и статую Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро (38 м). Удивительный факт - статуя никак не закреплена на фундаменте - всё её равновесие целиком основано на силе тяжести. Она просто стоит на постаменте. Не хочу сейчас вдаваться в детали подробности - сколько тонн бетона и арматуры было потрачено - любители статистики могут легко найти эту информацию в сети.
Дух захватывает, когда стоишь возле этой скульптуры.
Хочется сделать акцент на символизме самой композиции. По первоначальному замыслу в руках Родины должно было быть знамя, а перед ней - склониться солдат. Но это не передавало бы всю остроту и трагизм Сталинградской битвы - ведь до Победы было ещё далеко.
Родина-Мать в тридцать раз больше любого человека, если сравнивать их масштаб.
Существует мнение, что поза и замысел статуи был вдохновлён классической статуей Ники Самофракийской. И действительно - стремительный порыв, который передают обе скульптуры, очень похож. Натурщицей для образа Родины явилась Валентина Изотова - простая официантка ресторана «Волгоград», которую скульпторы почти насильно уговорили позировать.
Действительно немного похоже на Нику - Богиню Победы.
Устремившись вперёд, Родина в пол оборота повёрнута, левая рука застыла в призывном жесте. Рот кричит, брови гневно сдвинуты - она призывает своих сыновей подняться на её защиту. В правой руке меч - оружие возмездия нежданным врагам. Образ этого меча Вучетич неоднократно использовал в своём творчестве, присваивая ему разные смыслы: в магнитогорском монументе «Тыл - фронту» рабочие передают его воинам; затем карающим орудием его поднимает Родина-Мать; им же Солдат Освободитель с девочкой на руках перерубает остатки свастики в Берлинском Трептов-парке; его же мы видим в монументе «Перекуём мечи на орала», установленном неподалёку от штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
Невероятный почти осязаемый призыв исходит от образа Родины-Матери.
Родина-Мать, бесспорно, является кульминацией всего комплекса и выдающимся произведением искусства, а также ярчайшим символом времени, которому она посвящена. Сам автор комплекса говорил, после окончания работ: «... Сейчас ансамбль завершён. За этим - 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине».
Однако хочется сделать небольшое отступление от искусства к истории. Скульптура стоит в самой верхней точке возвышенности на искусственной насыпи, призванной подчеркнуть высокое «парящее» положение. В дни же войны это место не называлось «Мамаев Курган». На топографических картах оно числилось как «высота 102». Владение этой высотой давало стратегические преимущества и контроль почти над всем городом. Из двухсот дней Сталинградской битвы сто тридцать пять дней велись бои за владение этой возвышенностью. Концентрация огня была так велика, что на каждый квадратный метр поверхности приходилось от 500 до 1200 пуль и осколков. До сих пор это место считается ареной одной из самых яростных и отчаянных битв за всю историю человечества.
Без комментариев.
Неподалёку от места, отмечающего топографическую высоту 102 расположился Храм Всех Святых, где любой желающий может прийти, помолиться и поставить свечку за упокой души храбрых предков, наших отцов и дедов, сложивших головы защищая Родину. Вечная им память.
Мир и покой, что подарили нам наши деды.
Другие очерки о России:
У подножия Вечной Горы. Жилище вольности простой. Парк бабочек. Поездатый музей. В гостях у сказки. Семь мгновений из жизни на облаке. Гордость донских степей. Фотосафари по-ростовски. Река моей памяти. Геленджик. Беглый осмотр. Фототур в Лаго-Наки. Осень 2013. Прогулка по лесу с богом Солнца. Цветущая степь. Один день в компании умных людей.