Поездка в Пятигорск у меня не была запланирована как путешествие. Я попал туда с оказией - сестра попросила отвезти её дочку в санаторий. Но раз уж я туда поехал, то упускать возможность познакомиться с городом не стал. Лично для меня Пятигорск всегда ассоциировался с несколькими вещами - превосходной командой КВН, минеральными водами, провалом, и Лермонтовым. Может показаться, что я человек невежественный, раз ставлю команду КВН на первое место, а Лермонтова на последнее, заполняя разделяющую их пропасть (в смысле «провал») минералкой. Может быть и так. Но давайте обо всём по порядку.
Выехали мы ночью. Дорога показалась мне довольно скучной. Лишь изредка путевая тоска скрашивалась перебранками с представителями ГИБДД. Иногда бывало даже забавно. Вот, например.
Шесть утра, где-то недалеко от Минеральных Вод. Меня тормозит, как обычно замаскировавшийся на манер спецподразделения «Дельта», патруль госавтоинспекторов. Начинается разговор вполне нормально. И вроде как даже доброжелательно.
- Здравствуйте! Лейтенант милиции Такой-то. - Инспектор лихо козыряет мне.
- Здравствуйте! - Я без лишних вопросов протягиваю ему документы.
- Знаете, за что Вас остановили? - Инспектор бегло просматривает документы, после чего смотрит на меня, предполагая, что вопрос задал риторический.
- Знаю, - отвечаю я. - За какое-то нарушение.
- Правильно. Вы скорость превысили.
- Неужели? - Я искренне удивляюсь, так как ехал не быстро. Может километров 90 в час.
- Да. Здесь знак «Черта города», а у Вас 94 км.
- Понятно. Предлагаю решить вопрос быстро и по любви.
В ответ инспектор улыбается. Эх, хороша, страна, России, где ещё можно так чтобы быстро и по любви? Я выхожу из машины, чтобы рассчитаться с блюстителями закона, но они, видя, что я полез в карман, останавливают меня. «Погодите», - говорят. - «Видите, ещё люди стоят?» Действительно, оглядевшись, я обнаруживаю, что у обочины припарковано пять или шесть машин. Люди с печальными лицами ходят вокруг них и словно барышни на выданье томно вздыхают. Оказывается здесь целая очередь из желающих быстро полюбить безопасность дорожного движения. Хотя на деле это оказалось не так.
Когда я фоткал, инспектора заметно нервничали, но я объяснил, что это ради красот природы, а не в качестве компромата.
Инспектора что-то угрюмо писали, долго, натужно. А я устало ходил вокруг своей машины, чтобы не заснуть. За время ожидания я успел проголодаться и основательно замёрзнуть. Когда до меня дошла очередь, я уже потерял веру и во взаимную любовь с первого взгляда и в деньги, как в ускоритель времени. Как-то даже меланхолично, я уселся в милицейский экипаж и понуро потупился. Ну, или тупо понурился.
- Ну что? - бодрясь, спросил меня инспектор. - Давайте решать?
- А что решать? - буркнул я. - Выписывайте квитанцию.
- Вы же говорили «быстро и по-любви».
- Говорил, но у вас не получилось быстро. А одной любви мне мало.
- В смысле?
- В смысле - за то время пока я вас ждал, я успел похудеть на два килограмма. И замёрзнуть, на два градуса. За такой «оперативный» сервис не хочется платить.
- А у вас, когда голова болит, вы же идёте в поликлинику? А там если очередь, вы же ждёте врача?
- Ну что вы путаете мягкое с тёплым? Врач меня избавляет от боли. А вы её доставляете. Ваша аналогия не верна в принципе.
- Ну, мы же не можем взять просто деньги и отпустить. Народ остальной будет возмущаться. Мол, кого-то сразу отпустили.
- Так вы деньги берёте - вы и объясняйте народу, почему кого-то сразу отпустили, а кого-то нет. А то вы и деньги хотите, и чтобы всё было чинно и степенно. Могли бы сказать народу, что ехал майор ФСБ или прокурор, или депутат. И, вообще, я не думаю, что с вас будут объяснительные требовать. Так что выписывайте квитанцию…
В Пятигорск мы всё-таки приехали. Нашли курортный городок, а в нём нужный нам санаторий. После чего помогли племяннице устроиться и вежливо откланялись.
Дальше наш путь лежал к моему другу - Саше. Очень хорошему человеку. Чтобы с вами не приключилось, будь-то банальный (пардон!) понос или нетривиальная золотуха, Саня всегда знает, как быть. Всё дело в том, что он фармацевт. Я бы даже сказал - «фармацевтище». Такой с двухсот шагов попадёт белке в глаз отличит таблетку цитрамона от таблетки аспирина.
Вечер, проведённый у Саши, представляет мало интересного для широкой публики и может быть охарактеризован несколькими словами: пиво, шашлык, костёр, задушевные беседы, «Ты меня уважаешь?». Всё.
Утром мы решили выйти на осмотр достопримечательностей. Первое, что мы сделали - отправились на обзорную площадку, расположенную на вершине горы Машук. Туда ленивых туристов доставляет канатная дорога. Из вагончика можно сделать несколько любопытных фото.
Я почему-то чувствую себя в этих вагончиках некомфортно. Боюсь высоты. ;)
Граффити возле санатория "Ленинские скалы".
С Машука открывается поистине величественная панорама. Я не пожалел, что взял с собой штатив и всю эту панораму снял.
Панорамка. Сжата для ЖЖ
Вершина оказалась не голой безжизненной скалой, как я себе представлял, а цветущим альпийским лугом. Наверху нашлись опорный пункт продажи мороженного и сувенирная лавка. Мы купили себе товарища О. Бендера. Теперь у меня два Остапа - одного я купил в Одессе на Дерибасовской, другого в Пятигорске на Машуке. Осталось купить третьего - в Нью-Васюках.
Вид с Машука.
Насладившись вдоволь панорамой, мы спустились вниз, в курортный городок. Саша сказал, что ездить по нему нельзя. Мне стало любопытно, а как быть с теми, кто приезжает отдыхать в санаторий - бросать машину в нескольких километрах и идти пешком? Мой друг ответил, что должна быть с собой путёвка, подтверждающая, что ты приехал в санаторий. Я спросил, а как быть тем, кто приехал забирать свою родню? Саша ответил, что не знает. До провала было идти довольно далеко, и мы решили проехаться.
Конечно же, нас остановили славные сотрудники ГИБДД. Где-то на полпути к провалу. На вопрос есть ли у меня путёвка, я честно ответил, что нет. Тогда мне сказали, что я допустил очень грубое нарушение - въезд на знак «проезд запрещён». Я возразил, что грубое нарушение - это «въезд запрещён». А «проезд запрещён» регламентирует транзитный проезд. Я же сюда не проездом, а по делу - забрать из санатория родственника. Они спросили, чем я могу это доказать. Я парировал, поинтересовавшись что, собственно, мне пытаются инкриминировать - то, что я проехал пятьсот километров из Ростова, ради «просто покататься в неположенном месте»? Мне сказали, что им всё равно, и что нужна либо путёвка, либо пропуск, подписанный начальником ГИБДД Пятигорска. Короче договорились, что штрафовать меня не будут, но и проехать не дадут. Я сделал вид, что уехал обратно, а сам припарковался за углом, и мы пошли бродить по Курортному городку.
Курортный городок.
Городок вызвал у меня противоречивые чувства. Чистые улицы и красивая природа немного диссонировали в моём восприятии с обветшавшими санаториями Советского периода. Вот куда ещё не добрались предприимчивые инвесторы. Зашли попить минеральной воды. На улице стоял бювет - павильон, в котором можно запросто попить воды прямо из скважины. На вкус, если честно, вода - так себе. Газация не очень сильная, что даже приятно, но вот привкус сероводорода заставляет задуматься о вещах отнюдь не возвышенных.
Вот такая бутыль!
В Пятигорске есть ещё отдельно Академическая Галерея Минеральной Воды, названная в честь 200-летия Академии Наук в 1925 году. До этого она называлась Елизаветинская, так как была воздвигнута на месте Елизаветинского источника. Но мы до неё не добрались. Я просто сфотографировал её издали.
Академическая Галерея Минеральной Воды
Прошли мимо Пироговских ванн. Это лечебно-профилактический комплекс для принятия водных процедур, названный так в 1960 году в 150-летия со дня рождения выдающегося врача и педагога - Н.И. Пирогова, участвовавшего в Кавказских баталиях в роли военно-полевого хирурга.
Нельзя, конечно не упомянуть про Провал - известный многим по произведению Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Я представлял его себе несколько иначе. Как-то внушительнее и живописнее. Что-нибудь вроде уходящей в бездну пропасти. И обязательно водопад. Типа Рейхенбахского. К своему удивлению, я обнаружил, что Провал - это подземное озеро. В 19-м веке провал представлял собой воронку в земле глубиной в 40 метров. На дне воронки находилось озеро. Из-за того, что состав воды богат серой, а также особой микрофлоры, вода в озере голубая.
Цвет воды безусловно необычный, но "мыльные хлопья" на купание не вдохновляют.
Несмотря на это, в том месте где вода вытекает наружу, народ активно купается.
Красотами провала любовался ещё Лермонтов и даже описывал его в своих произведениях. Во времена поэта над провалом был сооружён мостик, с которого на лебёдке спускали желающих искупаться в озере.
Вид со дна провала.
Позднее, в 1858 году, был прорублен тоннель, и провал стало возможно посещать с земли. Все расходы по сооружению тоннеля взял на себя московский почетный гражданин П. Лазарик.
Вход в провал. В фильме, кстати, снято не это место. ;)
Однако всё же у большинства из нас это место ассоциируется с одной из «комбинаций» Остапа Бендера, а именно - продажей билетов «с целью капитального ремонта, чтобы не слишком провалился». Скульптура Бендера напоминает больше актёра Сергея Юрского. Хотя, лично мне по душе образ, созданный Андреем Мироновым в постановке Марка Захарова. У них Бендер не просто находчивый авантюрист, но скорее романтик, человек с полётом души.
Поведусь на аферу и я.
Билеты, кстати, подорожали. Остап продавал их по пятаку для детей, милиции и красноармейцев, по десять копеек для прочих граждан и по тридцать копеек для «нечленов профсоюза». Однако нынче все билетики - по пятьдесят копеек.
Видимо, инфляция.
Мы побродили ещё по курортному городку. Перекусили в одном из кафе и отправились дальше.
Собственно, так легко и непринуждённо мы добрались и до культурной части этого очерка - до места дуэли Лермонтова. Если, конечно, убийство светоча русской поэзии можно считать частью культурной программы.
Место дуэли Лермонтова и Мартынова.
В школе нам преподавали, что Михаил Юрьевич, был революционный поэт, находившийся в оппозиции с царским режимом. И что его убийство - дело политическое. Так мне запомнилось. Позже, когда я стал интересоваться этим вопросом, выяснилось, что политики тут никакой не было.
К Лермонтову я всегда относился с уважением. Чего уж там. «Герой нашего времени» - одно из немногих произведений школьной программы, которое я прочёл с удовольствием. К слову и поэзия Лермонтова была мне ближе всего. Если не принимать поэзию Серебряного Века - там были свои кумиры. Мало кто знает, но Михаил Лермонтов ещё и неплохо рисовал. Но больше всего меня восхищала его производительность - как много он написал в свои неполные двадцать семь! Как прекрасно владел пером. Мне кажется, будь у Лермонтова хотя бы ещё десять лет, и кто знает, считался ли бы Пушкин величайшим русским поэтом. Учитывая, что у Лермонтова не было возможности серьёзно заниматься литературным трудом (основную часть времени занимала военная карьера) и то, что умер он, не достигнув зрелого возраста, можно предположить, что таланту его в значительной мере только предстояло раскрыться.
Природа Кавказа поразительна. Неудивительно, что она служила источником вдохновения Лермонтову.
Однако оказалось, я напрасно идеализировал образ поэта. Он был весьма непрост. По свидетельствам очевидцев, Лермонтов имел довольно склочный и язвительный характер. Часто сам и являлся провокатором и инициатором ссор. По словам современников, он был не по годам развит, и перерос детские и юношеские воззрения гораздо раньше своих сверстников. Уже в двадцать лет он обладал взглядами взрослого опытного мужчины. Эту склонность к рефлексии он передал своему герою - Печорину. Помните: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия».
Мартынова как-то спросили, не стыдится ли он того, что убил «солнце русской поэзии». На что тот ответил, что нужно было знать Лермонтова лично, чтобы понять его мотивы. И что, если бы он не убил его на той дуэли, то непременно бы постарался сделать это в другой раз.
Справедливости ради скажу, что перед смертью Мартынов похоже раскаялся и написал небольшое эссе в котором попытался объяснить потомкам причины и ход конфликта приведшие к той трагической (по словам же Мартынова) дуэли.
Причиной ссоры стали насмешки Лермонтова над Мартыновым на одном из светских приёмов в доме генеральши Верзилиной. По официальной версии, со слов Мартынова, тот подошёл к Лермонтову объясниться, и выглядело это так, что он попросил Лермонтова оставить свои остроты, но поэт сказал, что остроты свои не оставит, и если Мартынов хочет удовлетворения, то он, Лермонтов, от дуэлей никогда не отказывался. Таким образом, Лермонтов как бы сам поставил Мартынова в безвыходное положение - не вызвать на дуэль после таких слов было невозможно. Однако, эти показания уже исправленные. Первые же показания были немного другими. Мартынов сказал Лермонтову, чтобы тот прекратил свои остроты, иначе он найдёт способ заставить Лермонтова молчать. Тот ответил, что от дуэли никогда не отказывался. Т.е. получается, скорее сам Лермонтов оказался заложником чести, не в состоянии иначе реагировать на прямую угрозу. Однако свидетелей у этого объяснения между дуэлянтами не было, и тот факт, что Мартынов изменил свои показания, иначе расставив все акценты, говорят о том, что он пытался намеренно смягчить свою роль в инциденте.
По свидетельству одного из секундантов, князя Васильчикова, Лермонтов стрелять не собирался, да и не верил, что Мартынов будет стрелять. Судя по тому, что в следственных материалах этого дела имеются непонятные места, есть основания полагать, что дуэль прошла не совсем по правилам.
Обычно секунданты начинают считать: «Раз-два-три». Между «раз» и «два» целятся. Между «два» и «три» стреляют. Если после «три» выстрела не произошло, то дуэль считается законченной, и можно разрядить пистолеты в воздух, а противники примиряются. Либо, вызвавшая сторона может решить вопрос миром - первой выстрелив в воздух между счётом «два» и «три». Вызванная же сторона не имеет право первой стрелять в воздух во время дуэли. Это наносит ещё большее оскорбление вызвавшему, т.е. в данном случае Мартынову. Кроме того, дуэлянты должны неукоснительно выполнять требования секундантов, и развести противников могут только секунданты.
Показания же Глебова и Васильчикова довольно сбивчивы и часто менялись в начале, а потом вдруг приобрели однородность. Что позволяет предположить, что имел место сговор.
Возможно, что выстрела так и не последовало, после «три». По словам Васильчикова Лермонтов к барьеру не шёл, а так и остался стоять в позе дуэлянта - правым боком к противнику, прикрывши верхнюю часть тела рукой с пистолетом, согнутой в локте. Дуэль была с тремя выстрелами. Т.е. если оба противника промахивались, то их снова бы развели к барьеру. Осечку было решено считать за выстрел.
На вопрос о том, стрелял ли Лермонтов, и не было ли осечки, Мартынов ответил уклончиво лишь то, что осечки не было.
Пуля вошла Лермонтову в правый бок и вышла навылет из левого. Направление пулевого канала говорило о том, что в момент ранения он стоял с поднятой вверх правой рукой - уже не прикрываясь. Скорее всего, поэт произвёл выстрел в воздух, после счёта «три» - т.е. окончания дуэли. Однако, один из секундантов, по разным показаниям то ли Глебов, то ли Столыпин ещё до выстрела Лермонтова в воздух выкрикнул: «Стреляйте или я вас разведу». Таким образом, команды на прекращение дуэли не было. И Мартынов мог трактовать выстрел Лермонтова как намеренное оскорбление - вызванная сторона произвела выстрел в воздух.
В своих воспоминаниях князь Васильчиков писал: «…Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, говорил, что сам стрелять не будет, да и Мартынов стрелять не станет. Лермонтов продолжал шутить, даже когда заряжали пистолеты. Васильчиков видел по лицу Мартынова, что он будет стрелять и предупредил Лермонтова, что это всё не шутки. Вскинув пистолет, Лермонтов отвернулся, презрительно улыбнулся и покачал головой. Мартынов побежал к барьеру, долго прицеливался и произвёл свой ужасный выстрел…»
Теперь уже трудно восстановить реальную картину происшедшего, но как бы то ни было, недоразумение это закончилось трагично для молодого человека по имени Михаил Лермонтов, а русская культура потеряла в его лице одного из самых одарённых поэтов своего времени.
Портрет на обелиске.
Сейчас на месте дуэли установлен памятный обелиск, а народ приезжает туда во время свадеб - возложить цветы и почтить память великого поэта. На портрете Лермонтов смотрится взрослым и умудрённым мужчиной. А мне этот образ совсем не по душе. Я почему-то представляю себе юношу, порывистого, умного, и терзаемого несоответствием своего миропонимания и существующего миропорядка. Ироничного, но тонкого, ранимого и благородного в душе. Как жаль, что вышло так нелепо…
С какой-то лёгкой грустью я покидал Пятигорск. Но дорога уже потекла под колёсами, поманила своими изгибами, и я улыбнулся ей - всё пройдёт, пройдёт и эта грусть. Впереди ждал меня красивые пейзажи, песня ветра да пузатые румяные гаишники. Но это уже совсем другая история.
По дороге домой попадались довольно живописные места.
Другие очерки о России:
У подножия Вечной Горы. Парк бабочек. Поездатый музей. В гостях у сказки. Семь мгновений из жизни на облаке. Как праведны российской славы корни!. Гордость донских степей. Фотосафари по-ростовски. Река моей памяти. Геленджик. Беглый осмотр. Фототур в Лаго-Наки. Осень 2013. Прогулка по лесу с богом Солнца. Цветущая степь. Один день в компании умных людей.