Игра престолов по-тайски. История королевского дворца

Jun 24, 2013 19:08


Первый вывод, который я для себя сделал в Таиланде: намечай свои экскурсии на раннее утро, чем раньше - тем лучше. Следует делать корректировки лишь на время открытия той или иной достопримечательности. Этот вывод я сделал по пути от храмового комплекса Изумрудного Будды к Королевскому Дворцу. Я чувствовал себя белым оплывающим эскимо, и казалось, что дворца мне, похоже, не видать. От жары содержимое моей головы испарилось, и внутри черепа стало сухо и комфортно. А над пустыней моего сознания начали колебаться причудливые миражи. Но тут неожиданно наступило облегчение. Помощь пришла со стороны гида в виде замороженной матерчатой салфетки, которую мне положили на шею. Кровь, поступающая к голове, начала охлаждаться, и я вернулся в привычную для меня реальность.




Я огляделся. Мы находились на территории дворцового комплекса династии Чакри - ныне правящей в Таиланде. Фамильное имя «Чакри» выбрал лично основатель династии Будда Йодфа Чулалоке, известный также под именем Рама I. Любопытна история основания династии.



Территория королевского дворца.

В середине XVIII века столица Сиама располагалась в Аютии (иногда употребляется название «Аюттхая» или «Аюттая»). В то время сиамцы постоянно воевали с бирманцами, при чём военная фортуна чаще оказывалась на стороне последних. В 1767 году войска бирманцев осадили столицу. Обороной Аютии руководил Таксин - талантливый военачальник и харизматичный лидер. Тогдашний король Сиама Бороморача V предложил бирманцам забрать город, но те оказались не жадными и настаивали на полном его разрушении. Когда положение стало безнадёжным, Таксин во главе с небольшим войском вышел из стен города и, прорвав осадное кольцо, ушёл вниз к морю. Столица пала, король погиб, и Сиам распался на несколько разрозненных территорий, контролировавшихся разными военными вождями. Таксин контролировал прибрежные южные территории. Он решил не восстанавливать разорённую Аютию, а вместо этого основал новую столицу на правом берегу Чаупхрайи, которой было дано имя Тхонбури. За каких-то полгода ему удалось объединить разрозненные силы королевства и не только полностью прогнать бирманцев, но укрепить военную мощь страны настолько, что бирманская угроза в принципе перестала существовать для Сиама.



Служить в королевской гвардии имеет свои плюсы и минусы, судя по выражению лиц гвардейцев.

Уже в 1768 году его короновали, и он продолжил укреплять свою страну. В годы его правления был подчинён основной конкурент Тхонбури - Чиангмай, а также поставлена в вассальную зависимость Камбоджа. Страна росла и процветала, пока, увы, короля не одолел банальный старческий недуг, а именно - маразм. Он провозгласил себя новым воплощением Будды и жестоко расправлялся со всеми, кто не верил этому. Следствием этого послужил дворцовый переворот и смещение Таксина с трона.



У современных гвардейцев лица бесстрастные.

В это время его близкий соратник, генерал Тхонг Дуанг, был в Камбодже, но, узнав о перевороте, спешно вернулся в столицу. Проведя расследования, аресты и казни он быстро восстановил порядок и взял власть в свои руки. Король Таксин попросил разрешить ему уйти в монахи, однако, из опасений возникновения нового мятежа, его было решено казнить. Одно из преданий гласит, что Таксин просил аудиенции у генерала, но тот отказал ему.



Ландшафтное озеленение придворцовой территории. :)

Согласно одной из исторических хроник короля Таксина обезглавили в крепости Вичай Прасит в среду, 10 апреля 1782 года. Согласно другой из хроник Такскина казнили согласно древней традиции, запрещающей проливать на землю королевства кровь монарха. Низложенного короля посадили в бархатный мешок и забили до смерти палками. Существует, однако, легенда, что таким образом Тхонг Дуанг спас своего бывшего соратника, посадив в мешок другого человека, а Таксина тайно вывезли в удалённую горную обитель, где он доживал отведённые ему годы и умер только в 1825 году. Многим может показаться, что в этой романтической версии о спасении бывшего соратника есть что-то благородное и сентиментальное. Но я думаю, что человек, посаженный в мешок вместо Таксина, оспорил бы подобные выводы.

Впрочем, многие современные историки сомневаются в подобной романтической трактовке событий, так как имеются свидетельства того, что генерал сам давно желал трона и критиковал Таксина за его внешнюю политику, толерантную к китайцам.



На территории дворцового и храмового комплексов много скульптур в китайском стиле.



Очевидно Китай оказывал сильное культурное и политическое влияния на новую правящую династию.

Вот так вот, вытанцовывая из-за печки, мы подошли к воцарению новой династии. В 1782 году на трон взошёл Тхонг Дуанг, который стал известен впоследствии как Будда Йодфа Чулалоке, или просто Рама I, основатель династии Чакри.

Полагаю, что имя династии тесно связано с «чакрой» - боевым оружием, которое представляет собой метательный диск. Именно такой диск расположен на эмблеме правящей династии, и именно такой диск является небесным оружием Нараяны, аватары бога Вишну, земным воплощением которого провозглашают себя короли этой династии.

Новый король, перенёс столицу из Тонбури на левый берег Чаупхрайи, частично из-за стратегических соображений, частично из-за желания начать историю своей династии с чистого листа. Так появился «Крунг Тхеп» - город ангелов, который нам больше известен под именем Бангкок.

Забавно, но тайцы понимают фонетическую разницу между «р» и «л», однако артикулируют их совершенно одинаково. Когда Санья, наш гид, рассказывал о короле, он говорил «Лама Первый». Мы уточнили: «Лама» или «Рама»? Оказалось, что всё-таки «Рама». Чуть позже мы спросили у Саньи о том, как тайцы называют европейцев. Санья засмеялся и сказал:

- Фаланги.

- Фаланги? - уточнили мы.

- Нет! - Санья решительно замотал головой и раскатисто прорычал: - Р-р-р-р! - И потом снова: - Р-р-р-р! Понятно? - И следом же добавил: - Фа-лан-ги! Понятно?

- Фаранги? - спросили мы.

- Да, - наш гид просиял, довольный нашей сообразительностью.

- А что это значит? - спросили мы.

- Это значит «гуава», - сказал Санья и, предвосхищая наш вопрос, продолжил: - Потому, что у гуавы белая мякоть.

Пока все оценивали это метафорическое сравнение, я с грустью подумал, какой из ответов предложить нашему гиду, если он спросит о том, как мы называем тайцев. На ум пришло сразу несколько вариантов: «косорылые», «узкоплёночные» и «желтомордые». Несколько секунд мой мозг пытался придумать этим «эвфемизмам» красивые поэтические объяснения, но быстро понял всю тщетность подобных стараний. Уж лучше соврать, подумал я, и сказать, что мы называем их «дынями», потому что мякоть у дынь жёлтая. А ещё лучше притвориться, что не понял вопроса и просто раскатисто рассмеяться. Тем более, что сам Санья так и поступал, когда чего-то не понимал. Всё-таки тайцы добрее нас. А у нашей группы с того дня появилось название - «Весёлые гуавки».



Наш гид (в синей рубашке) и мы собственно "Весёлые Гуавки" справа от него.

Дворцовый комплекс представляет собой множество зданий, однако жара подгоняла нас не хуже бича и, собственно, я заострил внимание на двух архитектурных группах. В первую очередь стоит упомянуть, конечно же, Пхра Тхинанг Дусит Маха Прасат. Не знаю, как это переводится, но предполагаю, что примерно «Большой Дворец Священного Трона». Поскольку «пхра» - «священный», «тхинанг» - «сиденье», «маха» - скорее всего большой, а «прасат» - «замок». Как перевести «дусит» я не знаю, но предполагаю, что это имя собственное. Поэтому если у кого-нибудь есть знакомый таец, или кто-то знает тайский, то буду рад услышать правильный перевод, который положит конец моим мукам на переводческом поприще.



Пхра Тхинанг Дусит Маха Прасат

Пхра Тхинанг Дусит Маха Прасат был построен по указу Рамы I для проведения коронаций и других торжественных обрядов. Здание представляет собой прямо-таки хрестоматийный образец традиционной тайской архитектуры. Крестообразное в плане, здание устремляется вверх и заканчивается золотым шпилем, символизируя Священную Гору Меру - центр Вселенной, согласно космологическим воззрениям индуистов.



Взять к примеру шпиль Пхра Тхинанг Чакри Маха Прасат

Сам шпиль делится на три части - верхняя часть, острие, символизирует бутон лотоса с каплей кристальной росы, что обозначает просветление и обретение свободы от круга перерождений сансары. Колоколообразная середина шпиля является чеди, ступой в которой был погребён прах Будды. Нижняя треть шпиля, разделённая на семь частей, олицетворяет семь уровней рая присутствующих в буддистских верованиях. Фронтоны здания украшены фигурами Нараяны, летящего на спине Гаруды. Считается, что этот бог спустился с небес в облике человека, чтобы облегчать людям их страдания. Как я уже писал выше, именно с этим божеством связывает своё происхождение нынешняя королевская семья.

Но, конечно же, самое большое внимание привлекает, конечно же, Пхра Тхинанг Чакри Маха Прасат. Опять же предположу, что можно перевести как Большой Тронный Дворец Чакри. Возведённый по приказу Рамы V, он в противоположность предыдущему дворцу имеет нетрадиционные архитектурные решения. На лицо архитектурная эклектика, смешавшая западный и восточный стиль, что, в принципе, отражало царящие в тот момент в стране политические веяния.



Пхра Тхинанг Чакри Маха Прасат

Дело в том, что Рама V проводил в стране обширные реформы, направленные на интеграцию с Европой. Дворец проектировали англичане Джон Кланиш и Генри Роуз. Изначально здание задумывалось полностью в европейском стиле, с куполами. Но во время строительства премьер-министр Чуанг Буннак убедил короля сделать крышу с типичными классическими шпилями тайской замковой архитектуры.



Смешение стилей: лев в европейской традиции.



Сингха - лев в азиатской традиции. Шар в пасти льва выточен вместе со статуей, а не положен отдельно. Его можно катать. :)

В Таиланде самым почитаемым животным являются слоны. В древности боевой слон был транспортным средством короля, а потому считается одним из символов королевской власти. Тайцы любят и уважают слонов. Их можно довольно легко встретить в местах, где развит туризм. Я ещё не раз упомяну этих животных в своих очерках.



Фигура слона перед королевским дворцом.

Мы покинули королевский дворец в полдень, впереди нас ждал Ват По, Ват Арун и развалины Аютии. «Весёлые гуавки» истекая, словно соком, свежеполученными впечатлениями упаковались в свой автобус…



Прощальный взгляд на храмовый комплекс Изумрудного Будды.

Другие очерки о Таиланде:
Таиланд. Вступительное слово.
Бангкок. Храмовый комплекс Изумрудного Будды.
Ват По и несколько любопытных фактов о Будде.
Флора Таиланда.
Ват Арун - Храм Зари. Бангкок.
Аюттая. Как посмотреть сквозь камни.
Прогулка по ночному рынку Чианг Мая.
Несколько часов в раю. Ват Ронг Кун.
Тропический сад мадам Нонг Нуч.
Ночная жизнь знаменитой Уокинг Стрит.
Племя длинношеих женщин.
Раздел "Тайланд" нашего сайта "Туры из Ростова"




Таиланд, путешествия

Previous post Next post
Up