Это очередной очерк, описывающий приключения «Весёлых Гуавок». Обещаю, будет скучно, муторно и немного информативно. Хорошая новость в том, что информативность будет избыточной и бесполезной, а главное - не будет содержать в себе никаких развлекательных элементов. Люди с вменяемым чувством реальности найдут нижележащий рассказ утомительным, искусствоведы же наоборот - сочтут мои заметки откровенно поверхностными и спорными. А начнём мы мой помпезный монолог с цветастой цитаты одного весьма известного человека.
Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определённости, ни постоянства.
Здесь читателям предлагается, глядя на картинки выше, угадать автора данного изречения. Если вы вдруг не угадали, не печальтесь. Сию демотивирующую фразу изрёк Сиддхартха Гаутама, в миру - наследный принц, по убеждениям - нигилист, и по профессии - Будда.
Я не случайно выбрал именно эту цитату именно этого автора, ибо речь здесь пойдёт о традициях изображения Будды, снова о тайских храмах, и о тех немногочисленных личных впечатлениях, которые впитал внутри черепной коробки мой расплавившийся от окружающей жары маргарин. Чтобы хоть как-то утешить тех немногочисленных, оставшихся мне лояльными читателей, пообещаю, что следующий очерк из Таиланда будет не о храмах, и даже не о буддизме.
На входе встречают два гиганта - явно в китайском стиле.
Гид затруднился объяснить почему они в китайском стиле и китайский ли это стиль. Мне он кажется китайским.
А сейчас - о храмах и о буддизме. После храмового комплекса Изумрудного Будды и королевского дворца, мы отправились посмотреть ещё два знаменитых храма - Ват По и Ват Арун. В этом очерке речь пойдёт о Вате По, или как его ещё называют - о Храме Лежащего Будды. На самом деле, насколько я понял, Ват По можно перевести как «Храм дерева Бодхи», ибо дерево Бодхи по-тайски называется «П(х)о», если гид не соврал. Это то самое дерево, под которым Будда обрёл просветление. Ну, а если подходить с научной точки зрения то, дерево Бодхи - это фикус, а если уж быть совсем точным, то - Ficus Religiosa.
Впрочем, полное название храма по-тайски пишется так «วัดพระเชตุพนวิมลมังคลาราม ราชวรมหาวิหาร» и, скорее всего, как раз и переводится как «Храм Лежащего Будды». Для европейца очень непросто выговаривать длинные тайские названия, поэтому и мы для удобства примем сокращённый вариант «Ват По».
Говорят, что этот Будда чёрный, чтобы показать, что каждый может из чёрного стать золотым. Может, впрочем, это один из семи Будд прошлого. Никто точно не знает?
Итак, первое место, куда туристов ведут гиды, это - вихан храмового комплекса. В моих прошлых заметках я писал об устройстве тайских храмов. Если кому интересно, можно перейти по
этой ссылке. Для остальных скажу, что вихан - это место где хранят изображения Будды. В данном случае основным объектом туристского интереса является уникальная скульптура лежащего Будды. Она поражает своими размерами - длина статуи около 46 метров, а высота - 15 метров. С виду фигура кажется золотой, но на самом деле сделана из кирпичей, которые сверху оштукатурены и лишь потом покрыты тонким листовым золотом. И сама статуя и вихан вокруг неё были возведены при Раме III в середине XIX века.
Фото слабо передаёт масштаб.
Будда, между прочим, не просто лежит. Это скульптура изображает не отдых и не сон Учителя, а момент ухода в паринирвану - высшую стадию обретения свободы. В европейской обывательской среде слово «нирвана» зачастую синонимично слову «блаженство». Мы часто обозначаем этим словом высшую степень удовольствия и наслаждения. На самом деле, если вдуматься, буддисты вкладывают иной, если и не противоположный, то уж точно не пересекающийся с блаженством смысл. К блаженству стремятся гедонисты, буддисты же стремятся к покою.
Нирвана дословно переводится как «угасание» и под этим «угасанием» подразумевается угасание сознания, полный отказ от чувств и переживаний. Нет переживания - нет и страдания. Есть лишь совершенный покой, и он может быть достигнут лишь вместе со смертью. Поэтому буддисты считают нирвану угасанием сознания, но с остатком. Полное угасание наступает только со смертью и называется «паринирвана», когда рвётся круг перерождения и сознание перестаёт быть. Как видите, это мало похоже на блаженство или наслаждение. По крайней мере, не похоже на то, как мы привыкли эти слова понимать.
На этом фото размеры понятнее.
Гигантские размеры статуи как бы напоминают о легенде, в которой к Будде явился гигант - асур Раху. Раху мог проглотить солнце и луну, однако рядом с Учителем он почувствовал себя настолько ничтожным, что ему казалось, что размером он меньше ступней Будды и даже лежа Учитель взирает на него сверху. Пристыженный гордец понял, что Истина всегда превосходит физические размеры. Взирал Будда сверху и на нас. Мы же пошли дальше, нисколько не поумнев. А жаль…
Будда. Вид...ммм...снизу, скажем так.
Кстати, ступни статуи также интересны - они инкрустированы перламутровыми изображениями: по 108 изображений на каждой стопе. Каждое из изображений символизирует собой какой-то личностный аспект Будды, воплощенный в предмете, растении или животном. Кстати, когда я пишу «Будда» я подразумеваю, конечно, наследного принца Сиддхартху Гаутаму, и все дальнейшие упоминания будут именно о нём и его жизни. Если кто вдруг не знает - «Будда» это не имя, а термин, который переводится как «пробуждённый». Будд было много и согласно большинству буддистских воззрений будет ещё как минимум один. Но тот, о житие которого обычно рассказывают - Сиддхартха Гаутама. Все прочие Будды являлись на свет в доисторические времена.
Один из 108 аспектов.
Слон явился к матери Будды во сне.
Также при входе можно разменять бумажные деньги на сто восемь мелких монет и кидать их в 108 горшков, стоящих за спиной у Будды. Считается, что это приносит удачу. По меньшей мере, данный аттракцион можно считать пожертвованием, помогающим содержать этот прекрасный храм.
Вдалеке справа видны "Весёлые гуавки".
На глаза попадалось множество деталей, и тут, желательно, понимать, что к чему. Либо можно просто довериться своему вкусу и просто фотографировать то, что кажется красивым.
Вельможи. На вид китайские.
Чофа. Настолько стилизованная, что и не понять, что это птица.
Похоже снова китаец. Или мне мерещится.
Естественно мы зашли и в бот (главное помещение) храма. Стены его были покрыты росписью, очень похожей по стилю на ту, которую мы видели в крытой галерее Вата Пра Кео. Сам Будда восседает под традиционным многоярусным зонтом «чатра». Поза Будды символизирует максимальное сосредоточение. Об этом говорит особое положение рук, так называемая «мудра». В данном случае это дхьяна-мудра используемая для медитаций. Что ж, не будем нарушать священного сосредоточения. Впрочем, чего уж тут лукавить, мы этого сделать и не сможем. Во-первых, потому что даже сам Мара, бог иллюзий, не смог прервать медитацию Будды и отвлечь внимание Учителя. Во-вторых, потревожить Будду не получится, потому что это статуя.
Без комментариев. Просто красиво.
Далее мы встретили статую, изображавшую сидящего Будду, за спиной которого раскрыл свой капюшон Мучалинда - царь нагов (нагараджа). Во время своей медитации под деревом Бодхи Сиддхартха настолько отрешился от мира, что не заметил, как во время пятой недели пошёл проливной дождь. Тогда нагараджа, который распознал в медитирующем человеке будущего Учителя всего живого, выполз из-под земли и обвил своим телом Будду, а затем раскрыл над ним свой капюшон, защищая от непогоды. Мучалинда считал, что негоже оставаться без защиты тому, к кому скоро придут за защитой все страждущие.
Будда и Мучалинда.
Обратите также внимание на позу Будды. Теперь его правая рука опущена и пальцами он касается земли. Это уже другой канонический жест - бхумиспарша-мудра. Как я уже упоминал выше, бог иллюзий и смертных соблазнов Мара всячески искушал Будду, пытаясь сбить того с пути ведущего к просветлению. Сюжет, несомненно, похож на более поздний сюжет искушения Христа Дьяволом, но я сейчас не об этом. Так вот, Мара, пытаясь сбить с толку Сиддхартху, сказал, что всё вокруг Будды, и даже клочок земли, на котором тот медитирует, - иллюзия и не принадлежит ему. Тогда Учитель коснулся пальцами почвы, призвав саму Землю в свидетели того, что он своей праведностью заслужил того, чтобы на ней сидеть. И посрамлённый демон отступил. Есть иная трактовка, которая говорит о том, что в момент просветления Будда понял, как положить конец страданиям и призвал в свидетели Землю.
Как бы то ни было - а один приметный факт бросается в глаза. Длина пальцев рук Будды одинаковая. Это один из тридцати двух признаков сверхъестественного происхождения Сиддхартхи.
Любители уфологии найдут в описании Будды описание инопланетянина, ведь некоторые детали прямо таки фантастичны: наличие перепонок между пальцев, сорок зубов, золотой цвет кожи, к которой не приставала пыль (явно скафандр из какой-то чудо ткани), половой член, который прятался (подобно слоновьему) внутри туловища и прочее.
Это, конечно же, благодатная тема, о которой можно говорить и домысливать бесконечно. Но если начать рассуждать о канонах изображения Будды, то можно узнать любопытные моменты.
Форма ушей не из-за внеземного происхождения. Будда бы принцем и носил тяжёлые серьги, от которых мочки вытянулись.
Изначально, непосредственно после смерти Сиддхартхи, было не принято изображать его в виде человека. Обычно Учителя изображали иносказательно, метафорично. Это мог быть рисунок пустого трона или лотоса, к примеру. И хотя я нашёл упоминания о том, что якобы прижизненные изображения делались (и даже благословлялись самим Буддой), но все эти свидетельства относятся скорее к легендам, нежели историческим фактам. Так что традиция «инопланетных» черт во внешнем облике сложилась гораздо позднее.
Будду могли изображать, к примеру, вот так.
А что касается исторических фактов, то я с удивлением прочитал о том, что первые антропоморфные изображения Будды появлялись лишь в I веке до н. э. в Гандхаре - области лежащей ныне на территории современного Афганистана. Эти земли на протяжении с IV по I вв. до н.э. принадлежали то персам, то грекам, то индийцам. Именно здесь происходило тесное взаимопроникновение культур Запада и Востока. В III веке до новой эры царь Ашока, из династии Маурьев, принял буддизм и стал всячески оказывать помощь в его распространении. Именно при нём буддистская община - сангха - окрепла и набрала силу, а сам буддизм обрёл популярность.
Ни один тайский храм не обходится без чеди.
Они воздвигаются на месте захоронения реликвий или мощей святых и монархов.
Тут и начали появляться первые изображения Будды. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы заметить влияние традиций эллинской скульптурной пластики. Многие исследователи полагают, что именно в Гандхаре зародились, а позднее и почти что полностью сложились каноны скульптурного изображения Будды.
Причём же тут Ват По, спросите вы? И я невольно вынужден вам сознаться, что не знаю. Просто отвлёкся, как это у меня часто бывает, и увёл очерк куда-то в сторону. Это явный признак того, что пора бы и заканчивать своё повествование. Впереди нас ждал Ват Арун - последняя остановка в Бангкоке. Но, как я и обещал, следующий очерк из Таиланда будет не о нём и, вообще, не о храмах и буддизме. О том как «Весёлые Гуавки» побывали в Вате Арун я расскажу через очерк. За сим откланиваюсь.
А стены старого храма остались ждать новых туристов.
Другие очерки о Таиланде:
Таиланд. Вступительное слово. Бангкок. Храмовый комплекс Изумрудного Будды. Игры престолов по-тайски. История королевского дворца. Флора Таиланда. Ват Арун - Храм Зари. Бангкок. Аюттая. Как посмотреть сквозь камни. Прогулка по ночному рынку Чианг Мая. Несколько часов в раю. Ват Ронг Кун. Тропический сад мадам Нонг Нуч. Ночная жизнь знаменитой Уокинг Стрит. Племя длинношеих женщин.Раздел "Тайланд" нашего сайта "Туры из Ростова"