Представление о духе человека как совокупности помыслов и совести человеческой души, приобретает совершенную ясность при его сопоставлении с представлением о Духе Божием.
Бог есть Истина - источник всякого добра. Любое отклонение от олицетворяемого Истиной добра суть зло. Иными словами: зло есть отрицание добра. Эту мысль подтверждает святой Дионисий Ареопагит в своем творении «О Божественных именах»: он разъясняет, что
зло существует, но не имеет сущности; сущность же появляется благодаря Добру.
Истинен только один дух - творящий добро Дух Святой - дух христианства. Дух Святой - Дух Божий - Дух Истины, являясь одним из Лиц Святой Троицы, существует реально. Прочие же духи, как не творящие добра и так или иначе отрицающие дух христианства, отрицают добро и являются злом, не имеющим сущности, а потому существуют лишь умозрительно.
Эти духи - дух тщеславия, дух самолюбия, дух трусости и прочие хранятся в
сердце человека как вместилище духа в виде
желаний (грехов), составляя в совокупности с
потребностями (добродетелями) дух человека, определяющий его характер, то есть являющийся характеристикой человека.
Здесь следует отметить еще один важный момент. Дух человека характеризует не только положительные, но и отрицательные его качества, и уже поэтому отстоит от добра и, следовательно, является умозрительным сущим: «И́же бо ве́сь зако́нъ соблюде́тъ, согрѣши́тъ же во еди́нѣмъ, бы́сть всѣ́мъ пови́ненъ» (Иак 2:10) и «Еда́ ли исто́чникъ отъ еди́наго у́стiя источа́етъ сла́дкое и го́рькое?» (Иак 3:11).
Моя благодарность Андрею Власюку (
chervinskij), невольно инициировавшему изложение приведенных здесь соображений.