Былинный мир (набросок)

Jun 11, 2013 22:19

   Мы сегодня имеем две записи русского былевого эпоса: более древнюю германско-скандинавскую в форме «Саги о Тидреке Бернском» и поздние отдельные записи былин на Русском Севере.  Центральным персонажем обеих версий является Владимир Красно Солнышко - Вальдемар, государь киевский. Конечно образы в саге и былинах существенно различаются характеристиками, но это легко объяснимо тем обстоятельством, что былины сохранили собственно русский и более архаичный (судя по описанию русского «царя» ибн-Фадлана) образ, в то время как сага отражала представления о правителе скандинавов и кроме того континентальных германцев рыцарской эпохи. Сага возникла на основе немецких рыцарских сказаний «Песни о Дитрихе Бернском», которые в свою очередь сложились на основе преданий эпохи Великих Переселений. В сагах Вальдемар могущественный правитель, конунг Руси и пулинов (полян-поляков), отец могучего богатыря Тидрека Русского, равного по силам Тидреку Бернскому.  Вальдемар брат «царя» вильтинов-велетов Озантрикса и богатыря - ярла (воеводы) Ильи Греческого. У Ильи два сына - Гертнит и Гирдир - служащие Озантриксу, и дочь, бежавшая вместе с возлюбленным в Италию. Илью (на этот раз Русского) знает и южнонемецкая поэма «Ортнит», рассказывающая о «императоре» Ортните, правящем в итальянской Гарде. В одной из былин Илья встречает деву-воительницу из Италии, которая оказывается его дочерью и признается, что три года он служил «королю Тальянскому». Тогда то и прижил дочь. Тут мы видим двойное совпадение : служба Ильи королю Италии = служба Ильи Ортниту  и итальянская дочь = дочь, бежавшая в Италию.
    Ортнит приходился Илье (а значит и Вальдемару-Владимиру, и Озантриксу) племянником. Отцом же герою был некий дух или карлик. Это сближает Ортнита с одним из персонажей русских былин - Волхом Всеславичем. Волх или Вольга, князь-оборотень,  назван племянником Владимира, а отцом его был сверхъестественный Змей, в котором нетрудно увидеть языческого русского Бога (Перун и Велес  изображались в образе змея-дракона). Одна из былин рассказывает о том, что Волх получил от дяди три города и отправился брать  с них дань, встретив по дороге чудо-пахаря Микулу, явного полубога, известного также как хранитель тяги земной.  Другая былина повествует о походе дружины Волха и захвате враждебной южной страны («Индеи», «Турец-земли»), где Волх становится государем, убив прежнего царя Сантала.  Сын сверхъестественного существа и русской княжны, ставший правителем южной страны - Волх удивительно напоминает Ортнита, лишенного правда своих чудо-способностей (что и не удивительно, Ортнит - герой христианского мира, воюющий против сирийского короля-язычника!).
    Владимир русских былин, которого мы традиционно представляем зрелым мужчиной, а то и вовсе старцем, на самом деле еще не женат или же только женится. Богатыри добывают ему невесту.  Это важное обстоятельство, на которое указал  уважаемый Озар Ворон в своем блогге, позволяет сложить две версии эпоса - сагу и былины вместе: былины рассказывают о начале правления  Владимира, а «Сага о Тидреке Бернском» о его конце, когда полчища гуннов и готов уничтожили Русское «королевство» на Дунае. Приблизительная хронология эпической истории будет выглядеть следующим образом:
1.       Владимир Красно Солнышко занимает престол своего отца Гертнита Старшего или Всеслава;
2.       Ортнит - Волх получает удел от дяди, а потом завоевывает себе царство на юге, в Италии
3.       Ортниту служит его дядя Илья
4.       Илья до или после этого путешествует по Святым горам, где встречает исполина Святогора, с которым братается и после смерти которого наследует чудо-силу великана
5.       Илья приходит ко двору Владимира, где уже отметились своими подвигами Алеша Попович и Добрыня Никитич, который вместе с Дунаем добывает Владимиру супругу в «земле Поморянской»;
6.       Начинается многолетняя война между велетами и гуннами, в которую оказалась втянута и Русь. Аттила и его союзники - готы Тидрека побеждают велетов, после чего наносят поражение русам. В этой войне гибнут Владимир и его сын Тидрек Русский. Правителем Руси становится некий брат Владимира ярл Ирон, о котором ранее не упоминалось (толи так по ошибке назван Илья, толи это правда другой брат).
   В эту основную схему можно вплетать все прочие сюжеты русских былин. Некоторые моменты в былинах будут служить при этом опорой. Так, к примеру, в тот момент, когда Алеша появляется в Киеве и убивает в поединке могучего Тугарина Змеевича, при дворе не оказывается более ни одного богатыря, который мог бы приструнить обнаглевшего Тугарина. С другой стороны, Владимир в этой былине уже женат,  а жену ему, как уже говорилось, привели Добрыня и Дунай. Дунай на Руси был чужеземцем, поступившим на службу. Этому предшествовала встреча и поединок с Добрыней. Соответственно, Илья появляется при дворе уже тогда, когда там прославились Добрыня и Алеша. За время отсутствия, как мы уже знаем, Илья успел послужить племяннику в Италии и побывать в Святых горах, где приобрел силу исполина. Вероятно, на пути в Киев произошли известные из былин события - освобождение «Чернигова» от разбойников (в этой былине Илью называют «королевичем») и победа над Соловьем. Позднее, когда Илья в былинах превратился в «крестьянского сына» его первая половина жизни была заменена уже народными сказителями болезнью и «33 годами сидения на печи».
    Естественно, за века эпос вобрал себя множество сказаний и песен, которые изначально к нему не имели отношения. Другие песни и образы могли появиться уже под влиянием новых событий русской истории. Гуннов, главных противников Руси 4-5 вв., сменяли хазары, хазар печенеги, печенегов половцы, половцев татары. Все это не могло не найти отражения в эпосе. Не иначе как воспоминанием о тяжелом противостоянием с Хазарией, мы обязаны появлением образа могучего богатыря Жидовина, справиться с которым под силу оказывается только Илье. Возможно, что противостояние Руси и Хазарии отразилось также в былине про Ивана Годиновича и его борьбе с Кощеем-Кошерищем.
   Однако, древнейший слой, «дунайский» слой былинного эпоса восстановить можно. И не только восстановить, но и сложить вместе с немецкой поэмой и скандинавской сагой в единое полотно древнейшей русской легендарной истории! Истории правления государя и подвигов его витязей, которые настолько отложились в памяти его народа, что петь о нем продолжали на протяжении полутора тысячилетий! 

эпос, Русь, былины, богатыри

Previous post Next post
Up