Былинный мир (набросок)

Jun 11, 2013 22:19

   Мы сегодня имеем две записи русского былевого эпоса: более древнюю германско-скандинавскую в форме «Саги о Тидреке Бернском» и поздние отдельные записи былин на Русском Севере.  Центральным персонажем обеих версий является Владимир Красно Солнышко - Вальдемар, государь киевский. Конечно образы в саге и былинах существенно различаются ( Read more... )

эпос, Русь, былины, богатыри

Leave a comment

Comments 131

katzanja June 11 2013, 19:04:45 UTC
Даёшь "славянское фэнтези" на заданную тему!

Reply

ortnit June 11 2013, 19:19:35 UTC
Хех) помнится года полтора назад тож самое Озару сказал))) Он огорченно покачал головой "знаете молодой человек, сколько у меня таких проектов в письменном столе....". Думаю подрасту немного и осилю это дело... Начало будет примерно такое: древний город на Дунае, конец 4 века... На площади (думаю она там была) бурлит народ. Скандируют "Ильгис! Ильгис!" (ну по нашему значит "Илья! Илья!"). Через ворота медленно тянется дружина - конные медленным шагом... А впереди огромный воин, усы, чуб (он без шлема), весь в татухах, на поясе огромный меч. К седлу за волосы и бороды прицеплены головы поверженных врагов. Русская дружина вернулась из набега... Колона всадников движется к царскому терему. Валамир Красно Солнышко, сын Харатона (думаю его как то так звали в те времена), владыка руси и полян, встречает своего сводного брата.

Reply

katzanja June 11 2013, 19:29:53 UTC
Да я придуриваюсь, не читаю худлит жи. Но кинцо, типа Беовульфа/Шрека, было бы очень к месту. Митщты...

Кстати, русская дружина должна вернуться из похода, а не из набега ;))

Reply

ortnit June 11 2013, 19:32:03 UTC
Это Великие Переселения, они развлекались как могли. Так что из набега, из набега. Хотя сами то они наверняка думали, что из похода... ты прав)

Reply


aloslum June 11 2013, 20:11:29 UTC
Постараюсь не скатываться к своим предположениям, тебе в общем известным, позволю себе несколько замечаний и соображений ( ... )

Reply

ortnit June 11 2013, 20:34:44 UTC
Я и статью прочел и ваше обсуждение видел) небыло таких родовых имен. Если всех вместе могли еще называть скажем Ольговичами или Мономашичами, то человека с отчеством Всеволодович никто родовым прозвищем не называл. А Волх мог носить отчество деда потому как отца у него не было. Что касается Гертнита-Всеслава, то тут вполне разделяю твое мнение. Ты меня убедил. В процессе наших обсуждений родилась у меня версия, что Всеслав - это титул Харатона. Если помнишь, этого любопытнейшего персонажа единственный источник не называет гунном. Так что он вполне мог бытрусским государем. По смыслу саги и гунны попадали в империю Гертнита.

Reply

aloslum June 11 2013, 20:49:58 UTC
В истории родовые прозвища к отдельным лицам может и не применялись, но тут-то эпос. К тому же по легенде, изложенной в так называемой Иоакимовской летописи Владимир, живший по счёту поколений как раз в 5 веке, был не сыном, а внуком Славена (а в былинах его зовут и ВсеСлавичем-Сеславичем и СветСлавичем, подобно тому как Илью - Свет-Ивановичем)

Reply

ortnit June 12 2013, 07:06:21 UTC
Только вот Илью Свет-Ивановичем зовут потому, что он там сын Иванов. А Иоакимовская летопись - все таки позднее произведение. Что-то там могли переделать в духе времени, имена явно переделывались под эпонимический лад - все эти Скифы, Словены, Вандалы. Конечно созвучие тобой отмеченное удивительное, но "готские летописи" были известны уже в 16-17 веке. Так что думаю, автор летописи просто приукрасил свое произведение готскими именами.

Reply


брат ext_1649702 June 13 2013, 17:59:00 UTC
А в нашем эпосе есть ли более конкретные указания на родство Владимира и Илеаса, чем наличие у Моравленина куньей шубки и именование его сына королевичем? Если упоминание о принадлежности именно тому же княжьему роду? Не могу с ходу вспомнить.

Reply

Re: брат ortnit June 13 2013, 18:23:02 UTC
В былинах он старый казак и крестьянский сын, а королевичем его самого называют, когда он Чернигов освобождает.

Reply

Re: брат ext_1649702 June 14 2013, 06:28:07 UTC
Да я не против) возможно,в каких-то вариантах отражено более древнее представление о его "родстве" наряду с поздними наслоениями о "крестьянстве и казачестве"? Ведь есть же кунья шубка и королевич сын.

Reply

Re: брат ortnit June 14 2013, 15:44:02 UTC
К сожалению нет. Кстати, поправочка, он сам себя королевичем называет.

Reply


sventoplkus November 16 2022, 13:14:30 UTC
Интересно, где находилась столица этого государства. В дунайском Киеве (как в былинах) или в дунайском Новгороде (как в Тидрек-саге)?

Reply

ortnit November 16 2022, 13:45:58 UTC
В "Тидрек-саге" просто наложились друг на друга традиции саг о Руси Исторической, в которой, по мнению скандинавов, именно Новгород/Хольмгард играл ключевую роль (в этом отразились реалии времен Ярослава Мудрого в период между 1024 - 1036 гг.). Да и "Киев Дунайский", судя по всему, плод слияния Киевской Руси и памяти о дунайском прошлом. Но, когда я это сочинял, столица у меня была называлась Киевом.

Reply

sventoplkus November 16 2022, 13:49:44 UTC
А может столица вообще называлась условным Велиградом (как у мораван и ободритов).

Reply

ortnit November 16 2022, 13:55:34 UTC
Более вероятно, что столицы как таковой просто не было. Это для ранней государственности вообще явление достаточно редкое. Слишком дорогое удовольствие - содержать двор и дружину в одном месте. Поэтому, франкские короли долгое время кочевали по стране.

Reply


sventoplkus November 17 2022, 01:52:44 UTC
Смущает, что в саге Озантрикс играет довольно значимую роль, а в былине от него (или от персонажа, заменившего его) лишь блеклая тень в виде Забавы Путятишны, племянницы Владимира и никаких других следов ни Путяты, ни Озантрикса, ни Озериха. Непонятно только, это русские былины так деградировали, или же в скандинавскую сагу была внесена инновация.

А насчёт Ортнита-Вольги кажется, что варианты, где он является племянником Владимира и/или Ильи, относительно поздние, потому что былина о нём по сюжету архаична, подобно былинам о Святогоре и Микуле, и выглядит искусственно привязанной к киевскому циклу. Версия „Сказания о Словене и Русе“, где Вольга „Волхов“ - сын Всеслава „Словена“ и, соответственно, ровесник „Гертнита“ и дядя „Ильи“, выглядит более правдоподобной.

Reply

ortnit November 19 2022, 10:43:47 UTC
Вариантов может быть масса. Я за годы, что занимаюсь этой темой, поменял мнение несколько раз. И германский вариант, и скандинавский вариант, и русский - все это результат слияния разных традиций. Ни одна из них не является аутентичной. Сейчас у меня позиция сводится к следующему. В западных вариантах смешались предания о ругах времен Великих Переселений и предания русского героического эпоса, восходящие к 9 веку. В русском варианте на эту основу 9 века наслоились отдельные сюжеты и персонажи 10-13 вв., а также в какой-то степени влияние западного эпоса, так сюжеты кочевали по обе стороны "линии Керзона".

Reply

sventoplkus November 19 2022, 11:16:56 UTC

Да, я согласен, что тут есть много наслоений и нельзя всё сводить к чему-то отношу. Лев Прозоров, кажется, относил былины о Вольге, Микуле и Соловье Будимировиче к эпосу ильменских словен.

Reply

ortnit November 19 2022, 11:33:43 UTC
Я не разделяю такое толкование. На мой взгляд, все эти персонажи (Волх, Микула, Вольга, Соловей) - это раннерусский эпос 9-10 вв.

Reply


Leave a comment

Up