Теория мотивации Фредерика Герцберга (начало)

Dec 14, 2009 15:01


Еще раз: Как вы мотивируете работников?




Как много статей, книг, речей и семинаров было посвящено вопросу: «Как мне добиться, чтобы работники делали то, что я хочу?»

Психология мотивации слишком сложна, а то, что нам известно с некоторой степенью уверенности - действительно мало. Но такое скромное соотношение не охлаждает пыл к новым открытиям, многие из которых - с академическими корнями. Без сомнения, и эта статья не повлияет на эту тенденцию, но поскольку изложенные в ней идеи были проверены рядом корпораций и других организаций - она поможет - я надеюсь - исправить дисбаланс в вышеупомянутом соотношении.

«Мотивирование» пинком.

На лекциях для предприятий по данному вопросу я заметил, что аудитория страстно жаждет быстрые и практические ответы, поэтому начну с прямолинейной, практической формулы для того, чтобы заставить людей двигаться.

Что является простейшим, надежнейшим и наиболее прямым способом добиться от кого-либо чего-либо? Попросить? Но если он ответит, что ему не хочется это делать, понадобится психология для определения причин для такого упрямства. Сказать ему? Ответ показывает, что он вас не понимает, и сейчас понадобится специалист в коммуникациях, чтобы показать вам, как действовать в таких ситуациях. Дать ему денежное вознаграждение? Не нужно напоминать читателям о комплексности и сложности, с которыми неминуемо сталкиваемся при установлении и администрировании систем вознаграждения. Показать ему своим примером? Это означает затратную тренинговую программу. Нам нужен простой путь.

В каждой аудитории есть «прямолинейный» менеджер, который крикнет: «Пните его!». И этот тип менеджеров прав. Наиболее надежный и наименее мудреный способ добиться от кого бы то ни было чего бы то ни было - произвести пинок под зад - выдать то, что называется «мотивирующий пинок».

Существуют разнообразные формы пинков, и вот некоторые из них:

Негативный физический пинок. Это буквальное применение термина было часто используемым в прошлом. У него есть, тем не менее, три главных недостатка: (1) это не элегантно, (2) это противоречит строгому представлению доброй воли, взращиваемой многими организациями, и (3) поскольку это физическая атака, она напрямую стимулирует автономную нервную систему, и это часто заканчивается таким же негативным ответом - работник просто может пнуть вас в ответ. Эти факторы стали причинами многих табу на применение негативного физического пинка.

По мере раскрытия бесконечных ресурсов психологической уязвимости и соответствующих методов ее использования, психологи пришли на помощь тем, кому не было разрешено использовать негативный физический пинок. «Он унес мой ковер», «Представляю, что она имела ввиду», «Босс всегда крутится возле меня» - эти симптоматичные выражения стали результатами применения следующего метода:

Негативный психологический пинок. У этого есть некоторые преимущества перед негативным физическим пинком. Во-первых, жестокость невидима, кровотечение внутреннее и появляется значительно позже. Во-вторых, поскольку он затрагивает высшие центры коры головного мозга с их тормозящими силами, снижается возможность физической ответной реакции. В-третьих, поскольку количество психологической боли, которую способен вынести человек, практически бесконечно, направление и сфера применения пинка возрастает в разы. В-четвертых, человек, управляющий пинком, может сделать так, что он выше всего этого, и позволить системе сделать всю грязную работу. В-пятых, те, то практикует такой пинок, получают некоторое удовлетворение своего эго (чувство превосходства), одновременно считая физическое насилие неприемлемым. И наконец, если работник жалуется, он всегда может быть обвинен в паранойе, поскольку никаких видимых свидетельств реальной атаки нет.

Но - что негативный пинок достигает? Если я пинаю вас в зад (физически или психологически), кто мотивирован? Я мотивирован; вы движетесь! Негативный пинок ведет не к мотивации, а к движению. Итак:

Позитивный пинок. Давайте рассмотрим мотивацию. Если я вам скажу: «Сделай это для меня или компании, и взамен я дам тебе вознаграждение, больший статус, продвижение по службе, все эти «ты мне - я тебе», существующие в промышленной организации», мотивирую ли я вас? Подавляющее большинство мнений, полученных мной от управленцев, было: «Да, это мотивация».

У меня был годовалый шнауцер. Когда он был маленьким щенком, и мне хотелось, чтобы он двигался, я пинал его сзади, и он двигался. Сейчас, когда он уже выдрессирован, я держу в руках пирог для собак, когда хочу, чтобы шнауцер двигался. В этаком случае, кто мотивирован - я или пес? Пес хочет пирога, в то время как мне нужно, чтобы он двигался. Снова таки, я являюсь тем, кто мотивирован, а псу приходится двигаться. В этом случае все, что я делаю, это прилагаю пинок не к заду, а к переду: я тяну, а не толкаю. Когда промышленность желает использовать такой позитивный пинок, к ее услугам огромное количество и разнообразие пирогов для собак (консервированные бобы для людей), чтобы размахивать ими перед носом для того, чтобы они прыгали.

Почему так случается, что менеджерская аудитория быстро замечает, что негативный пинок не мотивирует, но практически единогласна в своем суждении о позитивном пинке как о мотивации. Потому что негативный пинок - это насилие, в то время как позитивный пинок - соблазнение. Однако это же намного хуже - быть соблазненным, чем изнасилованным; первое означает несчастное стечение обстоятельств, в то время как последнее - что вы сами были участников своего собственного падения. Вот почему позитивный пинок так популярен: это традиция, это так по-американски. Организация не должна вас пинать, вы пинаете себя сами.

Дальше читайте:

продолжение

ч. 3
ч. 4

ч. 5

ч. 6
окончание

мотивация, hr, книга, Герцберг Фредерик, перевод

Previous post Next post
Up