17. Глобальная левая
(начало, предыд.) Из сопоставления центральных и правых ветвей Русского и Германского миров мы, пожалуй, выяснили максимум возможного для нашего анализа. Дальнейшее продвижение в понимании структуры этих процессов требует привлечения к анализу оставшихся двух этнополитических ветвей ‑ левой ветви, соответствующей представительному контуру цивилизации, и еще одной, третейской ветви.
Начнем с добавления в анализ левой ветви. Для этого нам придется поначалу выйти за пределы балтийского региона и даже отчасти за пределы Европы, поскольку наиболее наглядным примером левой ветви является Англо-саксонский мир. Так же как Германский мир ‑ это правая ветвь, а Русский мир ‑ пример «центральной» ветви, на которую также опирается Выход из Надлома всемирной истории. Хотя, наверное, правильнее называть опорную для политического центра ‑ осевой ветвью, а не центральной. Все же это ветвь этнополитического подъема, одна из четырех.
За эталон для сравнения опять примем разметку Подъема Русского мира, как наиболее нам близкую и изученную. Самым надежным ориентиром на шкале любого Подъема является узел 9/10 Инициации, имперского объединения цивилизационного пространства в «универсальное государство» по Тойнби. Очевидно, что для Англо-саксонского мира таким узлом было создание Великобритании в начале XVIII века. При этом Акт об Унии 1707 года не является финальным событием этого узла, по крайней мере, в масштабах всей будущей цивилизации, а не ее британского центра. Как и при создании Российской империи, финальным событием узла 9/10 является смерть монарха-реформатора в 1714 году с коренным изменением в династических правилах. Как и в России, смена британского монарха с опорой на немецкую партию последовала вслед за победным Утрехтским миром в войне за испанское наследство.
Ранее мы уже выяснили, что узел 9/10 Инициации на уровне империи является таковым и для правой ветви, в данном случае британской, примыкающей к Европе так же, как русско-балтийская ветвь. Так что теперь можно, ориентируясь на имперский узел в 1714 году, произвести ретроспективную разметку и всего англосаксонского Подъема и его правой ветви. Любопытно, насколько в этой ретроспективе сохранится синхронизация между двумя Подъемами ‑ общерусским и англо-саксонским?
Первые узлы англосаксонского Подъема так же легендарны и скрыты в тумане, как и призвание в Новгород Рюрика во главе варяжской руси или правление первых Меровингов в начале германского Подъема. Во всех случаях не обошлось без пиратского давления викингов на локальные протогосударства. Вторжение норманнов на остров на рубеже VIII века стало стимулом для объединения Англии под скипетром короля Уэссекса Альфреда Великого (871-899). По своим деяниям он ближе к Олегу Вещему, объединившему новгородские северные форпосты с южными киевскими. Возможно, аналогом легендарного Рюрика является предшественник Альфреда в Уэссексе. Впрочем, в любом случае начальным узловым событием является начало датской колонизации Восточной Англии (850), создавшее плацдарм для набегов на наследников Римского мира.
Можно напомнить, что ключевое событие европейской и британской истории ‑ вторжение Вильгельма Завоевателя на остров в 1066 году имело одним из следствий политический кризис в Древней Руси, поскольку Рюриковичи были связаны родственными связями с правящими на Балтике норманнскими династиями. Скажем, легендарная Анна Ярославна стала королевой Франции не из-за последующих успехов киевского князя Ярослава Мудрого, а потому что ее мать, шведская принцесса Ингигерда была племянницей датского короля Кнуда Великого.
Когда нормандское вторжение лишило датчан британских рудников, источников металла для норманнских оружейников, Великий Новгород перестал снабжать Киев оружием, переориентировавшись на вздорожавший балтийский рынок. Одновременно раскол и смута произошли в Византии, еще более важном для варяжской Руси источнике оружия, рынке сбыта охранных услуг и работорговли. После этого экономический смысл «пути из варяг в греки» как и общерусского единства был утерян, началась известная междоусобица и частичный раздел Руси на княжеские вотчины, оформленный Любечским съездом (1097).
Какой из политико-правовых актов можно считать аналогом решений Любечского съезда ‑ хартия Генриха I Ученого или его соглашение с братом Робертом Нормандским? Это пусть уточняют британские ученые. Мы же примем аналогичный узел англосаксонского Подъема 1100 год, хартию Генриха I при захвате им власти в Англии. Вопрос только в нумерации этого узла. Это уже революционная смена политического центра на принципиально новый (узел 3/4)? Или только смена «центра центра» и структуры прежнего англо-норманнского центра (или славяно-русского для Руси)?
Для русского аналога на рубеже XI века упало значение Киева как центра внешней торговли и базы военно-феодальной экспансии. Однако значение киевского стола как символа верховной власти сохранялось, как и легитимизирующая связь с Царьградом киевской митрополии. Эта связь оборвалась только в 1204 году после захвата имперского Константинополя крестоносцами. Тогда же был бесповоротно разорен русскими князьями Киев. Поэтому вопрос только в том, считать узлом Смены Центра 1204 год или же 1240-й? Именно тогда Киев был разрушен Батыем, и сформировался русско-литовско-ордынский полицентризм бывшей Киевской Руси.
Чтобы найти дополнительные аргументы для ответа, попробуем отыскать похожие события на параллельной шкале англо-норманнской истории. Что касается междоусобиц XII века, их было более чем достаточно и на Руси, и в Англии. А вот можно ли найти в англо-нормандской истории аналог Золотой Орды? Почему бы и нет, если вспомнить, что Великая Степь для Евразии и Средиземное море для Европы имеют общее значение трансконтинентальных торгово-пиратских путей. А также тот факт, что степные орды были столь же смешанными межплеменными отрядами, как и отряды крестоносцев. Как и татаро-монгольская орда, крестоносные ордена весь XII век вели экспансию на Востоке, а к XIII веку орденское влияние захватило и западные окраины Средиземноморья. Также как на Руси, это привело при Иоанне Безземельном к распаду англо-нормандской державы на северные английские и южные отдельные монархии (1204). Тогда же в английской части этого все еще общего, но уже полицентричного политического пространства была утверждена баронская хартия вольностей.
Мы пока не углубляемся в детали, а формируем самую общую разметку. Так что сразу, минуя междоусобную вторую четверть Подъема, перейдем к большому узлу 6/7. Не так сложно обнаружить в английской истории этот переломный узел в 1485 году, когда постоянные распри и династические феодальные войны между Йорками и Ланкастерами сменяются при новой династии Тюдоров государственной централизацией при поддержке и по образцу Франции. Такая же централизация после многих феодальных войн происходит по итогам правления Ивана III к 1504 году, и тоже по образцу и при косвенной поддержке южных соседей из Крыма и Стамбула.
Дальнейшее сходство правления Генриха VIII и Марии Стюарт и правления Ивана Грозного только укрепляют нашу уверенность. Хотя внешних и содержательных различий между английской и русской политикой тоже хватает, хотя бы по причине торговой и морской ориентации Англии в противоположность сугубо континентальной России. Возможно, поэтому в XVII веке протестантская теократия Кромвеля опирается на буржуазное ополчение, а столь же временная теократия патриарха Никона вынужденно опирается на царское войско.
Параллели в имперском узле 9/10 (1714-1721) мы уже обсуждали. Дальнейшая серия переворотов различается ‑ в России для смены политики приходится менять монархов, а в Великобритании ‑ кабинет со сменой правящих коалиций в парламенте. Тем не менее, несмотря на различие политических форм и веса разных сил в структуре политического центра, остается общая закономерность в смене фаз, характеризующихся ужесточением или либерализацией политики, связей центра с периферией, наличия схожих политических факторов как ирландский вопрос для Соединенного Королевства и польский вопрос для Российской империи.
Коренное отличие двух сравниваемых этнополитических процессов проявилось после Пика Подъема, в предварительной четверти Надлома. Гражданская война в России, известная как Пугачевщина, завершилась разгромом бунтовщиков и упразднением казачьей вольницы, в том числе упразднением Запорожской Сечи и Гетманщины как центра левой этнополитической ветви Русского мира. Англосаксонский мир в этой же фазе открыто раскололся, и американская вольница получила независимость. Скорее всего, это следствие того же самого различия между торговой морской цивилизацией и северной континентальной, требующей централизации для развития инфраструктуры.
Вообще можно заметить, что в каждой из рассмотренных цивилизаций доминирует соответствующая ветвь. Германский мир является основой европейской цивилизации как правого (исполнительного) контура всемирной истории, и внутри этой глобальной ветви доминирует тоже правая германо-балтийская ветвь, а также исполнительная ветвь власти. Аналогично в Русском мире доминирует центральная российская ветвь и монархический центр, а в «левом» Англосаксонском мире по мере его Подъема все большее значение получает представительная власть и соответствующая левая ветвь ‑ американская. Видимо, поэтому американские «казачки» оказались сильнее британской исполнительной власти и монархии, а их южнорусские коллеги с исполнительной системой бюрократии могут спорить, а с принципом монархической централизации ‑ нет.
Есть еще одно важное и закономерное различие. Начало имперского периода (узел 9/10) для Британии и России примерно совпадает. Это обусловлено общими для обеих ветвей этнополитическими факторами ‑ давлением похожих соседей, влиянием старых имперских центров ‑ католического Рима и православной Византии. Однако завершение имперского периода и колониальной экспансии для Британии наступает в 1945 году, на четверть века позже, чем в России. Можно так же заметить, что разница в длительности имперской фазы набежит в течение 12 стадии Подъема ‑ дважды завершающей четверти.
Лишь начиная с 1814 года, после победы коалиции над Наполеоном имперские политические центры обеих держав завершают свое созревание и становятся частью двух центров двух соответствующих контуров глобального политического процесса. При этом длительность политического цикла центрального контура (с решающим участием России) примерно вдвое короче, чем цикл представительного контура, стартовавший тогда же ‑ в узле 10/11 Глобализации. Представительный цикл завершается очередной сменой центра в узле 16/17 Глобализации (примерно сейчас, весной 2019 года). Центральный политический цикл предварительной четверти Глобализации завершился в 1945 году (узел 13/14).
При этом политический центр первой четверти Глобализации имеет больший масштаб, и включает как политический центр Русского мира, так и политический центр Англо-саксонского мира. Вернее два последовательных центра ‑ сначала в период 1814-1917 в глобальном центре участвует имперский политический центр России, а затем в 1918-43 годах ‑ советский довоенный центр. Таким же образом, британский имперский центр участвует как центр представительного контура Глобализации с 1814 по 1945 год, а затем до 2019 года продолжает участие лишь как часть коалиционного центра во главе с США. Тем не менее, активное участие британского имперского центра в Глобализации, ее представительном (финансово-политическом контуре) определяет темп смены фаз завершающей стадии англо-саксонского Подъема ‑ так же, как участие российского имперского центра в Глобализации сильно ускорило темпы политического развития имперской элиты, вплоть до отрыва от развития общества.
Аналогичный небольшой сдвиг фаз развития наблюдается в третьей четверти Подъема, наибольший в узле 7/8 (Генрих VIII в Англии в 1509 и Иван IV в России в 1547). Этот сдвиг также связан с активным участием новых политических центров в разных контурах европейской политики, когда динамика всемирно-исторического процесса и его разных контуров определяет динамику развития протоимперских политических центров в фазах их глубокого Надлома. По мере исчерпания сил и ухода из активной внешней политики фазы развития двух Подъемов снова выравниваются.
Таблица 17. Примерная разметка фаз Подъема общерусской и англосаксонской истории:
Фаза Подъема
Русский мир
Англо-саксонский мир
0/1 Рождение
862 призвание Рюрика ?
850 начало датской колонизации
1.16/17
943 договор с Византией ?
945 договор с Шотландией, усиление церкви при Эдмунде I
1/2
988 крещение Руси, изгнание варяжских кумиров и волхвов
1002 резня датчан в Англии
2.19/20
1055 смерть Ярослава Мудрого
1066 вторжение Вильгельма Завоевателя
2/3
1097 Любечский съезд, раздел Руси Рюриковичами
1087 смерть Вильгельма I, раздел нормандских земель
3/4 Выход
1205 разделение южных и северо-восточных княжеств
1204 разделение английских и французских владений
5/6
1328 митрополит Петр в Москве, Иван I во Владимире
1327 Эдуард III, централизация путем Столетней войны
6.16/17
1380 Куликовская битва
1378 Великий западный раскол, проповедь Уиклифа
6/7 Перелом
1505 Василий III Иванович - «наследник» Палеологов
1485 Генрих VII Тюдор, мир с Францией и Шотландией
7/8
1547 коронация царя Ивана IV
1509 Генрих VIII
8.16/17
1572 отмена опричнины
1547 ум.Генрих VIII
8/9
1619 конец Смуты
1625 ум.Яков I Стюарт
9.16/17
1666 лишение сана Никона
1660 Карл II, конец идеократии
9/10 Инициация
1725 смерть Петра I
1714 смерть королевы Анны
10.16/17
1730 Анна Иоанновна
1730 единовластие в кабинете Уолпола при Георге II
10.19/20
1741 переворот, Елизавета I
1742 отставка 1-го премьера
10/11 Пик Подъема
1762 переворот, Екатерина II
1761 Георг III, отставка Питта
11.16/17
1775 конец Пугачевщины
1777 битва при Саратоге, США
11.18/19
1795 Павел I
1793 война с Францией
11.19/20
1801 Александр I, опора на польскую партию
1801 отставка Питта-мл.,
С.К.Великобр. и Ирландии
11/12
1815, Венский конгресс
1815 Венский конгресс
12.14/15
1825, Николай I
1837 королева Виктория
12.15/16
1844 ум. А.Бенкендорф
1861, ум.принц Альберт
12/13
1855, Крымская война
1880 Афганская война
12.17.16/17=13.14/15
1861, реформа
1887 статус доминионов
12.17/18=13.15/16
1881, переворот, Александр III
1901 Эдуард
12.18/19=13.16/17
1905 Портсмутский мир
1919 Версальский мир
12.20/21=13.19/20
1911 закон о земствах Западных губерний, политический кризис
1931 Вестминстерский статут, политический кризис
13.21/22
1914 ПМВ
1939 ВМВ
13/14
Смена центра
1918, Брестский мир
1945 Победа над Германией, США - новый центр
В качестве комментария к таблице еще не лишний раз заметим, что совпадение отдельных сюжетов и поворотов в жизни монархов или президентов ‑ вряд ли имеет большое значение. Хотя порою такие совпадения могут быть неплохой иллюстрацией к изменениям соотношений движущих политических сил истории. Например, популярный в Англии принц-консорт Альберт тоже был немецким кузеном королевы Виктории, как и А.Бенкендорф, самый близкий советник и кузен царя Николая I. Оба были фактическими лидерами немецкой партии при дворе, высочайше курировали масонов, культуру и вопросы безопасности августейшей семьи. Но главное, что с их уходом схожим образом сменялся характер правления, включая настроения в элитах и обществе.
Аналогичные параллели в смене элитных настроений можно проследить в связи неудачами в Крымской войне для России и в Афганской войне для Британии. И даже формальная победа в Первой мировой войне не уберегла Британию от ирландской смуты, повлиявшей на авторитет монархии так же, как для монархии в России ‑ жестокие потери в бессмысленной войне с Японией и смута первой русской революции. Можно также, несколько забегая вперед, заметить, что после 1945 года в Британии, как и в России после 1917-го, имел место вариант послевоенного социализма с национализацией, карточной системой, отпадением колониальных окраин и перехватом внешнеполитического влияния бывшими союзниками.
Продолжение следует