Тысячелетие вокруг Балтики (Романтика закатов и восходов)

Oct 15, 2017 16:32

1. По волнам исторической памяти

Обещанное три года назад исследование исторического пространства-времени вокруг Белоруссии пришлось ждать. Не только из-за неспешного созревания кризиса на этом направлении постсоветской политики. Нужно было отточить инструменты, найти методы выявления и анализа больших ветвей исторических цивилизаций. И только после этого попытаться найти место нашей соседки внутри этой русско-балтийской ветви.

После завершения долгоиграющего эссе «О культурных революциях», где эти методы анализа в целом сформированы, автору нужно было отдохнуть в актуальной суете от философического путешествия в дебрях истории. Некоторая неопределенность по поводу важных прогнозов тоже мешала сосредоточиться. Но сейчас, похоже, запас энергии восстановлен, и снова есть желание нырнуть в туманные глубины, чтобы обнаружить и обнародовать новые совпадения и открытия. Большего удовольствия в этой жизни трудно себе даже представить.

Видимая поверхность политической жизни и новейшей истории Беларуси выглядит намного проще и спокойнее, чем у южных соседей. Однако этот момент лишь затрудняет анализ и прогноз ситуации. Политическое пространство бывшей Украинской ССР вобрало в себя все исторические территории и субэтносы, ставшие наследниками Великой Скифии, и все вместе - центральной осью черноморской ветви общерусской цивилизации. Новая, постсоветская белорусская нация по отношению ко всем историческим соседям выглядит сугубо маргинальным пространством.

Проходная в буквальном смысле роль Белоруссии исторически обусловлена восточноевропейским Большим Болотом так же, как «ветреная» роль западноевразийской Дикой Степи - Украины. Но и в том, и в другом случае влияние российского центра общей цивилизации эти исторические условия кардинально изменили. Мелиорация и развитие АПК и городов в считанные десятилетия превратило маргинальную ранее территорию в нормальную восточно-европейскую страну. Однако будет ли эта страна отдельной нацией или нет - зависит от наличия собственной роли в более широком историческом контексте, включающем политическое влияние всех соседей.

Эту возможную политическую роль Минска, а равно границы и структуру балтийской ветви русской цивилизации, нам и нужно будет выяснить по ходу нашего путешествия. Однако это не является главной целью, а лишь желаемым побочным результатом, лежащим на главном направлении интереса. Интереснее всего - более детальный сравнительный анализ алгоритмов развития двух цивилизаций - европейской и русской. Хотя этот анализ не может не затронуть сложные, можно даже сказать - романтические отношения внутри Восточной Европы, находящейся на восходе для Запада и на закате для Востока.

Еще более интересно - найти новые методы для анализа сложных переплетений исторических сюжетов внутри и между цивилизациями. Найти новые инструменты можно только в рамках весьма свободного от условностей поиска в жанре философического квеста. Для этого придется, как и в предыдущих эссе, перечитать и критически осмыслить работы других исследователей общей истории и предыстории Восточной Европы. И вообще ни в чем себе не отказывать, применяя самые неожиданные из ранее найденных инструментов анализа.

Вообще, такое путешествие в историческом времени-пространстве возможно только путем погружения в коллективные «воспоминания» - несовершенные отражения объективных исторических процессов в хрониках летописцев и преломления в реконструкциях историков. Принимать эти «сны наяву о прошлом» за чистую монету нельзя даже при абсолютной честности авторов перед собой и читателями, что означает всего лишь неосознанность предвзятости и ангажированности. Тем не менее, даже самые фантастические сны, так или иначе, отражают реальность социальных отношений, и даже иногда рассказывают о них больше, чем хотелось бы сновидцам. Нужно только иметь под рукой хотя бы относительно прозрачный «кристалл» хорошей теории.

Такой «кристалл» в виде фундаментальной модели, как минимум, политических процессов в наших руках имеется. И даже встроен во все более удобный механизм методов «хроноскопа». Насколько этот «кристалл» прозрачен, становится ясно только по итогам практического применения. А таковым может быть только нахождение новых и новых надежных взаимосвязей между историческими событиями и процессами. Если эта путеводная нить в лабиринте противоречивых сообщений и обобщений выводит на новые открытия и снимает противоречия, значит, теория работает, и методы развиваются.

Поэтому нам нельзя надолго задерживаться на берегах актуальной политики, нас ждет романтическое путешествие по весьма бурным волнам исторической памяти. Хотя и от анализа актуальной политики есть определенная польза в виде сбывшихся прогнозов. Тоже доказательство хорошо настроенной политологической оптики. Однако улучшить такую настройку и увидеть будущее без обращения к истории невозможно.

Продолжение следует

Белоруссия, Прибалтика, историософия, Европа, Русь, теория, начало

Previous post Next post
Up