7. «На старт, внимание…»
(начало,
предыдущая)
Прошедший «расширенный» уикенд был для Кремля праздничным не только из-за юбилеев Путина и Спутника. Для первого «лучший мой подарочек» - это была повинная голова короля Саудовской Аравии с прилагаемыми миллиардными контрактами и сокращением поставок нефти ради ее цены. Наверное, поэтому российский лидер выступал на Российской энергетической неделе «как власть имеющий» над мировой энергетикой. По сути, были подведены и наглядно презентованы основные итоги двух лет российского решительного присутствия на Ближнем Востоке.
Тем интереснее тот факт, что едва ли не первым мероприятием после такого подведения итогов, а значит и на старте следующего политического цикла стало совещание в Кремле «по вопросу использования ИТ в финансовой сфере». На этом совещании Путин поставил давно ожидаемую политическую задачу для ЦБ и законодателей поставить под регулирующий контроль бурно развивающийся базар криптовалют, чтобы превратить его в цивилизованный рынок, исключающий контрабанду, отмывание и прочий криминал.
Характерно, что речь не идет о полном запрете криптовалютных операций, что радует. То есть государство и более чем влиятельные спецслужбы уже понимают, что мягкое регулирование может быть более эффективным инструментом, чем жесткое «держать и не пущать». Притом что поводов и даже причин для непущания более чем достаточно, включая разгул терроризма. Однако, если криптовалюты просто запретить вместе с прилагаемыми к ним мечтами и манящими перспективами для многих активных граждан, то это лишь подтолкнет естественную и необходимую экономическую активность граждан к обходным путям, сделает их защитной ширмой для действительно криминальной активности, которую такими запретами не остановить.
Если же между физическими лицами и криптовалютной сетью с биржами и прочими сервисами внедрить «квалифицированных посредников», сохраняющих анонимность от всех, кроме государства, то «блокчейн» из царства безграничной свободы сам собой оборачивается пространством осознанной необходимости соблюдать российские и не только российские законы. Для большинства активных граждан, не имеющих в виду участие в незаконном трафике оружия, наркотиков, работорговле или работе наемного киллера, а равно в уходе от налогов в крупных размерах, такое легкое регулирование не ограничит возможностей, например, венчурного сбора средств на технологические стартапы.
Следовательно, данное указание Путина является еще одним, достаточно явным подтверждением нашего давнего вывода и прогноза о состоявшейся замене «стояночного тормоза» спецслужб советского образца на более современную модель «рабочего тормоза», необходимого для безопасного движения. Притом что вообще без тормозов вряд ли можно достичь каких-либо прагматичных целей, а только романтического состояния свободного падения. И то ненадолго.
Вчерашнему совещанию в Кремле предшествовало весьма громкое заявление председателя ЦБ РФ Набиуллиной о создании в России «национальной системы финансовых транзакций». После принятия к концу 2018 года специального закона все платежи физических лиц будут гарантироваться и отслеживаться в единой системе, очень похожей на блокчейновую систему криптовалют. Понятно, что «квалифицированные посредники», включая коммерческие банки, подключенные к такой системе, будут иметь доступ только к «своим» транзакциям, как и сами физлица. Тем не менее, любой перевод денег можно будет не только отследить, но и ограничить кругом таких же «квалифицированных посредников». Это, как минимум, сильно ограничит рамки для всевозможных «беловоротничковых» мошенников, а с учетом дальнейшего ухода от наличных платежей - и для обычных мошенников тоже.
Тут же последовали поспешные комментарии неназванных сотрудников ЦБ прессе о том, что окончательно не ясно, будет ли объявленная «нацсистема» строиться на «блокчейне» или же на более привычных для ЦБ централизованных базах данных и мейнстримных до сих пор мейнфреймовых системах. Эти слухи отражают вполне естественные противоречия внутри аппарата и попытку ангажированных прежними ИТ-подрядчиками топ-менеджеров затормозить банковскую «революцию сверху». По всей видимости, именно поэтому, чтобы наглядно расставить токи над ё, на совещание к Путину был приглашен господин Солонин, владелец и гендиректор QIWI - единственной ИТ-корпорации, входящей в Ассоциацию «Финтех» вместе со Сбербанком и другими госбанками. Банки на встрече, видимо, представляли руководительницы ЦБ.
При этом нужно признать, что обязательное по закону внедрение всего лишь через пять кварталов - это очень малый срок для столь масштабной «национальной системы». Это означает, что «блокчейновая» технологическая основа для работы с крупными банками из «Финтеха» уже в целом готова к работе, так что остальным участникам финансового рынка останется - либо добровольно «встать на учет», присоединиться к системе, либо забыть о каком-то участии в обслуживании не только ведомств, но и любых подрядчиков и даже субподрядчиков по федеральным госзаказам или, тем более, о льготном проектном финансировании от ЦБ.
Скорее всего, уже этой зимой рабочий прототип национальной системы финансовых транзакций начнет работать, так сказать, на добровольной основе между банками - учредителями ассоциации «Финтех». И они же смогут выполнить заданные другим законом условия для работы с криптовалютой. Так что созданное год назад объединение крупнейших банков и самой финансовой из ИТ-компаний свою задачу практически выполнило. Иначе никакого публично освещенного совещания во главе с Путиным не было.
Однако, помимо продвинутого «Финтеха» этим летом, после публичной отмашки со стороны Путина, было создано еще несколько объединений и центров, посвященных блокчейну, криптовалютам и так далее. Начать можно с самого простого - советник помощника президента России Г.Клименко создал еще одну внешнюю упаковку для все тех же участников уже «традиционного» Интернет-бизнеса, которые его и выдвинули как своего лоббиста в АП. Называется РАКИБ - ассоциация криптовалют и блокчейна, и нужна, в общем-то, лишь для оформления лоббистских запросов наверх и сбора взносов со среднего и мелкого бизнеса, пользующегося этими технологиями, но не участниками их развития.
Примерно столько же совещательного смысла и в Экспертном совете по цифровой экономике и блокчейн-технологиям, срочно учрежденном при Комитете ГосДумы по экономическому развитию. В этом имеется лишь тот политический смысл, что спикер ГосДумы Володин играет нынче роль противовеса правительственному законотворчеству, опираясь как раз на систему таких экспертных советов. Так что сможет при случае замотать или выхолостить поправки банкирского и мэйнстримно-айтишного лобби, действующего через «либералов» в правительстве Медведева.
Куда более интересно создание под эгидой НИТУ «МИСиС» и при участии ВЭБа так называемого «Центра компетенций блокчейн», первым резидентом которого стал со своим Эфириумом тот самый Виталик Бутерин, с которым Путин встретился во время Петербургского экономического форума. За прошедшее время роль и компетенции Эфириума обозначились более отчетливо. Его базирование в канадском Ванкувере, поближе к Силиконовой долине и прочим центрам либеральной фронды в США очень неплохо сочетается с развитием сервисов по максимальной анонимизации «цифровых» транзакций по выводу валютных средств из-под крепчающего в США финконтроля. При этом Канада, напомним, сохраняет самые тесные политические связи с Лондоном - не только с королевским дворцом, но и с Сити, и со спецслужбами. Лондонское крыло глобальной финансовой олигархии - «менялы» являются финансово-политическим бенефициаром такой политики оффшорных сервисов для всех нуворишей и прочих желающих обойти налоговый и таможенный контроль своих государств.
Разумеется, этими «компетенциями» Эфириума могут воспользоваться и российские нувориши или криминальные элементы. При этом Кремль мог бы занять более жесткую позицию по отношению к криптовалютам и договориться с Белым Домом, как и с китайскими товарищами о совместных действиях против «менял». Однако и Россию, и Китай, и Старую Европу вполне устраивает внутренний раскол и взаимная борьба между англоскасами и в целом внутри финансовой олигархии. Поэтому можно отнестись и более лояльно к весьма условному союзнику в Лондоне, и даже поддержать в какой-то мере развитие его финтеховских проектов. Однако взамен требует не только доступ к самим технологиям и опыту их практического внедрения, но и доступ к инсайдерской информации, по крайней мере касающейся России. Ведь это только для внешних наблюдателей транзакции Эфириума через подставные адреса выглядят хаотичными и несвязанными, а не для владельцев сервиса.
В свою очередь «центр компетенций» при одном из ведущих вузов хорош тем, что совершенно легально может оплатить, например, лекции топ-менеджеров Эфириума или поездки наших научных сотрудников в штатском для обмена опытом. Заявленный ВЭБом объем финансирования в миллиард рублей вовсе не означают, что этот открытый для проектов фонд будет обязательно потрачен. Но при наличии у партнеров интересной для Кремля информации - это гарантия легальной оплаты.
Можно еще заметить, что МИСиС исторически близок к пролондонскому крылу российских политиков. Это альма-матер банкира Фридмана, а вице-премьер Дворкович является председателем Наблюдательного совета. Поэтому выбор площадки для такого «обмена опытом и компетенциями» не случаен. Также как не случайно более жесткое отношение к МИСиСу со стороны контролирующих володинских кадров в Минобре. До создания «Центра компетенций» университет официально ходил в передовиках программы «5-100», а сразу после появились многочисленные претензии. Таковы правила политической игры на столь высоком уровне - при неисполнении взятых обязательств можно лишиться не только фишек, но и площадки для игры. А может быть кому-то из чиновников захотелось расставить свои кадры поближе к таким заманчивым цифрам - одно другого не исключает.
В других крупных вузах и не только столичных тоже, как грибы после дождя, начали появляться если не кафедры, то специальные курсы по блокчейну и криптовалютом. Но это, скорее, умельцы по Н.Паркинсону - «кто не умеет ни работать, ни руководить, тот учит».
Наконец, по инициативе аппарата правительства было создано еще одно формальное объединение, целая упряжка из нескольких «коней и ланей» под неожиданным наименованием - АНО «Цифровая экономика». От приглашения замглавы аппарата правительства М.Акимова не смогли отказаться «Ростелеком», «МегаФон», «Росатом», «Ростех», Сбербанк, АСИ, «Яндекс», «Открытая мобильная платформа», «1С», Mail.ru Group, МТС, Фонд «Сколково», «ВЭБ инновации», «Рамблер», «Почта России» и «Вымпелком».
Участие путинского Агентства стратегических инициатив (АСИ) может ввести стороннего наблюдателя в заблуждение, будто бы эта затея помогает или хотя бы дополняет работу по поручению президента. Однако стоит обратить внимание на состав участников вчерашнего совещания в Кремле. От правительства там был только министр финансов Силуанов, который политически так и остался «заместителем Кудрина» и внутренним противовесом медведевским либералам. К тому же главная функция Минфина - держать и не пущать, в отличие от «щедрого» Минэка. Так что усиление финконтроля министру финансов по душе независимо от мнения прочих коллег.
По правую руку от Путина на совещании сидел его помощник Белоусов, который и без того числится одним из фаворитов на должность премьера после или в ходе президентских выборов. Соответственно, медведевская «Цифровая экономика» создана как лоббистский противовес не только РАКИБу при Белоусове, но и «Финтеху» при Набиуллиной, и володинским экспертным советам. Притом что у «Центра компетенций» лоббистского, экспертного потенциала на ближайший период нет. Такой вот расклад перед ожидаемой сменой финансово-экономической политики и, соответственно, кадровых замен в экономическом блоке. Впрочем, ссылка замминистров экономики в губернаторы не самых удачных регионов уже началась.
Продолжение следует