Тысячелетие вокруг Балтики (6)

Nov 22, 2017 16:13

6. Германские «матрешки»
(начало, предыд.)
Есть только один способ опровергнуть или подтвердить наши сомнения по поводу применимости используемой «матрешечной» модели Подъема - это применять ее для доступных нашему пониманию и анализу исторических параллелей. Поэтому используем примерную (модельную) разметку общерусского Подъема и двух его ветвей для уточнения разметки общегерманского Подъема.

Поскольку начальный узел всегда скрыт в легендарном тумане, начнем сравнение с большого узла 3/4 (Выход). Аналогом Любечского съезда и раздела наследства Ярослава Мудрого (1097) его внуками является Верденский договор 843 года, раздел «империи» внуками Карла Великого. Между Восточно-Франкским королевством Людвига Немецкого, будущей Германией, и Западно-Франским королевством Карла Лысого некоторое время находилось Срединное королевство Лотаря, которое после его смерти в 855 году тоже распалось на три части - Лотарингию, Италию и Прованс.

Нет смысла вдаваться в династические и местнические споры князей, ибо не они определяют границы территорий, подвластных их союзам. Ветви растущей цивилизации формируются наличием торговых путей и военных ресурсов для их защиты. Для «правой» ветви при ограниченном доступе к путям и сырью главным политическим ресурсом становится развитие оружейных технологий, с помощью которых эти ограничения, так или иначе, преодолеваются, путем экспансии, захватов или союзов.

Зная дальнейшее развитие германского королевства, любовь немцев к оружейному производству, можем сразу предположить, что восточная ветвь франкского Подъема явилась аналогом западнорусской (балтийской) ветви. Другим признаком именно этой роли является быстрое отпадение, самоизоляция немецкой ветви от общего ствола Каролингов. Так и полоцко-литовская ветвь раньше других «ушла в себя», опираясь на местных языческих князей, а не на союзы с конкурентами из Рюриковичей.

Недолговечность Срединного королевства отражает такую особенность нашей модели, как более позднее разделение центральной и третейской ветвей. Мономаховичи тоже пытались сохранить контроль над прямыми и окольными путями «из варяг в греки» от Новгорода до Царьграда, как и дружины Лотаря над рейнским и итальянскими путями. Но очень уж сложная логистика, когда третьей ветви проще отделиться от «срединной» и поделить ее домен с двумя другими - правой и левой. Ускоряет распад временного «срединного домена» попытка через торговые пути взять под контроль внешний источник символического капитала власти. Так Владимир Мономах пытался поставить своего ставленника на константинопольский трон, а Лотарь отправил в Италию своего сына. Однако более искушенным в византийских интригах князьям церкви намного легче было расколоть «империю» и выбрать себе союзников из ее наследников.

Итальянская часть германской империи, таким образом, является третейской ветвью, что подтверждается ее близкими отношениями с церковным Римом. Также об этом говорит «пассеистическая» психологическая установка, культурная опора в Романском мире, постепенно уходящем с исторической сцены в своей большой стадии Гармонизации. Русским аналогом итало-германской ветви являются наследники Скифии и Хазарии, степные союзники второго Рима, контролирующие выходы к Черному и Каспийскому морям. Из всего этого делаем также вывод, что западно-франкская ветвь, отделившаяся раньше, больше похожа на «левую», представительную, для которой ключевым ресурсом является контроль торговых путей и доступ к финансам.

Что же касается прообраза будущей центральной ветви, то после повторного раскола он разделяется на политически сильную, но обреченную к угасанию «срединную часть» - как Лотарингия или Смоленская земля. Но также в маргинальной провинции, в суровых условиях складывается ядро будущей центральной ветви. Для Германского мира - это горная страна, названная «Передней Австрией» и включающая Швейцарию, горные германские княжества, а также Тироль и Форальберг из собственно Австрии. Эта часть «германского мира» контролирует важные пути через перевалы между «правой» немецкой и «третейской» итальянской ветвями, но также имеет выход к торговым путям на востоке. Так и в русской истории лесные дебри и речные пути Северо-Восточной Руси имели значение запасного обхода между западом и востоком, но также выхода на Север.

Возвращаясь к пробной разметке из таблицы 5 (3 глава) и сравнивая ее с таблицей 7 в предыдущей главе, можно заметить достаточно явные совпадения. Например, прекращение немецкой линии Капетингов (911) и переход власти в Германии к князьям местного происхождения совпадает по шкале правой ветви (узел R2/3) с возвышением Миндовга, литовских князей вместо полоцкой ветви Рюриковичей.

Коронация в Риме Оттона I императором Священной Римской империи - это ключевое событие для немецкой ветви (узел R3/4). В такой же правой ветви русского Подъема этому соответствует благословление политических усилий великого князя Гедимина со стороны Константинополя - учреждение Литовской митрополии. Здесь нужно еще раз напомнить, что мы различаем этноисторические процессы Подъема и глобально-исторические процессы Надлома всемирной истории. Поэтому нельзя сравнивать великого князя Гедимина (или Ивана Калиту) с императором Оттоном, вершившим судьбы римских понтификов. Но с его сыном, оставленным на восточно-франкском королевстве, можно. Так что нас интересует сам факт опоры на внешний церковный авторитет во внутренней политике Германии и отношениях с соседними ветвями Германского мира.

Будет неверным судить о границах ветвей Германского мира по формальным границам Священной Римской империи (при Оттоне I или позже). Все эти герцогства и марки сохраняли не только внутреннюю автономию, но и воевали друг с другом, образуя коалиции. Границы сфер влияния центров разных ветвей подвижны, само это влияние иногда лежит в разных плоскостях, а сферы влияния пересекаются. Так, Папская область формально входила в Империю, но и имперские земли входили в сферу политического влияния Папы Римского. Так что два центра - немецкой и итальянской ветвей взаимозависимы, но автономны. А вот два других центра - французский и, условно назовем, «австрийский», по идее, не должны быть строго подчинены немецкому имперскому центру. Впрочем, при австрийском императоре Максимилиане I автономия немецкой ветви обеспечивалась за счет неучастия самой Австрии в имперских выборах.

Однако мы немного забежали вперед. Было бы неплохо найти в Европе X века кроме аналога Гедимина и Литвы еще и аналог Ивана Калиты и Владимирской Руси. Однако для этого нужно уточнить наше понимание «центральной ветви» Подъема. На Подъеме самым главным является вовлечение ресурсов в растущий исторический субъект - новых людей, земель, экономических и культурных ценностей. Поэтому «центральным» для той или иной эпохи Подъема будет то политическое сообщество, усилиями которого исторический субъект получает ресурсы или поддержку соседей. Например, Литва в силу широких и исторически неопределенных границ западнорусской ветви могла претендовать на земли и политическую лояльность князей и бояр Новгорода, Твери, Киева, вплоть до Рязани и Тьмутаракани. Более древнее Галицкое княжество не имело доступа, а польские и прибалтийские соседи не имели исторических и культурных связей.

Поэтому «центральная ветвь» эпохи Подъема - это либо субъект с открытыми в неосвоенное пространство границами, как Московия, либо лимитроф с плавающими границами, обращенными в сторону таких субъектов с неосвоенными ресурсами. Мы уже приводили пример с границей сферы влияния Литвы, вдруг ненадолго оказавшейся возле Москвы. Надолго удерживать такие широкие границы центр одной из ветвей не может, но за счет временного союза с одними соседями и противостояния их конкурентам та же Литва получила политический ресурс международного признания.

Соответственно, в Германском мире по мере культурно-экономического освоения и политического переподчинения неосвоенных пространств «центральная ветвь» сместилась много восточнее своего прообраза в виде «Передней Австрии». Так же как центральное ядро «срединных земель» Руси сместилось на север, от Чернигова к самому северу бывших черниговских земель. И даже при формальном включении Восточной марки и окружающих альпийских земель, их предгорная природа объективно служила их политической автономии, так что будущему объединителю Европы Максимилиану I было проще присоединить немецкие княжества и прочие королевства к Австрии, чем наоборот. Не потому, что гор больше, чем в Баварии, а потому что именно из Австрии открываются пути к внешним ресурсам и потенциальным союзникам в их приобретении и защите, пусть даже они же являются конкурентами. Как Польша, Чехия, Венгрия.

Имперская коронация Оттона и условное объединение Европы не просто так произошли, а были следствием очередного натиска с Востока. Вторжение наследников гуннов - венгров вызвало кризис и стимулировало «палингенез» имперских форм. При это славянские соседи «новых гуннов» по старой памяти выступили их союзниками, вместе они и сформировали периферию новой «центральной ветви». А для немецкой «правой» ветви сражение с венграми при Лехе (952) получило оценку как «рождение немецкой нации», то есть было частью большого узла Смены центра (R3/4). Так же и для Литвы вторжение монголов на Русь и их дальнейший союз с московскими князьями были тем стимулом, который сделал Вильно центром западнорусских и балтийских земель.

Возвращаясь в Х век и восточную окраину Германского мира, увидим даты: крещения и объединения Польши (966, князь Мешко, 1000 - съезд в Гнезно); крещения и Венгрии (первый король Иштван, 1001), присоединение Моравии к Чехии, а самой Чехии к германской империи. В этот же период времени произошло выделение Восточной марки (будущей Австрии) из состава Баварии, для чего пришлось отвоевать эти земли обратно у венгров. То есть где-то здесь, в окрестностях Вены установился некий баланс сил, сформировавший в основном этнополитическую карту Восточной Европы.

Если же искать начальную точку Подъема «центральной ветви» Германского мира, то она связана с первым вторжением венгров в Центральную Европу и падением Великой Моравии (906) так же, как Подъем великорусского субъекта начался со вторжением монголов на Русь. Это же вторжение привело к падению франкской династии в германском королевстве.

Не увлекаясь пока подробностями, заметим, что первая австрийская династия правила после кризиса середины XI века и до середины XIII века. Причем последний из Бабенбергов герцог Фридрих II перестал участвовать в делах остальных германских ветвей, опираясь при этом на славянских и венгерских соседей. Параллель Восточной Европы с центром в Вене с Северо-Восточной Русью и Москвой времен Ивана III достаточно надежная, особенно если добавить к этому последнюю для Восточной Европы волну степных кочевников. Кочевая угроза с востока и в том, и в другом случае повлияла на мобилизацию «центральной ветви» при идейной поддержке церкви и на переход западных соседей к обороне своих владений вместо экспансии на восток.

Этот узел C3/4 (Выход) для центральной, восточно-европейской ветви тоже совпадает с большим узлом 5/6 Перелома на Подъеме Германского мира. В целом даже на неполном обзоре начальных узлов можно сделать уверенный вывод: Выявленная нами на примере Русского мира модель Подъема, включающего матрешки ветвей, вполне работает. Поэтому далее ограничимся кратким табличным обзором узлов германского Подъема, который можно сравнить с предыдущей таблицей 7 для русского Подъема.

Таблица 8. Примерная разметка фаз общегерманского Подъема и двух его ветвей:

Германский мир
Правая ветвь R
Центр
C
Событие

0/1

498 крещение Хлодвига ?

1/2

613 король всех франков Хлотарь

2/3

751 коронация Пипина Короткого

3/4 Выход
R0/1

843 Верденский договор о разделе империи

4/5
2/3
C0/1
911 прекращение немецкой линии Капетингов

4.10/11

952 битва при Лехе

5/6
R3/4
1/2
962 коронация императора Оттона I в Риме

6.16/17

2/3
1105 отречение Генриха IV

4/5

1156 император Фридрих II в союзе с первым герцогом Австрии против папы (гвельфов)

7.10/11

4.10/11
1204 взятие Константинополя крестоносцами

6/7
Перелом
5/6
C3/4
1239-41, автономия Австрии в союзе с Чехией, Венгрией и Римом, вторжение монголов

7/8

1285, король Франции Филипп IV

8.16/17
R6/7
4/5
1326 примирение баварского и австрийского герцогов, совместное правление империей

8/9
7/8
5/6
1436, консолидация Франции, уния Австрии и Венгрии, Габсбурги во главе СРИ

9.16/17
8/9
5.16/17
1453 падение Константинополя, личная уния СРИ и автономной от нее Австрии

9/10
Инициация
R9/10
C6/7
1519, смерть Максимилиана I, Реформация

10.19/20
10/11
7/8
1547 Аугсбургский мир узаконил раскол СРИ

10/11 Пик Подъема
11/12
8.16/17
1572 Варфоломеевская ночь

11.16/17
12/13
8/9
1600 Нантский эдикт, Контрреформация

11.19/20
R13/14
C9/10
1618 Чешское восстание против Габсбургов

11/12

10.16/17
1648 Вестфальский мир

12/13
14/15?
11.19/20
1684, Регенсбургское перемирие

13/14 Смена центра
R15/16?
C13/14
1721 Ништадский мир

Продолжение следует

анализ, Габсбурги, психоистория, параллели, Европа, Польша, Германия

Previous post Next post
Up