Продолжение. Начало
здесь и
здесь.
ʘ Я слышал, как ребенок (возраст не указан), который боялся темноты, кричал в соседнюю комнату: «Тетя, поговори со мной, я боюсь». - «Но что тебе от этого? Ведь ты меня не видишь?» - «Когда кто-то говорит, становится светлее» (Фрейд, 25-я «Вводная лекция»).
Материнская фигура одним своим голосом прогоняет темноту. В этом возрасте (вероятно, 3-5-7 лет) слуховые анализаторы, распознающие речь близкого человека, могут «замещать» нехватку тактильных и зрительных восприятий
ʘ Когда у него (у пациента в детстве, возраст не указан) появлялись желания помочь своей матери в приготовлении пиши, она говорила: «Ты лучше всего поможешь мне, если будешь хорошим мальчиком» (Крис, «Свободные ассоциации»)
Примерно в 1-2-3 года происходят интенсивное освоение (и присвоение) родительских функций (функционально-селективные идентификации - по Тэхкэ). Помешать этому не очень сложно. Цена вопроса - проблемы с константностью объекта, достигаемой (посредством интернализаций по Выготскому) как раз в этот период - к 3 годам…
(Константность объекта: способность ребенка сохранять устойчивый психический образ успокаивающей матери, независимо от ее реального присутствия и состояний потребностей ребенка; проще говоря, базовое доверие к миру)
Продолжение темы
здесь