Продолжение. Начало
здесь ʘ Пятилетняя девочка чувствует себя рассерженной и обманутой из-за того, что печенье, которое дал ей отец, меньше, чем то, которое отец дал ее сестре; она уверена, что оно меньше, потому что, когда она его быстро съела, у сестры оставалось больше половины печенья. Затем девочка представляет в фантазии, что ее отец умер и она единственная, кто пришел на его похороны. (Тайсон, Тайсон. «Психоаналитические теории развития», 1990)
«Эдипова проблематика» начинается с обнаружения субъектом-ребенком нескольких диадных отношений, объединенных одним общим объектом - мамой или папой. В данном примере героиня обнаружила, что с объектом-папой не только она в диадных отношениях, но еще ее сестра. И, что справедливость этих отношений вызывает большие сомнения. Ситуация еще более усложниться, когда героиня обнаружит, что у объекта-папы есть еще один (кроме нее самой и сестры) субъект, а именно - мама. И что там справедливости еще меньше…
Вот что стимулирует развитие логического мышления. Вот где психологические корни великой человеческой борьбы за справедливость - в каждом новом поколении!
ʘ Необычные переходные объекты - части тела ребенка или матери (возраст появления переходных объектов и отказа от них в каждом случае не указан)
1. Девочка сосала пальцы и одновременно гладила длинные волосы матери. Когда достаточно отросли ее собственные волосы, она стала ими, а не материнскими, закрывать лицо, когда засыпала. Она делала это регулярно, пока не подросла настолько, что захотела, чтобы у нее коротко, как у мальчика, срезали волосы. Результатом стрижки она осталась очень довольна, но когда нужно было ложиться спать, девочка пришла в отчаяние. К счастью, родители сохранили ее волосы и дали девочке прядь. Та сразу, как всегда, закрыла ими лицо и счастливо уснула. (Винникотт. «Первые опыты независимости», 1955)
2. Иногда мы видим, что мать используется младенцем так, как если бы она сама была переходным объектом, причем это может долго сохраняться, создавая в свою очередь почву для других проблем. Например, один мой недавний пациент использовал в таком качестве мочку уха матери (Винникотт. «Судьба переходного объекта», 1959)
Продолжение темы
здесь