Психическое развитие в картинках 3

Sep 05, 2013 22:23


Продолжение. Начало здесь и здесь.

ʘ Я слышал, как ребенок (возраст не указан), который боялся темноты, кричал в соседнюю комнату: «Тетя, поговори со мной, я боюсь». - «Но что тебе от этого? Ведь ты меня не видишь?» - «Когда кто-то говорит, становится светлее» (Фрейд, 25-я «Вводная лекция»).

Материнская фигура одним своим голосом прогоняет ( Read more... )

психоанализ, психическое развитие

Leave a comment

Comments 20

the_self September 5 2013, 20:55:22 UTC
А я не поняла последний пункт :(
Означает ли такая реплика матери разрушение постоянства объекта?? И неясно почему, она же физически остаётся там, с ребёнком?

Reply


m_hits September 6 2013, 03:21:44 UTC
Интересная выжимка. Многое объясняет. Особенно про базовое доверие к миру, и от куда прорастает неуверенность и как ее не допускать, уже в раннем возрасте.

Reply


Психическое развитие в картинках 3 livejournal September 6 2013, 05:11:13 UTC
Пользователь tulla_pokrifke сослался на вашу запись в записи « Психическое развитие в картинках 3» в контексте: [...] Оригинал взят у в Психическое развитие в картинках 3 [...]

Reply


more_sea_yam September 7 2013, 04:16:16 UTC
>>А я не поняла последний пункт :(
+1
«Ты лучше всего поможешь мне, если будешь хорошим мальчиком» это пример помехи в освоение (и присвоение) родительских функций?

Reply


Ответ на два почти одинаковых вопроса olegwhite September 10 2013, 09:52:30 UTC
Функционально-селективные идентификации означают присвоение родительских функций. Это происходит, как пишет Тэхкэ, в два этапа. (1) Ребенок пытается делать "как мама" по ее управляющим подсказкам - "а теперь берем карандаш и проводим линию", интернализует эти управляющие подсказки (как описал Выготский смысл эгоцентрической речи в процессе интернализации); (2) В дополнение к названным подсказкам ребенок получает от мамы поощрение - "какой ты молодец!" и так же интернализует его. Вспомним эгоцентрическую речь Пушкина: "ай да Пушкин, ай да сукин сын!". Чье поощрение он интернализовал? Скорее всего, - Арины Родионовны...
Именно превращение внешнего (маминого) речевого управления поведением ребенка в управление самим ребенком своим поведением с помощью интернализованных маминых команд и поощрений лежит в основе константности объекта. Именно человеческая речь делает мамин психический образ устойчивым. Именного таких интернализаций и был лишен ребенок, описанный Крисом

Reply

Re: Ответ на два почти одинаковых вопроса the_self September 10 2013, 16:11:43 UTC
Спасибо за ответ! Я не встречала идеи о важности голоса у Винникотта и Гантрипа.

Reply

Re: Ответ на два почти одинаковых вопроса olegwhite September 10 2013, 16:21:11 UTC
Я тоже не замечал (а Гантрипа вообще пока не читал). Это я, как поклонник Поршнева, от себя добавил )))
Я сейчас готовлю текст про интеграцию идей Винникотта и Выготского

Reply

Re: Ответ на два почти одинаковых вопроса the_self September 10 2013, 17:53:16 UTC
А я Поршнева не читала ))
Гантрипа "Шизоидные явления, объектные отношения и самость" просто недавно на русский перевели. Так-то не очень просто найти для чтения что-то доверительное на русском по психоанализу.

Reply


Leave a comment

Up