Народ интересуется, как там у нас на самом деле обстоят дела с Эболой, грозит ли наконец погибель этому проклятому человечеству. Спешу разочаровать: от Эболы - не грозит, так что старая добрая доктрина гарантированного взаимного уничтожения по-прежнему остаётся наиболее перспективным направлением.
Вообще, про Эболу лучше всего читать врачей, и если сухой тон ВОЗ вам скучен, то есть, например,
botalex. Но я тут хочу немного пролить свет на несколько неполиткорректную сторону текущих событий.
Я уже как-то писал, что довольно наивно считать, будто современная политика в каких-либо государствах, даже самых просвещённых, в качестве цели имеет исключительно всеобщее благосостояние и растворение воздухов; напротив, цели там часто весьма практичные и даже циничные - и отдельные страны могут и вовсе оказаться лишь средствами по достижению этих целей. Если вы думаете, что здравоохранение, особенно в международном масштабе, как-то заметно отличается по уровню циничности и политизированности - вы, боюсь, живёте в альтернативной реальности. Выгляните в окно: розовые пони и единороги по радуге скачут?
Нет, я не говорю про то, что «фармацевтические гиганты убивают людей ради мегаприбылей» и прочий бред, достойный ебанутых сторонников теории заговора. Я лишь про то, что силы и средства ограничены, а у стран, имеющих эти силы и средства, на повестке дня в первую очередь стоит благосостояние своё, а не чьё-то ещё.
Помните птичий грипп, которым нам всем съели мозг несколько лет назад? Сколько было шума по поводу него - и при этом в те же времена слово «Эбола» знали только специально обученные люди?
Так вот, а это - график подтверждённой смертности от того и от другого (HPAI A(H5N1) - это высокопатогенный вирус гриппа A H5N1, тот самый «птичий грипп»; есть ещё и низкопатогенный H5N1, он не опасен):
По нему довольно трудно сделать вывод, что птичий грипп опаснее Эболы или что Эбола появилась вот прямо вчера. Эпидемии Эболы случались в Африке давно и регулярно, и 100-200 смертей на каждую эпидемию не были чем-то из ряда вон выходящим - и это только официально подтверждённых смертей, а как с официальным подтверждением обстоят дела в краях, где изысканный бродит жираф, вы сами понимаете. Птичий грипп в максимуме унёс 79 жизней за год, при этом про вирус Эбола достоверно известно, что от человека к человеку он передаётся, а про H5N1 - что нет. Для профилактики H5N1 по всему миру созданы запасы вакцин, в то время как исследования и разработка вакцин против вируса Эбола в предыдущие годы не развивались, а наоборот - сворачивались.
Так почему такая разница в реакциях прогрессивной мировой общественности, чтобы вирусу Эбола для привлечения внимания потребовалось уже почти на два порядка больше смертей (сейчас счёт побирается к 3500 смертей за этот год, пессимистичные прогнозы говорят о вероятных пяти- и даже шестизначных числах), чем пресловутому H5N1, чтобы мировая общественность обратила на него внимание и начала с ним бороться?
Дело в том, что Эбола - это вирус третьего мира. Первому он не угрожает. В отличие от H5N1.
Эбола, хоть и передаётся от человека к человеку, но - только через прямой контакт с физиологическими жидкостями (кровь, слюна, сперма, моча, говно). Ни одного документально подтверждённого случая передачи вируса от человека к человеку воздушно-капельным путём зафиксировано не было, есть одно исследование, в котором вроде была зафиксирована передача вируса к обезьянам без прямого контакта с заражёнными, но даже о его результатах говорят в общем-то неуверенно, примерно как «есть некоторые основания полагать, что в отдельных случаях может наблюдаться».
То есть, говоря коротко, в обществе, в котором работает канализация, у вируса Эбола крайне мало шансов на распространение.
В обществах, где сейчас бушует эпидемия, канализации не было никогда, говно там в основном выкидывают в ближайшую канаву, иногда просто на улицу. Там нет чистой воды, там нет доступных больниц, нет минимально квалифицированного медперсонала, капельница обыкновенная является практически верхом развития медицины (и одновременно дефицитом), зато там есть сложные и длительные обряды прощания с покойными, включая высокозаразных покойных, а местный шаман имеет авторитет выше, чем у любого медика - последнего вообще
и прирезать могут за то, что он, очевидно, является убийцей, специально свозящим людей в больницы, чтобы они там умирали.
Если вы откроете любую из новостей с заголовками «В США зарегистрировано заражение вирусом Эбола» (за последнее время таких две точно были), вы без труда обнаружите, что в США оно было зарегистрировано. У лица, прибывшего неделей ранее из Африки (инкубационный период Эбола - до 3 недель). И при том, что это лицо контактировало на территории США с разными людьми (одного пациента вообще умудрились из больницы, куда он обратился, домой отпустить), пока что ни одного сообщения о каком-либо заражении на территории США не было.
С другой стороны, если вы думаете, что «птичий грипп» H5N1 пришёл и прошёл, не оставив следа, то вы несколько ошибаетесь - дело в том, что он пока что не приходил. Но в любой момент может.
HPAI A(H5N1), как он официально называется, это распространяющийся среди пернатых высокопатогенный штамм вируса гриппа. Птичьи популяции он выкашивает только так, человек может заразиться напрямую от птицы, при этом смертность достигает 50 % - заболевание часто развивается в так называемый цитокиновый шторм, гиперреакцию иммунной системы, регулярно завершающуюся тем, что она убивает собственного владельца. Потенциально, пандемия H5N1 может оказаться намного более тяжёлой, чем знаменитая «испанка» 1918-1919 годов.
Хотя сейчас H5N1 не передаётся от человека к человеку, к сожалению, есть сразу пара надёжных и неоднократно проверенных способов преодоления вирусом гриппа этого недостатка - либо напрямую через несколько мутаций (судя по всему, так появилась «испанка»), либо через промежуточных животых, в организме которых могут встретиться два разных штамма с разными свойствами (так возникли пандемии 1957 и 1968 годов), обмен между ними может закончиться появлением нового штамма, который получит патогенность птичьего гриппа одновременно с воздушно-капельным распространением человеческого. Это будет пиздец.
Пиздец, прямо скажем, не очень вероятный - с большей вероятностью встреча низкопатогенного человеческого штамма с высокопатогенным птичьим приведёт к рождению чего-нибудь со средней или даже низкой патогенностью - но проблема в том, что мы не можем сказать заранее. В принципе, для получения из текущего штамма H5N1 нового, с высокой патогенностью и воздушно-капельной передачей от человека к человеку, достаточно всего нескольких мутаций. Это уже дважды было показано практически - в 2011 был искусственно создан высокопатогенный штамм, передающийся воздушно-капельным путём между хорьками (три мутации и последующая передача по цепочке между десятком животных), в 2013 - между морскими свинками (комбинацией из высокозаразного человеческого H1N1 и высокопатогенного птичьего H5N1).
Более того, есть вероятность, что новая пандемия гриппа с высокой смертностью (единицы, а то и десятки процентов) придёт вообще откуда-нибудь ещё, а не из H5N1. Абсолютно ничто этого не запрещает. Просто про путь от H5N1 до пандемии уже известно, что он пугающе короток, но быстро мутирующие вирусы не обязательно идут известными короткими путями.
А Африка... да что нам та Африка. Пусть канализацию строят. Извините.
Автоматической кросс-пост из уютного бложика
olegart.ru