ПЕНЗЕНСКАЯ ЗАСЕЧНАЯ ЧЕРТА
Все мы знаем о Великой китайской стене. Вместе с тем на Руси средние века были оборонительные сооружения по своему размаху и протяженности не уступающие китайскому аналогу. Речь идет о «Большой засечной черте», строительство которой было завершено в 1566 году и предназначено для защиты от набегов крымских и ногайских татар.
Правда, вернее будет ее называть "Большой оборонительной чертой", поскольку засеки сооружались в лесах.
Возникновение города Пензы связано с укреплением юго-восточных рубежей государства, которое осуществлялось в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Начиная с 1635 г., после ухода Большой и Малой ногайских орд из-за Волги и их соединения с азовцами и крымцами, было предпринято крупное военное строительство по сооружению непрерывной линии обороны на юге России, длившееся по 1658 г. Новая Белгородская черта, представлявшая собой систему городков-крепостей, острогов, земляных валов, лесных засек, имела протяженность 800 км и переходила в Тамбовскую, а затем Саранскую черты. По царским указам на территории нынешней Пензенской области в 1636 - 1654 гг. были построены Керенская, Верхнеломовская и Нижнеломовская черты, как звенья общей государственной оборонительной линии. При проведении в конце 1650-х гг. контрольных работ по всей системе построенных рубежей возникло предложение усилить оборону на Большой Ногайской дороге сооружением крепости у впадения реки Пензы в Суру.
Идя вдоль вала "Русской стены", можно различить остатки башен , вынесенные вперед, на татарскую сторону. Это хорошо видно на примере
Ново-Закамской оборонительной линии в современной Самарской области.
В архивных материалах, в которых идет речь об оборонительных чертах, встречаются такие понятия как "красные" и "черные" леса", "дикое поле". Для того, чтобы перейти непосредственно к сторожевым линиям, давайте представим, что представляла собой территория современной Пензенской области в 16-17 веках.
Как свидетельствуют документы, к югу от Оки до верховий Цны, Ваша, Выши, Суры спускались леса. Так, существовали Мокшанский, Ценский (от реки Цны) лесные массивы.
На правом берегу реки Суры существовал лесной массив, который носил название "Большой Сурский Лес".
"А за рекою Сурой большой Сурский лес... а пошел тот Сурский лес подле реки Суры" - отмечено в одном из документов XVII века, в том числе и в "Строельной книге города Пензы" 1664-1665 гг. *
В "Сурском большом лесу" были как "черные" так и "красные" леса. Леса славились зверьем, дичью, пчелами. Шедшие в 1552 году от Оки через реку Алатырь к Суре воины Ивана IV были поражены тем, что к ним "лоси, яко самозвани, на заколение прихождаху", что "в реках же множество рыб ловяху, а от воздуха же множество бесчисленное птиц прилетаху".
В рощах было много ягод, грибов. Из описания 1728 года в сурских лесах росла "смородин, калина, малина, земляника, клубника, костеника, рябина, вишня."
К югу от Мокшанского и Засурского лесных массивов простиралась степь - "дикое поле". В документах XVII-XVIII вв. значатся "Саратовская степь", "Пензенская степь", "дикое поле". Здесь произрастали ковыла, попутник, пырей, осока, черемица, козелец, щавель, полын, чернобыл, осот, крапива, медуница.
Таким образм, различались лесные и полевые укрепления. В лесах сооружались засеки - завалы из подрубленных и срубленных деревьев.
Равнинные же участки укреплялись рвами и земляными валами, по верху которых возводилась деревянная стена-частокол.
При возведении оборонительной черты использовался и естественный рельеф местности: болота, овраги и т.д.
В настоящее время вал заметно оплыл, хотя ранее его высота достигала 5 метров.
Население проходило через засечную черту только в определённых местах - засечных воротах.
Собранные сведения о сторожевых чертах Пензенской губернии в Трудах пензенской ученой архивной комиссии (Т.1 1903 г.) разделены на 4 группы: о "Диком поле", о Мещерских сторожах и станичной службе, о сторожевых чертах и сторожевой службе и о собственно городах.
В XVI в. "дикое поле" начиналось (в пределах Пензенской губернии) с Краснослободского уезда, а затем с заселением края русскими, отодвигалось к югу.
В "Списке населенных мест" (Пензенская губерния. С.-Пбург., 1869 г., с. XV-XVI) "Сторожи ... и украинские города получили правильное устройтво только при Иване IV, когда был учрежден порядок сторожевой и станичной службы в 1571 году. Раньше, около 1556 г., была известна линия украинских городов, начинавшаяся от Алатыря и проходившая на Темников, Кадом, Шацк и т.д. до Путивля и Новгорода-Северскаго...Впереди этой линии, в самой степи, к которой принадлежал тогда и описываемый нами край, проводились засеки, забои в реках и другия полевыя укрепления, составлявшия сторожевую оборонительну линию против татар. От городовых укреплений, вперед на 4 или 5 дней пути, стали заводиться новыя сторожи, которыя находились между собой в постоянных сношениях.Сторожи эти тянулись внутрь степи несколкими группами в разных местах. Самая восточная группа сторож лежала в пределах нынешней Пензенской губернии. Линия эта называлась сторожами Мещерскими."
О том, как создавалась оборонительная линия на територии нынешнего Пензенского края можно представить, читая, например, челобитные "Мещерян всем городом о пожаловании их за службы поместною и денежно придачею" (на примере городов Тамбова и Шацка):
"Бьют челом мещеряне дворяне и дети боярские всем городом. В прошлых, в 144 г. и в 145 г.мы были на твоей государевой службе в Тамбове, со стольником и воеводою, с Романом Федоровичем Боборыкиным, два лета служили тебе, государю, всякие твои государевы службы: в сотнях, и в подъездах, и в станицах, и в стороже стояли безпрестанно, день и ночь; и в степь за татары в походы ходили безпрестанно. А крестьянишка наши в то время делали город Тамбов, и рвы копали, и надолбы ставили и всякие стенныя крепости делали безпрестано два лета, с весны и до зимы..."*
О городищах, бывших по Суре ранее основания Пензы и проведения вала 1676-1684 г. можно прочитать у Островидова (в прим. 12-ом), у Чекалина: "Самый город Пенза до его устроения Лачиновым в 1666 г., существовал уже в виде городища в устье реки Пензы (Старые Черкасы) в виде одного из многих полевых укреплений, расположенных правильно вдоль реки Суры, начиная почти от ея истока. Для определения времени построения этих укреплений может служить то обстоятельство, что они расположены в виде правильно сторожевой черты, в состав которой входил и сторожевой вал, длиною более 25 верст..."*.
Тем не менее, линии станичников, мещерских сторож нельзя отождествлять с засечными сторожами, линиями. Основная функция сторожей и станичников состояла не в охране полевых и лесных укреплений, а в дозорной службе. Им следовало выведать о приближении противника и тотчас сообщить об этом в ближайшие города.
В сторожевой службе были степные вожи, сведения о которых имеются в "Строельной книге" города Пензы (стр.49), в "Матер. для истории г Пензы", II, стр.5 и прим. 15, в межевании земли по р.р. Ардыму, Каменке и Елань-Пензе:
"а у меры и межеванья, 1707 г. были смежные помещики и старожилы степной вожъ Панкратъ Яковлевичъ сынъ Русиновъ, да братья ево родные Дорофей, да Иванъ, да Леонтий Яковлевы дети Русиновы да станишники Селиванъ Рыкалинъ..."*.
Общее устройство городов было таково: небольшое место обнесено валом, по валу деревянные срубленные стены с башнями (рпоезжими и глухими); кругом города ров. В городе: церковь, воеводский дом, съезжая изба, палата для хранения государевых доходов, погреб с пороховым зельем и свинцом, дворы осадные.
Пензенская Засечная черта шла по следующей линии: оз. Долгое у реки Суры - крепость Пенза - Рамзаевский острог (ныне Рамзай) - крепость Мокшанск (Мокшан) - Мокшанский лес.
А теперь подробнее о Пензенской оборонительной линии.
В мемуарах писателя-большевика А.А. Богданова " Старой Пензе" есть такие строки: "Самый древний памятник пензенской старины - земляные валы, обошедшие город с двух сторон: около речки Суры и вдоль городского леса "Засеки". Наследие времен Пугачева, а может быть даже татарского нашествия. Местами валы обсыпались... От них веяло языческими преданиями, а старожилы передавали страшные были о разбойниках и кладах.
Бывало по вечерам безродная рябая Филимоновна, жившая как свой человек, в нашей семье, рассказывала, щуря глубокие глаза на морщинистом лице и поправляя желтый выцветший платок на голове-луковке:
- А случается это единожды в 3 года. Примечали люди: как из березы сладкий сок потечет, в ту пору в неурочный час выходит на вал Стар-Перестар. Голова у Стара - котел чугунный, борода у Стара - кудель-мочало. Лицо - ровно угодника, а ноги козловии. И на ногах не бахилы какие, а черепки глиняны.
Где Стар пройдет, там лес гудет. В руках у Стара огромная чара зелена вина полным-полна. Кому из чары пить, тому живу не быть. Не вино, а кровь человечья!
Только надо, милые о, ту ару выплеснуть, а Стару по голове наотмаш вдарить "Чур, чур, перечур!Твой котел медный, я человек бедный. Огонь, огонь, бедного человека не тронь. Чур-чур-перечур. Тогда рассыплется Стар белым серебром, голова-котел-червонным зоотом, а глиняны черепки - медными гривнами"*.
Вал "около реки Суры" - земляная насыпь от леса Шипим-бор до реки Суры. Возведена она была всередине 70-х годов вдоль правого берега речки Кашаевки и представляла собой северную грань города. Вал же "у городского леса "Засеки" - участок Пеезенской черты 1676-1680-х гг."
Земляной вал от озера Долгого проходил через село Терновка (в настоящее время - район Терновка), который еще был заметен в конце XIX века. В работе Н. Горожанкого "Материалы для археологии России по губерниям и уездам", изданной в 1884 году, говорится, что на этом участке при Терновке сохранился вал "длиною 500 саж., высотою 3 арш., шириною 4 1/2 арш". На валу стояла "проезжая Саратовская башня".
Если обратиться к карте засек и военных поселений Пензенского края XVII века, то увидим, что на юге размещалось военное поселение "Засечное". В настоящее время это село Засечное (см. рассказ
Божья гора: туда и обратно).
От реки Пензы до реки Мойки шла засека через заповедный лес (лес, в которых находились засеки нельзя было рубить, прокладывать дороги), который рос на месте современных ул. Индустриальной, Токарной, Металлистов, а также швейной фабрики мены Клары Цеткин, механического завода и автобазы коммунального хозяйства города. Это была «нижняя засека». Кроме того, "Нижней засекой" называлось продолжение Верхней засеки на лугах от тогдашней Подгорной улицы (ныне - Ватутина) до р. Пензы.
Далее засеку снова сменял вал, где в районе современной ул. Красная Горка стояла «проезжая Красная башня». Затем вал шел в сторону заповедного леса -
Шипин-бора (парк им. Белинского), где кончался глухой башней. Вал заметен и сейчас. Со стороны Митрофаньевского кладбища и Тамбовской заставы он пролегает вдоль Первомайского переулка. Здесь вал до 2 саженей высоты со рвом и гребнем до 1,5 аршина ширины: вал порос довольно толстым лесом. По его гребню ныне проходит ограда пензенского зоопарка. На валу - вековые липы.
Вал кончался у заповедного леса Глухой башней.
Через Арбековский лес на 5450 сажен шла «верхняя засека». Пензенский лесопарк «Засека» - памятник общероссийского значения.
Также, в окладных книгах за 1875 год имеется упоминание "засеки", которая располагалась в районе современной ул. Ключевского.
Кстати, согласно Своду памятников истории и культуры Пензенской области по Плану 1785 года по ул. Суворова (тогда - Старо-Кузнечной) проходил вал и ров к ограничению города.
На стыке леса Шипим-бора и степи стояла башня, основание которой сохранилось и поныне у совхоза «Панкратовский».
Направление вала от современного совхоза "Панкратовский" к Мокшанскому лесу (красная линия - линия вала).
Справа налево: Фабрика "Панкратовская" - Рамзайский острог - памятник на краю вала - овраг Везовой, пересекающий вал - Вал и Юровский пруд.
От фабрики "Панкратовская" (ранее - от башни) вал шел в северо-западном направлении по направлению к Рамзаевскому острогу. На этом отрезке в районе села Пяша был зафиксирован факт разрушения вала, а именно его разрушения на протяженности 10 метров.
Подробно о этом можно узнать
тут.
После всех расследований, в сентябре 2011 года пензенскому историку и археологу
Геннадию Николаевичу Белорыбкину удалось, наконец, организовать раскопки по доследованию остатков вала. «Было установлено, что на поверхности восточной части вала сохранились деревянные конструкции, состоящие из плах и бересты»
*.
Рамзаевский острог. (здесь и далее фото пользователя
Obsсured) Он был построен в 1678 году. В плане острог представлял собой сетырехугольник, каждая сторона которого равнялась 57 саженям. И сейчас еще можно видеть основание этого урепленного пункта. Оно находится у сельского кладбища и среди старожилов называется "острогом".
Реконструкция башни и частокола, венчающего вал (автор
aprel.13).
От Рамзаевского острога вал шел к Мокшанску (Мокшану) (автор
Obscured).
Здесь его высота со дна рва около трех метров, глубина рва - немногим более метра.
Вал со рвом.
Весной ров заполняется водой (фото
Obscured).
На участке от Рамзайского острога до Мокшанска можно на примере увидеть использование природного ландшафта при строительстве вала.
У поселка Мирный вал пересекается оврагом Вязовый.
Пруд. Далее, у поселка Юровка вал пересекается оврагом Рогатка.
В Мокшане на наиболее опасных участках черты стояли 2 сторожевых башни, остатки оснований которых еще заметны. Крепость Мокшанск имела 6 башен: 4 угловые и 2 проезжие, была окружена земляным валом и рвом.
Реконструкция. Мокшан.
От Мокшанска вал шел в северо-западном направлении к Мокшанскому лесу, где сменялся засекой. Земляная насыпь со рвом прослеживается по саду совхоза «Симбуховский». С окончанием заповедного леса снова шел вал от с. Казеевка (ныне Инсарского района республики Мордовия) и тянулся в северном направлении к р. Иссе, где соединялся с Инсарским участком Симбирской оборонительной линии.
В 1681 Пензенская черта была продолжена далее на восток. От Налуевского городища (г. Городище) через Большой Сурский лес к р. Суре, где кончался вал Пензенской черты, была построена засека.
В этом месте здесь сохранились и другие следы древности.
Старинный тракт (северо-восточное направление от Городища (рядом с Дмитровкой))
Брусчатка.
Засечные черты.
В описании Пензы 1783 года упоминается "четвероугольный небольшой замок, обнесенным насыпанным земляным валом и обрытой сухим рвом". На конфирмованном плане 1785 г. и на плане 1793 года есть вал, а рва нет. Время уничтожения вала можно полагать между 1784 и 1806 гг. Так, имеются записи о том, что "на конфирмованном плане намечены по валу некоторых местах здания (ныняшния присутственные места и архиерейский дом, которые и выстроены между 1794 и 1795 гг.)". В описании Пензы 1806 года вал уже не упоминается.
Источники:
* Лебедев В.И. Легенда или быль: Последам засечных сторожей. Саратов. 1986 г. 136 с.
** Труды Пензенской ученой архивной комиссии. Т. 1. 1903 г.
***Лебедев В.И., Лебедева Л.В. Засечные черты / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 192-194.