"Основная мысль доказательств св. Григория Паламы состоит в том, что тварь, причастившаяся самого существа Божия, будет, вследствие неделимости Божиего существа, обладать всей полнотой Его свойств и вообще существенно сольется с Богом, став сама новой Божественной Ипостасью (при неотделимости ипостаси от сущности) так, что вместо Триипостасного Бога мы будем иметь Бога с бесчисленными ипостасями... Вообще, мы утратим всякую грань между Творцом и тварью (иначе говоря, дойдем до чистого пантеизма). "Если мы приобщаемся сущности Божией, - пишет св. Григорий Палама, - то всякий, приобщающийся всей ли сущности или же ничтожной ее части, станет всемогущим", ибо, вследствие неделимости Божиего существа, причастие Его доставляло бы все Его силы"... ...На антиномичность своего учения о непричастности Божией сущности св. Григорий Палама указывает сам, когда разбирает смысл апостольского выражения "общники Божиего естества", на которое любили ссылаться его противники в своей полемике против учения о непричастности Божиего существа. Указав, что это выражение "обладает той же двойственностью", как и некоторые другие им прежде рассмотренные богословские утверждения, вроде единства и троичности Божества, св. Григорий Палама продолжает: "...сущность Божия непричастна и некоторым образом причастна; мы приобщаемся Божественного естества и вместе с тем нисколько его не приобщаемся. Итак, нам нужно держаться того и другого [утверждения] и полагать их как мерило благочестия... ... "Называя причастным через энергию, - пишет св. Григорий Палама, - это самое Божественное естество, хотя и не само по себе, ты пребудешь в пределах благочестия; ибо таким образом сохраняется непричастность и неявленность неисходного оного естества"". (Архиепископ Василий (Кривошеин), Аскетическое и богословское учение св.Григория Паламы. Глава II. "Сущность и Энергия",
(*))
Итак, Григорий Палама предлагал, было дело, держаться одновременно двух противоположных утверждений, - лишь бы "сохранить непричастность и неявленность неисходного оного естества", ведь иначе "причастие Его доставляло бы все Его силы" и "приобщающийся всей ли сущности или же ничтожной ее части, станет всемогущим". Я бы ещё добавил: всегда здоровым, весёлым и молодым.
(*) Именно этого и предлагал, было дело, избегать Григорий Палама. Немудрено, что Византия, согласившись на такие предложения, вскорости сгинула.
Что же до опасений, что "вместо Триипостасного Бога мы будем иметь Бога с бесчисленными ипостасями", то они напрасны: мы от начала имеем Бога с единственной ипостасью, единственной сущностью, единым бытием, которого все мы причастники в той мере, в какой не метим в частники, т.е. не желаем иметь никакого отдельного индивидуального "самостоятельного бытия"
(*). Как говорил Апостол: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20).
===============
Kansas - Carry On, My Wayward Son
http://www.youtube.com/watch?v=Ihy9uWSqsNM Как и просил святой Григорий Богослов, дай поскорее всем нам счастье без болезненных трудов
(*), Троица Родимая
(*), единоипостасная
(*), для всех врагов ужасная
(*), сохрани всех нас...
...в Третьем Риме
(*) всегда здоровыми, весёлыми и молодыми.
(*) «Filius quidem patitur, Pater vero compatitur». «Pater compassus est Filio»
(*). Amen. “Monarchiam tenemus"
(*). Amen. Аминь. Аминь. Аминь. "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..."
(*).