От Белёва до Горбачёво

Jan 30, 2016 17:41


Летом 2015 года, после нескольких лет перерыва, мы снова вернулись на линию Раненбург-Смоленск, бывшей Рязанско-Уральской железной дороги (РУЖД). В этот раз нашей целью был участок от станции Белёв до станции Горбачёво, ввиду наличия параллельной автодороги было решено ограничиться заездами к остановочным пунктам и станциям, а не проходить всю линию полностью пешком.






Станция Белёв

Как известно единой рокадной линии от Раненбурга до Смоленска не существует ещё с конца 90-х годов прошлого века. В те годы уже началась сильная деградация железной дороги: закрывались станции, депо, отменялись поезда и как итог консервировались разбирались линии. Были закрыты и разобраны участки: Куликово Поле-Волово Юго-Восточной железной дороги и участок Волово-Теплое Московской железной дороги. В настоящее время единая магистраль существует лишь на картах и схемах железных дорог, также о ней напоминает общий километровый отсчет идущий со стороны Раненбурга.
Теплым, летним вечером станция Белёв встретила нас абсолютным запустением, но накат на станционных и подъездных путях присутствовал, значит какие-то грузовые операции станция выполняет. Даже не верится, что ещё в начале 90-х здесь было локомотивное депо ТЧ-25, со своим приписным парком локомотивов, а в настоящее время станция Белёв просто тупик на малодеятельной линии из Козельска.





Кран и ЧМЭ3-1020 депо Белёв, апрель 2000г; фото из коллекции Всеволода Назимкина





Депо Белёв, апрель 2000г; фото из коллекции Всеволода Назимкина



Депо Белёв, яма на месте поворотного круга

Участок от Белёва до Арсеньево законсервирован уже достаточно много лет и если ещё несколько лет назад его можно было оперативно восстановить и открыть движение. Теперь на линии уже вырос небольшой лес, пришли в негодность деревянные шпалы, частично разворованы элементы скреплений пути и устройств СЦБ.



Станция Белёв; 288 километр



Горловина станции в сторону станции Арсеньево



Зарастающая линия на Арсеньево

Далее на путь лежал на противоположный берег Оки, как ни парадоксально мост на законсервированной линии через Оку охраняется и перейти на другую сторону реки нельзя... Я лично с берега реки наблюдал охранника в будке у моста и другого идущего по пролетному строению моста. Вероятно у этих охранников самая блатная работа, охранять мост по которому уже десятилетие не ходят поезда. Мост интересен тем, что состоит из двух разных пролетных строений, возможно одно из них сохранилось со времени постройки железной дороги, найдена фотография моста 2000 года ещё со старым пролётным строением.



Мост через Оку



Мост через Оку, апрель 2000г; фото из коллекции Всеволода Назимкина



На утро мы продолжили свой путь в сторону станции Горбачёво и первую свою остановку мы сделали на бывшей станции Веженка. Станция имела три или четыре пути и подъездной путь к предприятию. Здание станции в настоящее время заколочено, рядом располагается несколько жилых домов скорее всего бывших железнодорожников, а вокруг лес и не души.





Бывшая станция Веженка



Входной из Белёва на станцию Манаенки



Далее мы заехали на бывшую станцию Манаенки. Здание вокзала построено в едином архитектурном стиле Рязанско-Уральской железной дороги, было превращено в жилой дом. В последствии жильцы съехали и сейчас в нём всё заброшено, кроме помещения дежурного по станции и релейной расположенной на первом этаже здания. В непосредственной близости от здания располагается хорошо сохранившиеся водонапорная башня.



Станция Манаенки











Водонапорная башня на станции Манаенки





После станции Манаенки автодорога отходит немного на юг, проходит через заброшенные фруктовые сады и пересекает железную дорогу уже практически у Арсеньево. Чтобы попасть к бывшему остановочному пункту Рахлеево нужно сначала доехать до маленького деревенского переезда, а затем ещё и прогуляться по зарастающим рельсам примерно километр в сторону Белёва. Прогулка по железной дороге удалась на славу, что может быть лучше: деревянная дорога, приятный запах креозота, пение птиц, обилие земляники по обочине от пути и абсолютное отсутствие людей. И как результат поиска, несколько железобетонных плит длиной в два вагона и уширение земляного полотна.



Платформа Рахлеево





Переезд около платформы Рахлеево



Станция Арсеньево путь в сторону Белёва



Станция Арсеньево предстала нам заколоченным и уже порядком разваливающимся историческим вокзалом, потушенными светофорами и полным отсутствием наката на путях. Тем не менее за станцией следят, трава в пределах станционных путей и стрелок вся окошена. Путь на станции уложен на деревянные шпалы, а уже через несколько сот метров в сторону Горбачёво начинается свежеуложенный путь на железобетонных шпалах. Этот перегон несколько лет назад закрывали на реконструкцию, но скорее всего так и не открыли. Конечно возможно и нет необходимости его открывать, по банальной причине, что просто нет никакого груза в Арсеньево.







Исторический вокзал станция Арсеньево



Станция Арсеньево путь в сторону Горбачёво





Далее автодорога идёт всё время параллельно железке и больше не надо никуда делать заезды, остаётся только искать бывшие остановочные пункты на местности. Следующую остановку мы сделали у симпатичного домика, бывшей железнодорожной казармы. Казарма оказалась брошена, в одной части здания уже вскрыты полы и царит полная разруха, в другой пока ещё навален не хитрый скарб живших здесь ранее людей. Мы прошли по линии от домика примерно по 400-500 метров в каждую сторону, но никаких остатков остановочного пункта, обозначенного на карте как Гремячка не нашли. Скорее всего его полностью уничтожили при замене рельсошпальной решетки.



Около платформы Гремячка







В бывшем здании вокзала станции Истьино, жилой дом. Как и в Манаенках первый этаж заколочен, там помещение дежурного по станции и возможно релейная. Все боковые пути на станции сняты, остался только один главный путь. Рядом есть действующая водоразборная колонка, скорее всего на станции есть и водонапорная башня. Ввиду ограниченного времени никуда по станции не ходили и отправились сразу на поиски остановочного пункта 225 километр.
В окрестностях деревни Толстая-Дубрава мы переехали на противоположную сторону железной дороги по временному деревянному переезду, здесь мы решили немного отдохнуть и перекусить перед дальней дорогой на Москву. Нашему удивлению не было предела, в районе переезда на рельсах имелся небольшой накат. Значит какое-то рабочее движение по линии есть, для производства ремонта пути или для другой цели. Здесь дорога ещё деревянная и бывшую платформу мы оперативно отыскали, она располагалась чуть восточнее нашего переезда. Еще в карте обозначен разъезд 221 километра, но на него в этот раз мы решили время не тратить....



Станция Истьино





Остановочный пункт 225 километр

PS. Еще в далеком 2007 году мы с Всеволодом начали изучение и фотодокументирование железнодорожной линии Раненбург-Смоленск, тогда мы прошли пешком от станции Волово до станции Куликово Поле, а затем уехали автобусом в Москву. Затем в мае 2010 года мы прошли от станции Волово, через Тёплое почти до станции Горбачёво и уехали автостопом в Москву по трассе М2. Тогда нам осталось изучить подходы к Горбачёву со стороны Теплого и теперь со стороны Белёва до бывшего разъезда 221 километр и мы когда нибудь обязательно вернёмся на эту дорогу. Ну, а пока по результатам поездки 2015 года Всеволод уже создал небольшой видеоролик.

Горбачёво, Белёв, Раненбург-Смоленск, тульская область, походное, РУЖД, малодеятельные линии

Previous post Next post
Up