Камчатка 2015; Парк Вулканы Камчатки

Sep 09, 2015 17:19

Природный парк Налычево

В начале августе, совместно с Мариной ilance я отправился на Камчатку. Ранее мы достаточно часто ездили вместе, но эта поездка была первой после похода на Сахалин летом 2013г. Нам предстоял небольшой двух-недельный поход по окрестностям городов Петропавловк-Камчатский и Елизово, в природный парк Налычево. Целью данного похода был осмотр и подъём на кратер действующего вулкана Авачинский, так-же нам были интересны горячие и минеральные источники расположенные в Налычевской долине и окрестностях. Мне ранее никогда не доводилось бывать на полуострове, Марине же уже доводилось путешествовать по Камчатке летом 2010г.

В налычевскую долину можно добираться разными способами, можно начать свой путь от посёлка Пиначёво и идти через Пиначевский перевал в долину, а можно начать свой путь с Авачинского перевала и уже потом финишировать в Пиначёво. Большинсво групп идёт первым вариантом, т.к там более хорошая тропа и более слабый подъём, мы же решили усложнить себе жизнь и пошли обратным путём.
Прохождение маршрута не требует специальной подготовки и навыков, выносливость и умение ориентироваться конечно приветствуется, особенно в условиях плохой погоды. Запланированный маршрут нами был пройден немного быстрее чем мы планировали. В оставшиеся дни мы сумели подняться к Голубым озёрам, которые расположены в верховьях реки Половинка и съездить на побережье Тихого океана, где переночевали под шум волн на Халактырском пляже.

Корякский вулкан

Гора Верблюд

Вершина горы Верблюд и отроги Авачинского вулкана

Большинство туристов сначала посещают горячие источники и завершают свой маршрут восхождением на Авачинский вулкан, мы же решили пойти обратным путём. В первый день нашего похода мы совершили тренировочное восхождение небольшую гору Верблюд, расположенную между Авачинским и Корякским вулканами.
В семь часов утра, второго дня, мы отправились уже на гораздо серьезное восхождение к кратеру вулкана Авачинский. Нам предстоял подъём почти на 2км, с 850 метров до 2741 метра над уровнем моря. К вершине вулкана идёт отличная тропа, через каждые 100 метров подъёма есть маркировка. После 2000 метров тропа идёт по снегу, а далее поднимается по небольшому серпантину проложенному на конусе вулкана, последние несколько сот метров натянут трос. На верху дует ледяной ветер, но рядом есть горячие серные выходы, можно немного согреться и ощутить дыхание недр земли. Ежегодно тысячи туристов поднимаются на вулкан, каждый день на восхождение идёт несколько групп и отдельных туристов, у подножья есть палаточный лагерь и домики, где останавливаются группы.
В начале тропы у ручья стоит несколько памятников, тем кто не вернулся с восхождения.... Стоит всегда помнить, что поход это не просто прогулка в лесопарке, а это ещё тяжелый физический труд, риск, взаимовыручка и взаимопонимание напарника.

Тропа на восхождение

Авачинский вулкан с высоты 2000 метров

Серные выходы из кратера Авачинского вулкана

Памятники погибшим при восхождении

На следующий день мы собираем свой лагерь, у подножья Авачинского вулкана и выходим на тропу в Налычевскую долину. Тропа идёт через Авачинский перевал, обходя Корякский вулкан с северной стороны, иногда по пути нам попадаются туры. Тропа идёт по вулканической пустыне, в низинках по снежникам, растительности вокруг нет. В одном месте тропа разошлась, сделали привал сходили на разведку, решили пойти верхней тропой, с неё открываются замечательные виды на реку Седловина, при переходе через очередной ручей тропы соединились. Ночевка в небольшой низинке, нашли немного веток стланника, разожгли костёр, красота, наслаждаемся видами на ледники Корякского вулкана (3456м).

Долина реки Седловина

Отроги Корякского вулкана

На следующий день опять немного заблудились, пошли не тем направлением, хотя вроде и придерживались туров....По описанию нам нужно было пройти через перевал между высотой (1203м) и хребтом отходящим от Корякского вулкана, а мы пошли выше, пришлось сбрасывать высоту. Вышли на маркированную и натоптанную тропу, далее небольшой подъём на перевал и спуск к реке Левая Налычева, по пути несколько бродов через ручьи. Появляется растительность, много цветов, стланник, тропа опять расходится на направления. Через некоторое время видим группу идущую нам навстречу, затем ещё одну которая расположилась на обед. Выходим на маркированную тропу, проходящую через заросли ольхового стланника и выходим к водопаду на реке Шумной. Здесь расположилась на обед очередная группа школьников из Москвы, рядом расположен выход минеральных источников.
Далее по мосту переходим реку Шумная и по хорошей тропе движемся к Аагским минеральным источникам, где встречаем очередную встречную группу. До центрального кордона Налычевского парка остаётся всего 7 километров, решаем не идти сегодня, набрали дров, встали на ночевку на небольшой полянке на краю леса.

Кордон Налычево расположен в долине между реками Горячая и Желтая. Здесь постоянно дежурит инспектор, есть несколько платных домиков для туристов и навесы для приготовления и приёма пищи, также есть связь, достаточно дорогой магазин, вертолётная площадка. На реке Горячая расположено три открытых купальни с оборудованными раздевалками. Много иностранцев, в один день приземлялось три вертолёта.
Стоянка для палаточных туристов находится на реке Желтой, примерно километр от приюта. Есть навес с местом для костра, рядом имеются места для установки палаток. Далее тропа идёт к Таловским горячим источникам. В окрестностях много грибов: лисички, подберёзовики, подосиновики, есть ягоды жимолость и черника.
Остаток дня решили посвятить отдыху и прогулкам по окрестностям приюта, первым делом осмотрели купальни, погода была достаточно теплая и в горячую воду лезть особо не хотелось, решили купание оставить на вечер. Затем мы пошли осматривать разные достопримечательности в окрестностях кордона, в непосредственной близости расположен Грифон Иванова из которого вытекает травертиновый ручей с температурой воды до 75,6 градусов. Также рядом расположена термальная площадка Котёл или травертиновый щит Котел, с засыпанными и действующими грифонами с термальной водой. Далее тропа идёт на озеро Вершинское, но туда мы решили не ходить.
Здесь в Налычево нам первый раз попался медведь, он не спеша переходил тропу примерно в 50 метрах от нас. Сразу напишу, что за этот поход медведей мы встречали четыре раза. Если на Сахалине нас только пугали медведями и мы не видели ни одного, то Камчатка и парк Налычево просто медвежье царство. Конечно такое соседство не очень приятно, особенно когда ночью спишь в палатке и думаешь не вытащит ли тебя за ногу медведь.... В общем отличное место пощекотать себе нервы.

Кордон Налычево; Музей

Термальный источник Грифон Иванова

Травертиновый ручей

Термальная площадка Котел

Открытые купальни на реке Горячая

Далее наш путь лежал к Таловским термальным источникам, до кордона на реке Таловой нам предстояло пройти 10 километров по красивому берёзовому лесу, через небольшой перевал Малыш. Этот переход занял у нас около трёх часов, тропа хорошая, есть маркировка, через ручьи перекинуты мостики. Сделали пару привалов на перевале и у Краеведческих минеральных источников, попили минеральной воды, пока сидели и отдыхали в непосредственной близости проходил очередной медведь.
Таловские термальные источники оказались ещё более горячими чем в Налычево, есть две купальни и раздевалка. Температуру можно регулировать запуская в купальню холодную воду из реки. Остаток дня посвятили отдыху и подготовке к завтрашнему радиальному выходу к фумароле вулкана Дзендзур. На ночь решили остановиться в старом зимовье, рядом есть навес с местом для костра и места для палаток. В домике есть печь, два ряда нар и может разместиться достаточно большая группа туристов. Чтобы мышки нам не мешали спать, внутри мы поставили палатку без тента, в аналогичных зимовьях мы ночевали в Абхазии и у нас был положительный опыт их использования.

Кордон Таловый

Горячие источники на реке Таловой

Согласно описанию маршрута и фрагменту старой советской карты, висевшей в зимовье к фумароле можно подниматься двумя путями, идти низом через лес и резко подниматься вдоль ручья Желоб или сразу пониматься лесом и далее через стланник. Выше водопада тропы должны соединиться и вывести путников на край лавового поля. В реальности, со слов встретившихся нам туристов верхняя тропа через лес и стланник практически заросла и непроходима.
Поэтому мы решили не испытывать судьбу и пошли вдоль ручья Желоб. Этот маршрут по моему более красив и интересен тем, что временами открываются замечательные виды на окрестности, также интересен и сам ручей. Ручей на протяжении многих метров представляет собой глубокие желоба, которые проделала вода в горячем лавовом потоке. Тропа сначала идёт правым берегом ручья, затем в местах скальных прижимов переходит на другой берег, а потом назад. После водопада тропа проходит через кедровый стланник и выводит нас на лавовое поле. По лавовому полю до фумаролы есть маркировка тропы желтой краской. Если внизу было достаточно тепло, то у фумаролы на высоте около 1400 метров дул ледяной ветер, немного перекусив и пофотографировав окрестности мы отправились в обратный путь. Облачность сильно снизилась, красивых пейзажей уже не ожидалось и мы в быстром темпе зашагали в обратный путь к своему домику.
По сути фумарола стала самой дальней точкой нашего похода, далее был только путь назад. На следующий день у нас был запланирован радиальный выход к месту гибели военного самолёта.

Ручей Желоб

Фумарола Дзендзур

В разных местах нашей необъятной родины расположены интересные места и объекты, этим местам посвящаются геокешерские тайники. Если например в Московской области интересные места буквально высосаны из пальца, то в отдалённых регионах эти места и тайники следует по возможности посетить т.к. они действительно интересны. В этом походе нами были посещены тайники на Авачинском вулкане, около турстоянки Перевальная и пошаговый тайник в окрестностях Таловских термальных источников. Суть тайника надо было посетить пошагово: мост на реке Шумной, термальные источники на реке Горячая, термальную площадку Котел и дойти до Таловских источников, посмотреть одну цифру, а только за тем вычислить координаты тайника. В результате координаты были получены и на утро мы отправились искать разбившийся самолёт.
По прямой от лагеря до самолета было около 5 километров, почитав комментарии к тайнику мы решили идти сначала верхней тропой в сторону фумаролы, а затем подниматься на сопку вдоль сухого ручья. Расчет и комментарии оказались верными, в нужном месте на тропинке была маленькая развилка и чуть натоптанная тропа уходила резко вверх.
Пройдя ещё примерно километр мы вышли к разбитому самолёту. Согласно легенде тайника самолёт потерпел крушение в 1968г. Найдя контейнер и осмотрев место падения, мы отправились в обратный путь. Во второй половине дня нам предстояло собрать все вещи и перейти на стоянку у реки Желтая, чтобы завтра с утра выйти на маршрут в сторону кордона Семёновский.

Разбившийся военный самолёт

От стоянки на реке Желтая идём уже привычной тропой, после приюта Налычево развилка троп. Влево на Авачинкий перевал 34 километра, прямо Пиначёвский перевал 11 километров и посёлок Пиначёво 37 километров, мы планируем пройти этот маршрут за два дня и утром выйти в посёлок.
Тропа идёт по красивому берёзовому лесу, постепенно поднимаясь, по пути нам попадается много грибов и ягод. К обеду мы выходим на границу леса, дальше растут только стланник и цветы. Останавливаемся на обед, кушаем, набираемся сил перед подъёмом.
При приближении к перевалу тропа идёт небольшим серпантином, растительность заканчивается, открывается отличный вид на Налычевскую долину. Перевал ярко выражен, в верхней части груда камней, дует ледяной ветер, немного постояв и замёрзнув, быстро спускаемся вдоль реки Пиначевская. Решаем вглубь леса не спускаться, а заночевать на границе стланника с отличным видом на горы и Пиначёвский перевал.

Перевал Пиначёвский

Утром продолжаем спуск вдоль реки, примерно через два километра выходим к мостику и перейдя реку Пиначёвская подходим к стоянке Перевальная. Здесь в дупле дерева заложен геокешерский тайник, находим. Рядом есть старое зимовье, нары, печка, небольшой запас продовольствия.
До кордона Семёновский нам остаётся пройти около трёх километров, тропа хорошая, идём быстро.
На кордоне никого не обнаруживаем, есть домик инспектора, отличный двух этажный домик для туристов и два навеса. Здесь останавливаются перед подъемом и спуском все организованные группы. В домике запас еды, крупы, печенье.
Продолжаем идти вдоль реки, через некоторое время выходим к навесу, вода рядом решаем встать на обед. Пообедав продолжаем спуск, тропа идёт вдоль реки, в какой-то момент начинается подъём и тропа уходит на высокий берег реки. Продолжаем идти, начинает смеркаться, воды нет, места для стоянки нет, практически уже в сумерках подходим к кордону Пиначево, слышен лай собак, встали на ночь на лугу у ручья.

Стоянка Перевальная

Кордон Семёновский

По сути запланированный маршрут был пройден, но поход пока не завершен, по совету местных туристов мы решили съездить на Голубые Озёра. Голубые Озёра - система озер, расположенная на высоте 600м над уровнем моря, в живописной ледниковой котловине, в 16 км юго-западнее города Елизово.
На добирание от кордона Пиначёво до тропы на озёра мы закладывали целый день, но нам немного повезло с попутным транспортом. Нам в Пиначёво сразу удалось поймать машину до Елизово и водитель согласился нас довезти до горы Морозная, откуда начинается тропа к озёрам. У подножья горы Морозная расположена горно-лыжная база, тропа начинается на её территории.

Гора Морозная

Пройдя через базу мы выходим на старую дорогу, тропа идёт параллельно, в какой-то момент дорога и тропа расходятся, но потом опять соединяются. Примерно через семь километров тропа выводит нас к старой туристической базе, сейчас сохранилось 4 небольших домика, есть несколько костровищ и места для палаток. Рядом на реке Половинка есть водомерный пост, два раза в сутки в 8 утра и восемь вечера, дежурный снимает показания.
Мы планировали здесь ночевку, но раз приехали с опережением, то в этот же день решили пойти дальше до озёр. Тропа хорошая, имеет маркировку с советских времён, от водомерного поста есть тропа на другую строну реки также маркированная. Через ручьи ранее были построены мостики, для спуска в глубокие выемки построены лестницы, сейчас всё это практически разрушено....
Через некоторое время пути лес отступает, тропа делает крутой поворот и выводит нас к ручью, вдоль которого нам и предстоит подниматься вверх. Переходим ручей по камням и медленно двигаемся вверх, в какой-то момент появляются мысли, что лезть в гору с рюкзаком это плохая затея, но отступать уже некуда, надо идти вверх и только вверх. Горы постепенно расступаются и мы выходим к первому из озёр. Всего в каскаде три озера которые соединяются протоками.
Вечереет, пора задуматься о ночлеге, в основном на озёра ходят без ночевки т.к нет смысла тащить тяжелые рюкзаки в гору, а уже на следующий день идти назад. Также на озерах особо нет дров, только ольховый и кедровый стланник, но на маленький костерок что-то насобирать конечно можно. Также особо нет удобных мест для стоянок, всюду камни. Но раз мы уже здесь, то отступать некуда и надо эти сложности преодолевать.....
До окончания нашего похода у нас оставалось ещё двое суток, вроде хотелось немного отдохнуть здесь на озёрах, но желание путешествовать сильнее. Изучив карту, решаем уже завтра двигать вниз и ночевать на старой турбазе, где планировали эту ночевку, а утром следующего дня ехать в Петропавловск-Камчатский и оттуда на берег Тихого океана.

Река Половинка

Голубые озёра

Уже с утра погода стала портиться, из-за гор стали выползать облака, в какой-то момент все небо заволокло облаками. Ближе к обеду мы собрали свои вещи и стали спускаться вниз, к турбазе, облачность наступала, погода начинала портиться. Уже на турбазе повстречав велосипедиста мы узнали, что обещают дожди и мы правильно сделали, что спустились посуху т.к спускаться по мокрым камням и под дождём не очень комфортно.
Переночевав в одном из домиков, на утро мы отправились по тропе к горе Морозная, откуда уехали на такси до автостанции города Елизово. Затем на автобусе до автостанции Комсомольская площадь в городе Петропавловск-Камчатский и уже оттуда на городком автобусе № 8 до посёлка Долиновка. Как раз в Долиновке начался дождь, сначала не сильный, потом сильнее и сильнее. В сторону океана мы пошли по грунтовой дороге, идущей через заброшенный военный объект, примерно через час вышли на берег реки и далее по берегу в сторону океана. Грунтовая дорога пошла в брод реки, непосредственно на Халактырский пляж, а мы пройдя по берегу реки уперлись в строгую вывеску "Территория МО РФ", решили дальше не ходить и заночевать под шум дождя и шум прибоя Тихого океана.
Всю ночь лил дождь, палатка не промокла, но было влажно. Утром пока собирались и шли по высокой траве практически полностью промокли, нам было уже без разницы идти в брод выше колена или идти краем по тропе под капелью с деревьев. Поэтому решили перейти два раза реку в брод и дойти до берега великого океана, по сути края нашей необъятной Родины.
Затем всё было в обратном порядке: брод, грунтовая дорога, автобус №8, автобус до аэропорта, самолёт, Домодедово, Москва.......14 дней как и не бывало.....