Новокуйбышевск

May 13, 2018 23:50

Миллионный город Самара, ставший одним из крупных промышленных центров СССР, а затем и России, породил вокруг себя агломерацию. И с запада к Самаре примыкает город-спутник Новокуйбышевск, возникший в послевоенные годы при Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, который и по сей день является его градообразующим предприятием. Сейчас это город с населением 103 тысячи жителей (и даже при такой численности он является лишь четвёртым в области), с Самарой он вплотную граничит, и при подъезде к Самаре на поезде с западной стороны определить на глаз границу этих городов довольно сложно, а когда-то Новокуйбышевск мог и стать просто обособленным районом "основного" города. В общем, посмотрим, что представляет собой индустриальный спутник Самары.



Как уже сказано, Новокуйбышевск можно краем глаза увидеть из окна поезда, подъезжая к Самаре с запада. Через него проходит Южный ход Транссиба. И отправиться сюда из Самары я решил именно на электричке (хотя автотранспорт ходит чаще, но я ведь тот ещё любитель железных дорог). В тот день в Самаре продолжалась метель, начавшаяся накануне, когда я посещал Куйбышевский район. За сутки тогда выпало около 10 сантиметров снега. Моя электричка шла в сторону Сызрани, до станции Безенчук, и по пути я снова видел из окна тот самый Куйбышевский район, в том числе и Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод. Так вот, нефтезаводов здесь два: в Самаре - Куйбышевский, а в Новокуйбышевске - Новокуйбышевский. И их не следует путать, хотя сделать это легко, если учесть, что НПЗ в Самаре ещё и находится уже совсем рядом с Новокуйбышевском.

Одна из транспортных проблем Новокуйбышевска - расположение железнодорожного вокзала, то есть станции Новокуйбышевская, на полнейшем отшибе. При том, что железная дорога проходит и ближе к центру города. Близко к жилым районам находится станция Липяги, также есть платформа Молодёжная, до которой решил ехать я. Но на них останавливаются только электрички.

2. Итак, платформа Молодёжная (до главного вокзала я не доехал одну остановку). Электричка уехала дальше на запад. Метель, вроде, наконец-то стихла, но я ещё не знал, что впереди будет её завершающий аккорд, и в городе я застану ещё пару её сильных зарядов.



У меня есть два с половиной часа до следующей электрички, на которой я поеду в город Чапаевск. В общем, на осмотр Новокуйбышевска более-менее хватит (город, хоть и крупный, но застроен довольно компактно), хотя многоэтажные спальные районы я не посмотрел.

3. На Молодёжной есть маленький сталинский вокзал. Увы, безбожно испорченный сайдингом. Фото сделано уже в конце, когда я вернулся обратно, поэтому уже солнечно.



4. Выхожу в город. Вокруг меня хрущёвки, сугробы, заваленные снегом дворы, и тишина, прерываемая шумом грузовых поездов на железной дороге. Пока что я ещё на окраине. Молодёжная тоже находится далеко от центра (но всё-таки ближе, чем вокзал), и логичнее было бы мне выходить на станции Липяги.



5. А у вокзала я сел в маршрутку и поехал в самый центр. Минут восемь Газель ехала по кривоватым улицам вдоль промзоны нефтезавода и высадила меня вот тут. Въезд в центр города отмечают симметричные сталинские дома-ворота.



Откуда есть пошёл Новокуйбышевск? Название его прямо отсылает к советскому названию Самары - Куйбышев. И давать промышленным городам-спутникам то же название с приставкой "Ново-" было довольно частой практикой. Предшественником города был посёлок при упомянутой ЖД станции Липяги, открытой в 1877 году. А после войны история этого места сильно повернулась. Стране были нужны нефтепродукты, и в 1946-1951 годах, по соседству с уже существовавшим Куйбышевским НПЗ, был построен и Новокуйбышевский. При нём вырос одноимённый рабочий посёлок, получивший в 1952 году статус города. И хоть и Куйбышев в 1991 году переименовали обратно в Самару, этот город по-прежнему зовётся Новокуйбышевском, поскольку другого названия у него никогда не было.

6. В духе времени центр Новокуйбышевска застроен парадными сталинскими домами. Особой монументальности в архитектуре здесь нету, но выглядит вполне симпатично. Немного этот город напомнил мне Северодвинск (но там всё более солидно).



7. Центральная парадная улица в центре в прошлом называлась улицей Куйбышева, а в 2001 году получила заковыристое название Улица 50-летия НПЗ. Перспективу её замыкает площадь Ленина и городской дворец культуры.



8. А это пересекающая её улица Суворова:



9. Заглянем и во дворы:



10. Дальше выходим на саму площадь Ленина. В центре её - памятник тому, в честь кого она названа, за его спиной - довольно большой дворец культуры. Все здания площади образуют симметричный ансамбль. Строилось это всё в середине 1950-х годов.



11. В одном угловом доме на площади размещается городская администрация:



12. А другой - просто жилой дом:



13. В центре площади есть выключенный на зиму фонтан, несколько детских горок. Площадь просторна и, наверное, хороша для прогулок. Но в середине рабочего дня люди тут, в основном, идут куда-то по своим делам. Тем более, как видим, и снегопад снова начинается. Был пятиминутный заряд метели, который потом стих, но снег продолжал понемногу идти.



14. Вид обратно. Симметрию домов-ворот на улице 50-летия завода повторяют такие же два дома со стороны площади.



15. Перпендикулярно улице 50-летия вдоль площади проходит улица Коммунистическая. Но на неё вернёмся ближе к концу.



16. Боковой ракурс на площадь. Дворец культуры находится левее.



17. А в перспективе улицы 50-летия вдалеке видны трубы самого нефтезавода. Близко к нему я не ходил, хотя и проезжал мимо.



Новокуйбышевский НПЗ ныне принадлежит "Роснефти" (как и соседний Куйбышевский, и третий в области Сызранский), и мощность его составляет около 9 с половиной миллионов тонн нефти в год. Также рядом с ним расположены и возникшие позже сопутствующие нефтехимические производства. Промзона там громадная, и по площади почти равна жилой части города.

18. Впрочем, неплохие виды издалека на этот завод открываются и из Самары. С моста через Самарку у её впадения в Волгу в ясный день можно сделать хорошие кадры с его дымящими трубами.



19.



20. Но наиболее необычный кадр удалось сделать, стоя посередине замёрзшей Волги. Завод смотрится здесь каким-то фантомом.



21. Вернёмся на площадь Ленина. В углу её, возле дворца культуры, стоит мемориал воинам-землякам с вечным огнём и двумя пушками. Даже интересно, откуда здесь столько имён, если во время войны на месте нынешнего города был только посёлок Липяги. Возможно, считали с окрестными населёнными пунктами, часть которых впоследствии тоже была поглощена городом.



22. От дворца культуры наискосок уходят две улицы - Белинского и Миронова. При этом улица Миронова ещё и частично пешеходная. Не каждый город такого размера может похвастаться пешеходной улицей. Но нынче погода к прогулкам не располагает, а, например, в летний выходной день тут, наверное, бывает людно.



23. Детали сталинского ампира:



24. У одного из домов стоит памятник Ивану Игнатьевичу Миронову, в честь которого названа улица. Это был советский инженер-нефтяник, который до войны руководил нефтезаводами в Грозном и Уфе, а после войны был одним из основателей Новокуйбышевского НПЗ, а значит и самого города. И в 1954 году он трагически погиб от взрыва газа в подвале одной из технологических установок завода. Вместе с ним тогда погибли ещё три инженера - Аркадий Вавулин, Василий Марфин и Леон Сафразьян.



25. Сталинские дома красивы и величественны. Хотя, конечно, разнокалиберное остекление и кондиционеры несколько портят картину.



26. Восточной границей исторического центра (то есть соцгорода) служит линия улиц Чернышевского и Пирогова, с довольно оживлённым движением. Кстати, обратите внимание на троллейбус - в Новокуйбышевске есть этот не самый частый для городов с такой численностью населения вид транспорта. Открылся он уже в 1986 году, и, как мне показалось, функционирует довольно исправно. Правда, сам я на нём не прокатился.



27. И по автомобильному движению, и по количеству людей, улица Чернышевского показалась мне более людной, чем площадь Ленина и улицы рядом с ней. Как-то пульс города лучше ощущается уже здесь.



28. Замечательная старая вывеска на фасаде. Интересно, какого она времени.



29. Чуть дальше по этой улице - сталинские дома поскромнее:



30. А пойдя в другую сторону, видим уже более позднюю застройку:



31. Царство зимы. Заметённая улица, сугробы, и повисшие под тяжестью снега ветви. Но, впрочем, на календаре уже март.



32. Выходим на улицу Гагарина, параллельную Чернышевского-Пирогова. На ней есть ещё одна местная достопримечательность - церковь иконы Божией Матери "Умиление". Построена совсем недавно, в начале 2010-х.



33. У магазина автотоваров стоит "Запорожец"-реклама. Хотя в Самарской области "Жигули" актуальнее были бы.



34. Церковь вблизи. Масштабная постройка, смотрится внушительно, особенно сквозь бело-серую пелену вновь разыгравшейся метели.



35. И разошлась стихия не на шутку. От ветра и зарядов летящего снега пришлось всё плотнее укутывать лицо. И с фотоаппарата я еле успевал стряхивать снег.



36. Атмосферной получилась прогулка.



37. Площадь Менделеева (есть ведь в городе и химические производства, так что великого химика тоже решили почтить), наверное, очень зелёная в летнее время. Памятник здесь стоит, как ни странно, не ему, а Анне Федотовой - первому директору Куйбышевского завода синтетического спирта (хоть он и Куйбышевский без "Ново-", но тоже находился здесь), который, сам по себе, сейчас уже не существует, будучи объединён с другими производствами. Памятник поставили в 2017 году.



38. А это центральная городская больница. Видимо, из-за неё и получила своё название улица Пирогова.



39. И снова сталинки. Я обхожу центр города по краю.



40. Есть тут и немного частного сектора:



41. Улица Горького выводит меня к церкви Серафима Саровского (1999-2000), на фоне недавно построенной многоэтажки. Метель, тем временем, ослабевает.



42. И вдруг она резко закончилась (и уже в последний раз), и выглянуло солнце. Всё это было похоже на какой-то небесный погодный концерт, где постоянно менялась тональность музыки, а завершала его экспрессивная кода с громким финальным аккордом. Вот так вот - в один момент утих затяжной снегопад, засияло солнце, стали рассеиваться облака, и уже минут через двадцать о прошедшей метели напоминали только свежие сугробы.



43. За церковью - площадь, где стоит памятник Гавриилу Гореченкову - первому директору Новокуйбышевского НПЗ, который до войны также руководил нефтезаводами в Баку и Гурьеве (Атырау). Его именем теперь назвали площадь (раньше она называлась Нижняя).



44. На другой стороне площади - интересное здание магазина со скульптурной головой быка. Возможно, её сделали недавно, но это очень напоминает "животноводческие" павильоны на ВДНХ.



45. От этого места начинается многоэтажный Новокуйбышевск, который я увидел только краешком. Это, похоже, один из самых первых многоэтажных микрорайонов. В его дворах почему-то почти нету деревьев, и от этого его пейзаж отдаёт чем-то норильским (хотя там я не был).



46. По соседству находится Парк Победы. На входе - монумент "Добрый Ангел Мира". Сам парк я не посещал, хотя в летнее время это, видимо, одно из основных прогулочных мест города.



47. Отсюда на восток уходит проспект Победы, ведущий в довольно большой многоэтажный район, в котором я не был. Но он вряд ли существенно отличается от его края, который я успел увидеть.



Туда же, почти в самый восточный конец города ходят троллейбусы. Между прочим, до самой западной точки Самарского троллейбуса оттуда остаётся 10 километров по прямой дороге. Вполне можно было бы и объединить две троллейбусные системы.

48. Новостройки. Их в городе, на глаз, немало.



49. Большой торговый центр. В общем, здесь есть многие атрибуты крупного города.



Дальше я не ходил, а пошёл обратно в центр, чтобы уже выдвигаться назад к железной дороге.

50. В небольшом квартале частного сектора нашёлся советский флаг над чьим-то домом.



51. Я замыкаю круг по улице Коммунистической, и вокруг меня опять сталинский центр города.



52. И снова главная площадь Ленина:



Дойдя снова до "домов-ворот", я поймал там маршрутку в сторону ЖД вокзала. Ехать дальше в Чапаевск я думал уже с него, но посмотрев на часы, увидел, что до электрички ещё есть запас времени, и можно выйти и погулять в районе железной дороги. И от идеи ехать с вокзала я отказался, снова отдав предпочтение платформе Молодёжная.

53. Вышел я из маршрутки, оказавшись снова на тихой окраине города. Этот квартал известен под интересным названием Болгарский городок. Здесь был рабочий посёлок строителей из "16-й республики Советского Союза", которые в 1980-е годы участвовали в возведении ряда социальных объектов в Новокуйбышевске. Тут они жили в одноэтажных барачных домах, которые после отъезда болгар на родину достались местным жителям. Постепенно этот квартал превратился в дикие трущобы, но сейчас тут проводят капитальную "реновацию" - почти всё, что было, сносят, и строят новые дома, в основном, в 2-3 этажа.



54. Но есть и повыше:



И обратите внимание на ясное небо и солнце. Это за считанные двадцать минут после окончания метели так кардинально переменилась погода. И стало холодать. Вместо прежней околонулевой температуры дело приближалось к -10 градусам.

55. Ещё тут сохранился кинотеатр "Слава", типового проекта. Кажется заброшенным, хотя вон какие-то стеклопакеты на втором этаже видны.



56. Но уже скоро электричка, и пора идти на неё.



57. И вот снова платформа Молодёжная. Вид в сторону Самары, откуда я жду появления электропоезда.



Эта электричка едет уже не до Безенчука, а дальше - до Сызрани. Народу довольно много, и ехать мне до Чапаевска полчаса. Проезжая главный вокзал, то есть станцию Новокуйбышевская, я хотел его запечатлеть, но, во-первых, стёкла были грязноваты, а во-вторых, мою электричку приняли на один из последних путей, далеко от здания вокзала.

58. Поэтому приведу здесь фотографию, сделанную мной летом 2011 года из окна поезда, по дороге из Челябинска в Минск (вроде, вокзал с тех пор не изменился). Станция Новокуйбышевская открылась в 1948 году (хотя дорога ещё XIX века), став гнездом подъездных путей нефтезавода и других предприятий. Вокзал того же времени, и довольно красивый. А грузовой состав с цистернами - постоянный атрибут участка железной дороги от Сызрани до Самары.



Ну и на этом всё о Новокуйбышевске. А у меня за окном электрички проносились заснеженные поля под мартовским небом, и впереди был не менее интересный промышленный город Чапаевск, который старше Новокуйбышевска. О нём и будет следующий рассказ.

Поволжье, Путешествия, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up