Промышленный город Чапаевск, насчитывающий 73 тысячи жителей - ещё одно звено Самарской агломерации. Он расположен к западу от
Новокуйбышевска, тоже на железнодорожной магистрали, и всю свою историю специализируется на химической, в том числе и военно-химической, промышленности. Долгое время на одном из заводов Чапаевска производили боевые отравляющие вещества (а "мирная" химическая продукция была уже второстепенной), из-за чего к концу советской эпохи здесь сложилась очень тяжёлая экологическая обстановка. Особенно интересно то, что промышленность Чапаевска зародилась ещё до революции. Город оказался достаточно любопытным, и, можно даже сказать, неожиданным с точки зрения архитектуры.
Будучи в Самаре, я решил посетить Новокуйбышевск и Чапаевск в один день. Приехав в Новокуйбышевск, я застал там окончание сильной метели, которая мела целые сутки с короткими перерывами. И после неё погода резко переменилась - когда я уезжал из Новокуйбышевска, небо стало почти идеально ясным, засветило солнце, а в воздухе ощутимо похолодало. Так что два города, посещённые в один день, я осматривал при совершенно разной погоде, несмотря на короткую временную разницу.
В Новокуйбышевске на платформе Молодёжная я сел в электричку Самара - Сызрань. Сначала за окном была видна новокуйбышевская промзона с нефтезаводом и ещё рядом предприятий, потом заснеженные поля. Станции и платформы - Химик, Жигули, Маяк, Томылово. И через полчаса пути довольно многолюдная электричка привезла меня в Чапаевск.
2. Электричка ушла, схлынул со станции большой поток пассажиров, вышедших из неё. Вот так выглядит станция Чапаевск с пешеходного моста. Это вид в сторону Самары. В кадре виден одинокий электровоз ЭП2К для пассажирских поездов. Даже не знаю, что он здесь делал.
Это, напомню, историческая Самаро-Златоустовская железная дорога, ставшая теперь Южным ходом Транссиба, и открытая в 1877 году. Но эта станция открылась уже в 1913 году, после появления заводов и рабочих посёлков при них.
3. Здание вокзала. По-видимому, оно того же времени, но с более поздней советской пристройкой справа. Недавно его отремонтировали.
4. А вот таким я запечатлел этот вокзал в 2011 году, по дороге на поезде из Челябинска в Минск. Сейчас отремонтировали всю станцию, и платформы тоже сделали новые. И снесли маленькую постройку справа. Только непонятно зачем огородили первую платформу забором, из-за чего попасть на неё можно только через здание вокзала, а на другие платформы только по пешеходному мосту.
5. Вид вокзала со стороны города. С маленькой Привокзальной площади также отправляются маршрутки в Самару (на одной такой я потом и возвращался туда).
6. Вдоль стальной магистрали идёт улица с соответствующим названием Железнодорожная. Пятачок у вокзала, как водится, довольно невзрачен, и от города тут многого не ждёшь, но первое ощущение обманчиво.
Прежде всего - об истории города. Название Чапаевск, само собой, дано в честь прославленного красного командира времён Гражданской войны. Но связано оно с тем, что часть боевого пути Василия Ивановича связана с Самарой и её окрестностями. А возник будущий город Чапаевск в 1909 году, как рабочий посёлок при основанном тогда же Самарском заводе взрывчатых веществ. Строительство завода курировал великий князь Сергей Михайлович Романов - внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, и в честь него завод был назван Сергиевским. А непосредственным руководителем строительства был генерал-майор Владимир Иващенко, в честь которого получил название рабочий посёлок - Иващенково. В 1911 году здесь появился вспомогательный химический завод по производству серной кислоты и ещё ряда веществ, основанный промышленником Петром Ушковым. И потребность во всём этом, разумеется, резко возросла с началом Первой мировой войны. Ну а после революции, на бывшем заводе Ушкова было развёрнуто производство боевых отравляющих веществ. Посёлок Иващенково в 1918 году был переименован в Троцк (думаю, понятно в честь кого), в 1927 году получил статус города, а с 1929 года он зовётся Чапаевском.
7. Одна из улиц недалеко от вокзала:
В советское время в Чапаевске действовало два завода, работавших на оборонку. Первый, и более крупный - завод взрывчатых веществ, который работает и сейчас под названием "Промсинтез", второй - "завод №102" по производству химического оружия и боевых ОВ (иприт, люизит, фосген - вот это вот всё), впридачу производивший и "мирную" химическую продукцию вроде минеральных удобрений и чистящих средств. В конце 1980-х в СССР было прекращено производство химического оружия, а в постсоветские годы и завод этот окончательно закрылся, оставив после себя зону экологического бедствия, когда содержание ряда химических соединений в почве и водоёмах превышало ПДК в десятки, а то и сотни раз. Чапаевск долго считался одним из наиболее загрязнённых городов России. Сейчас, конечно, всё уже не так, как раньше, но почва восстанавливается значительно дольше, чем воздух. При этом Чапаевск мне запомнился полным несоответствием ожиданиям, в хорошем смысле - город смотрится гораздо приятнее, чем можно было бы подумать, учитывая всё вышеописанное. Помогла, конечно, и украсившая город солнечная погода с белым снегом и ярким солнцем.
8. Улица Ленина, параллельная Железнодорожной. Её, наверное, можно считать главной в городе. Облик её слагают послевоенные сталинки. Улицы и дома покрыты свежим слоем снега, выпавшим в тот день и накануне.
Чапаевск состоит из двух половин по две стороны от железной дороги. Основная половина - юго-восточная, где и находится завод "Промсинтез". Северо-западная сторона, где находится бывший химический завод - второстепенная, и туда заглянем уже ближе к концу. Северным краем город выходит к пойме Волги, и по границе города протекает её приток - речка Чапаевка. Редкий случай, когда в давно обжитой части России река носит советское название, но дело здесь в том, что раньше она называлась Моча. Хотя ударение на первый слог, но всё же...
9.
Население Чапаевска составляет 73 тысячи человек. При этом на излёте советской эпохи оно доходило до 98 тысяч. То есть город потерял в постсоветские годы немало населения, но почти вся убыль пришлась на 90-е годы, а в нынешнем виде численность остаётся неизменной с начала 2000-х. Кстати, несмотря на такой размер населения, в городе нет ни одной девятиэтажки. Почему так - не знаю, но это явно один из самых крупных городов России, где нет домов выше пяти этажей.
10. Какая-то неизвестная скульптура. Информации о ней я не нашёл.
11. В Самарской области есть какая-то странная любовь к слову "губерния". Мало того, что у них есть Самарская губернская дума и губернский рынок, так ещё и Чапаевский губернский колледж! Не говоря уже о том, что баннер пятилетней давности до сих пор висит.
12. Вернёмся на улицу Ленина:
13. Перекрёсток с улицей Пионерской. Здесь есть две типовых сталинки из красного кирпича, которые из-за отсутствия облицовки довольно необычно смотрятся. Напоминает фасады самарской
Безымянки. Впереди видна церковь Сергия Радонежского, которую посмотрим чуть позже.
14. Но ещё больше меня впечатлил вот этот дом на том же перекрёстке. Построен он, наверное, ещё до войны.
15. Пионерская улица застроена, по-видимому, тоже довоенными домами.
16. А это соседняя с ней улица Куйбышева (на ней я был на пару часов позже, поэтому свет уже закатный). В кадре виден дом детского творчества, а на его фоне - бюст Владимира Иващенко, о котором я уже упоминал.
17. Напротив - школа №1, построенная, видимо, на рубеже 50-х и 60-х.
18. Да, своё первенство среди школ города ей и доказывать не приходится. Скульптура перед входом - памятник Зое Космодемьянской.
19. Рядом - не разобранные завалы от какого-то снесённого здания. Видимо, недавно расселённый ветхий дом.
20. И повсеместный "Магнит". В формате гипермаркета.
21. И снова улица Железнодорожная, теперь уже к северу от вокзала. Здесь есть несколько интересных образцов конструктивизма, какие и в областных центрах далеко не всегда бывают. Вот, например, дом конца 1930-х годов постройки.
22. А на другой стороне улицы стоит мемориал Великой Отечественной войне с пушкой, вроде бы, ЗИС-2 и именами воинов-земляков.
23. А по соседству есть Комсомольская площадь с внушительным конструктивистским ДК имени Чапаева, построенным в 1929 году (как раз когда город был переименован из Троцка в Чапаевск). Очень необычно для такого небольшого города. Памятник перед ним, несмотря на название, не Чапаеву, а Ленину.
24. Памятник Чапаеву стоит через улицу, в городском парке его имени. На заднем плане видна железная дорога, движение по которой очень интенсивное.
25. Рядом стоит скромный памятник Воинам-интернационалистам и пограничникам.
26. А вход в парк украшают вот такие ворота с колоннами. Наверное, ещё сталинские. Просматривается площадь и улица Комсомольская. Вдалеке снова видна Сергиевская церковь. Теперь пойдём туда.
27. На площади есть ещё один образец конструктивизма - городская администрация.
28. И летняя сцена в конце площади:
29. Комсомольская улица - пешеходная, с благоустроенной прогулочной зоной. Это редкость для столь небольших городов.
30. Вдоль улицы - несколько одноэтажных домов из красного кирпича, построенных в начале 1910-х, тогда ещё в посёлке Иващенково, для начальства местных заводов. Этот квартал очень необычен, в своём роде. Это такой дореволюционный прообраз советских соцгородов (капитального строительства в то время было гораздо меньше, поэтому рабочие заводов здесь жили в деревянных барачных домах, которые не сохранились), и таких примеров в стране мало.
31. Так что в Чапаевске есть очень редкий пласт архитектуры. Дома по-прежнему жилые, и, как я понимаю, входы в квартиры здесь с улицы.
32. Ну и вот, наконец, выходим на площадь со сквером, где в центре стоит церковь Сергия Радонежского. Легко подумать, что в промышленном городе храм появился, скорее всего, уже в наше время, но это не так. Храм тоже достался городу от дореволюционного посёлка Иващенково, будучи построен в 1916-1918 годах. То есть строительство было завершено уже после революции, но его при этом успели освятить, и он действовал до 1926 года, когда был закрыт, а впоследствии возвращён верующим в 1990 году.
33. В честь Сергия Радонежского церковь назвали именно благодаря Сергею Михайловичу Романову, который курировал строительство завода. А наиболее интересная деталь этого храма - майоликовые иконы на фасаде. Выглядит всё далеко не по-провинциальному.
34. Частично фасад облицован глазурованным кирпичом.
35. Церковь стоит на оси улицы Ленина, которая продолжается дальше на север.
36. Застройка там уже "молодеет". Появляются хрущёвки.
37. А вот квартал очень необычных своим оформлением малоэтажных новостроек:
38. А местные дети играют в войнушку, используя сугробы в качестве крепостей:
39. Тут справа ещё один новый дом. Дальше видны советские пятиэтажки, раскрашенные в довольно приятные цвета. В Чапаевске это достаточно распространено. Слева видна типовая школа.
40. А вот среди хрущёвок вдруг ещё один дом явно довоенной постройки.
41. Послевоенные двухэтажки. Явно недавно отремонтированы.
42. А это уже пятиэтажки-"брежневки", улучшенной планировки:
43. И новостройка. Их в городе не много, хотя я и не везде был.
44. И вот ещё новый стадион, на улице Железнодорожной.
О южной половине города на этом всё. Я так и не сходил к заводу "Промсинтез" (где взрывчатые вещества производят), но, судя по фотографиям, он не очень-то и зрелищный, хотя, возможно, для полноты картины посмотреть его стоило. Рядом с ним есть ещё механический завод. Есть в городе и ещё несколько небольших предприятий - заводы железнобетонных и металлоконструкций, силикатного кирпича.
45. Уже перед заходом солнца я решил посетить северную половину города. Чтобы туда попасть, надо перейти железную дорогу (здесь только пешеходный переход, а автомобильный ЖД переезд находится в другом месте). Это вид на запад: тут начинается станция Чапаевск.
46. Если в основной части города вдоль ЖД путей идёт улица Железнодорожная, то в северной - Вокзальная. Это из серии "Смотри не перепутай". Кстати, это нелогично, если учесть, что сам вокзал находится с другой стороны от путей.
47. Вбок от путей уходит улица Орджоникидзе. Через несколько минут по ней можно прийти в микрорайон с названием Берсол. На фоне пятиэтажек - деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери (2014).
Это и есть район при заводе №102, который производил боевые отравляющие вещества, создав критическую экологическую обстановку в городе. Впрочем, сейчас существенные загрязнения остаются здесь только в почве и водоёмах, тогда как воздух уже совсем не тот, и запахов в нём никаких не ощущается. Да и, как уже говорилось, внешний вид города его дурной славе не соответствует.
48. Дворы Берсола. Погода уже стала довольно морозной, и снег под ногами заскрипел.
Как уже сказано, химический завод был основан в 1911 году - вслед за Сергиевским пороховым заводом, и изначально специализировался на серной кислоте. А во время Первой мировой войны наладил и производство взрывчатых веществ, в числе которых была и бертолетова соль (хлорат калия), что и дало после революции заводу название "Берсол", сохранившееся за микрорайоном. В советские времена здесь производилось химическое оружие (причём в 1920-е годы планировалось развернуть на заводе совместное производство с Веймарской Германией, но немецкая сторона своих обязательств не выполнила), и на долгие годы Чапаевск стал одним из основных центров советской военно-химической промышленности. Как уже говорилось, во время перестройки СССР отказался от химоружия, и на чапаевском заводе №102 осталось лишь "мирное" химическое производство, выпускавшее минеральные удобрения, что, однако, не спасло завод от закрытия в 1990-е годы. Сейчас он являет собой комплекс заброшек, но я к нему тоже не ходил.
49. На Берсоле есть немного сталинок. Это небольшой соцгород химзавода.
50. Слева виден ещё один обелиск воинам-землякам:
51. А вот, похоже, довоенный дом, который в наше время немного реновировали. Левая часть дома, вроде, новая.
52. Центр культурной жизни Берсола - сталинский ДК имени Горького. Довольно красивый.
53.
54. И здесь тоже нашёлся конструктивизм в небольшом количестве. Увидеть этот стиль на, в общем-то, задворках небольшого провинциального города - это очень неожиданно.
55. Хотя и состояние иных домов оставляет желать лучшего. Но дом выше отремонтировали, так что и до этих, наверное, доберутся.
И на этом всё о Чапаевске. Город, может быть, и не слишком выдающийся, но своеобразный, с интересными архитектурными особенностями. Уже темнело, когда я возвращался пешком с Берсола обратно к ЖД вокзалу. На электричку в Самару не успевал, и поэтому поехал обратно на маршрутке до Центрального автовокзала. В Самаре я после этого провёл ещё один день, но об областном центре я уже всё успел рассказать. Поэтому дальше отправимся в Тольятти, что выше по течению Волги - второй по величине город Самарской области.