Северодвинск. Город северных корабелов

Feb 16, 2017 18:40

В сорока километрах западнее Архангельска, у берега Белого моря, расположен Северодвинск - второй город в области (185 тысяч жителей); город полностью советский, выросший при оборонной промышленности, и центр российского атомного судостроения. Само по себе это уже звучит внушительно. Город солидный, и во многом, на мой взгляд, опережающий Архангельск.



Северодвинск воспринимается и как спутник Архангельска (из-за близкого расположения), и как, в то же время, самодостаточный город. Автобусным сообщением с Архангельском он связан примерно каждые полчаса. Идёт автобус около часа, по шоссе вдоль Северной Двины, через сёла с причудливыми названиями вроде Лайский Док и Малая Тойнокурья. Стоимость проезда, кстати, различается в зависимости от того, до какой остановки в городе ехать (так же, как из Кирова в Кирово-Чепецк и Слободской). Здесь я должен сразу сказать, что, к сожалению, посетил Северодвинск довольно-таки бестолково, так как увидел лишь совсем небольшую часть города - только его исторический центр, не побывав ни на острове Ягры у берега моря, ни в позднесоветских многоэтажных районах на западе. Виной тому то, что я поехал сюда зачем-то в середине дня, хотя город немаленький, и ехать стоило с утра. Но всё же покажу то, что я успел увидеть.

2. Вот примерно так меня встретил Северодвинск, - я вышел из автобуса на почти первой же остановке в жилой части города. Как и в Архангельске, здесь была жаркая погода. И оживлённые улицы вокруг.



Если Архангельск возник как морские ворота России, то Северодвинск - как кузница кораблей военно-морского флота. Город достаточно молодой - основан он был в 1936 году как рабочий посёлок Судострой. Спустя два года он получил статус города и имя Молотовск (в честь Вячеслава Молотова, при жизни), а в 1957 году стал Северодвинском и в последующие годы рос как один из флагманов оборонной промышленности страны. И поныне главные предприятия Северодвинска - это "Севмаш", где строят не что-нибудь, а атомные подводные лодки, а также судоремонтный завод "Звёздочка".

3.



4. Из автобуса я вышел рядом с вокзалом, за которым виднеется труба ТЭЦ-1. Железная дорога в Северодвинск пришла во время войны - в 1942 году, а нынешний вокзал уже, видимо, позднесоветской постройки.



5. Не под стать городу вокзал здесь маленький, тихий и пустынный, зато аж с высокой платформой и навесом (что вообще большая редкость). Это не случайно, поскольку пассажиропоток здесь совсем небольшой, и большинство людей ездит через Архангельск.



Дело в том, что Северодвинск стоит не на основной железнодорожной магистрали, а на тупиковом ответвлении, которое начинается от станции Исакогорка (немного не доезжая до Архангельска). И если большинство поездов идёт в Архангельск, то до Северодвинска лишь раз в два дня ходит один поезд из Москвы (причём фирменный). Кроме него, есть здесь и пригородное сообщение: в сторону Архангельска - до маленькой станции Лайская, а на запад - до села Нёнокса, где железная дорога заканчивается тупиком. Ветка туда идёт вдоль берега моря и, судя по снимкам, довольно живописна, но при этом Нёнокса - закрытый военный городок, куда просто так не съездить.

6. Вид в сторону Архангельска:



7. А плакат на фасаде вокзала напоминает о том, почему он выкрашен в такой синий морской цвет. Северодвинск - действительно, город не только корабелов, но и моряков: здесь расположена Беломорская база Северного флота.



8. Направимся теперь в центр города. Здесь, как и в Архангельске, очень много тополей. Пожалуй, что даже ещё больше. Весь город в тополином пуху, жаркая погода, и не слишком северный облик самого города, - в общем, снова трудно было в тот момент поверить, что я нахожусь на 64 параллели рядом с Белым морем. Впрочем, жаркая погода здесь бывает нечасто, - обычно город продувают морские ветра с брызгами солёной воды, и погода бывает прохладной даже в середине лета.



Кстати, название Северодвинск не очень вяжется с географическим расположением этого города. Дело в том, что к самой Северной Двине он почти не выходит, - лишь к одной из проток (так называемое Никольское устье).

9. Пятиэтажка без балконов - явление типично северное. Правда, здесь таких совсем мало.



10. В нескольких минутах ходьбы от вокзала я попадаю в северодвинский "Старый город", который, по большей части, деревянный.



11. Когда-то таким был почти весь город Молотовск. Зелёные улицы с высокими тополями и берёзами, а среди них - деревянные дома. В былые времена, до того, как дома обветшали, эта часть города была, наверное, очень уютной.



12. Как и в Архангельске, это настоящее "сталинское деревянное зодчество". Здесь много оригинальных и интересных проектов.



13. Это ведь прямо деревянный конструктивизм какой-то!



14. Но увы, как, опять же, и в областном центре, в Северодвинске состояние большинства этих домов плачевное. Возможно, причина кроется в местной болотистой почве, из-за которой у них оседают фундаменты. В любом случае, во многих домах, имеющих вот такой вид, всё ещё живут люди.



15. Но проблема постепенно решается. Ветхие дома расселяют и сносят, и строят новые для их жителей.



16. В одном кадре - как выглядит прежнее и будущее место жительства одних и тех же людей.



17. В общем, когда-то эти деревянные кварталы были, наверное, уютными и привлекательными, но сейчас время их прошло. Красота "деревянных сталинок" постепенно уходит, и, возможно, даже некоторые дома, попавшие мне в кадр, сейчас, когда я пишу, уже расселены.



18. Не знаю точно, когда эти дома строились. Возможно, в конце 1930-х годов, а может быть даже и во время войны.



19. Тихая улица Советская:



20. Вокруг уже всё больше кирпичных домов:



21. И снова деревянные. Скоро этой изрядно обветшавшей красоты уже не будет.



22. А людей переселят в вот такие дома:



23. А вот уже расселённые дома. Вполне вероятно, что сейчас их уже снесли.



24. Из некогда уютного, а ныне ставшего мрачноватыми трущобами деревянного района я попадаю в послевоенный центр города, застроенный сталинским ампиром. Здесь всё уже гораздо более прилично и красиво. Особенно понравились дома, выкрашенные в разные цвета.



В советские времена Северодвинск был закрытым городом (да и сейчас официально закрыт для иностранных граждан, хотя на деле никакого контроля нет), а кроме того, одним из наиболее престижных для жизни городов Советского Союза. Тут и оборонка, и северные надбавки. Точно не знаю, но наверняка и снабжение здесь было лучше, чем в Архангельске. К моменту распада СССР население Северодвинска достигло 250 тысяч жителей, но потом наступил всеобщий развал оборонки, и девяностые годы промышленность города переживала с трудом. Население Северодвинска из-за этого сократилось на четверть за постсоветские годы (до 185 тысяч в наше время), однако город по-прежнему один из наиболее передовых в Архангельской области.

25.



Северодвинск - второй центр притяжения для районов области, что выражается даже в транспортной связи: не только из Архангельска, но и отсюда ходят отдельные автобусы в далёкие райцентры на юге области - Котлас, Каргополь, Вельск. Что особенно интересно, Северодвинск официально отнесён к Крайнему Северу, тогда как Архангельск лишь приравнен (при практически одинаковом климате): скорее всего, во многих отраслях зарплаты в Северодвинске выше, чем в областном центре. И даже жильё здесь стоит дороже.

26. Круглая площадь Ломоносова с памятником самому Михаилу Васильевичу:



27. А это проспект Ленина. Хоть и Северодвинск - целиком советский город, и старины здесь не может быть по определению, но архитектурный облик у него гораздо более цельный, чем у Архангельска. Эти кварталы возводились в начале и середине 1950-х годов.



Да и в целом, ощущения от города несколько иные. Хоть и с благоустройством здесь тоже немало проблем, в городе вполне чисто, и состояние общественного транспорта не в пример лучше (хотя электротранспорта в Северодвинске, увы, так и не появилось). Чувствуется, что город работает на оборонку, и здесь "всё серьёзно": город мне показался организованным, строгим и суровым.

28.



29. Ансамбль сталинской архитектуры здесь совершенно великолепен и достоин, пожалуй, едва ли не Минска.



30. Кинотеатр "Родина":



31. На проспекте Ленина мне действительно порой казалось, будто я гуляю по белорусской столице. Иногда не мог отделаться от ощущения, что на каком-нибудь доме сейчас увижу табличку вроде "вул. Камунiстычная". Кроме того, ещё один город, который у меня здесь всё время всплывал в памяти, - это Череповец.



С одной стороны, Северодвинск видится таким "индустриальным воплощением Поморья", с другой - большинство населения здесь не коренное. По уже названным выше причинам, люди здесь приезжие со всех уголков бывшего СССР.

32.



33. А вот и просторная площадь Победы - по сути, главная в городе. В центре памятник Ильичу, а за ним - не администрация, а ДК Ленинского Комсомола, ныне известный как Дом Корабела. Построен он в 1964 году, и название его посвящено не столько ВЛКСМ, сколько атомной подводной лодке К-3 "Ленинский Комсомол", построенной в 1957 году, и ставшей первой АПЛ в Советском Союзе (и третьей в мире).



34. Другая сторона площади. И всё тот же по-северному яркий солнечный свет на монументальных советских домах.



35. Рядом с площадью - дом инженерно-технических работников завода "Севмаш". Он же - "Дом Техника".



36. Проспект Ленина продолжается дальше. Хоть и город большой, но именно главные улицы мне показались довольно тихими. Может быть, потому что был я здесь вечером в воскресенье.



37. В Северодвинске сохранилось довольно немало советских артефактов (хотя, конечно, и не так, как в Воркуте):



38. С северной стороны центр замыкает круглая площадь Егорова, названная в честь одного из директоров "Севмаша". В центре площади на постаменте - якорь АПЛ "Акула", установленный в 2008 году.



39.



40. А вон впереди и сам "Севмаш". На переднем плане - Аллея Героев, с мемориальными плитами выдающимся сотрудникам предприятия.



41. Рядом - довольно приятный лесопарк:



Северодвинск, как уже сказано, стоит на берегу Белого моря. Однако чтобы его увидеть, надо ехать на остров Ягры - северную окраину, либо к одному из заливов на западной окраине. А основная часть города плотно загорожена от моря промзонами "Севмаша" и "Звёздочки".

42. Вот, собственно, и заводоуправление "Севмаша" с ещё одним памятником Ленину, глядящему на проспект имени себя. Насколько я знаю, с вышеупомянутого острова Ягры открываются довольно интересные виды и на саму заводскую промзону, где даже можно увидеть боевые корабли.



На "Севмаше" в данный момент работает около 25 тысяч человек, то есть примерно каждый седьмой житель города. За всю историю завода (с момента основания в 1939 году) на нём было выпущено 128 атомных и 35 дизельных подводных лодок, а также 45 надводных боевых кораблей (в основном эскадренных миноносцев). В данный момент на предприятии строятся АПЛ четвёртого поколения.

43. Одна из проходных завода:



44. Вдоль промзоны "Севмаша" идёт шумное Архангельское шоссе - фактически, северный обвод города.



Идя дальше, можно попасть в многоэтажные позднесоветские микрорайоны. Но я туда не добрался, так как времени оставалось у меня мало (а съездить в Северодвинск ещё раз на следующий день мне почему-то в голову не пришло).

45. В итоге, через упомянутый лесопарк, я вернулся на центральные улицы города.



46. Здесь уже в основном хрущёвки.



47. Во дворах закатное солнце. Скоро снова будет белая ночь.



48. И где-то на этом месте я и завершил прогулку по городу.



В общем, как уже сказано, мой отчёт про Северодвинск получился весьма куцым, и по показанному здесь не стоит судить обо всём городе. Он, на самом деле, ещё более разнообразен: ведь я не увидел ни позднесоветских микрорайонов, ни современных новостроек, ни, в конце концов, моря. В общем, я надеюсь ещё обязательно побывать в этом городе, тем более, что и хороший повод для этого есть: на южной окраине Северодвинска начинается Кудемская узкоколейная железная дорога в посёлок Белое Озеро, и на ней есть пассажирское движение.

Об Архангельской области на этом всё. Ну, почти всё. Впереди меня ждал завершающий этап летнего путешествия по северным областям. А именно - Северная Карелия и город Беломорск (где я таки увидел море!). В следующем рассказе проедем волной пригородных поездов от Архангельска до Беломорска с несколькими пересадками.

Архангельская область, Путешествия, Русский Север, Россия

Previous post Next post
Up