Эпилогом путешествия на Север в конце июня 2015 года стала, как это обычно и бывает, обратная дорога. Полторы тысячи километров и чуть больше суток пути на поезде мне предстояло проехать от Мурманска до Питера - по той же самой дороге, по которой я уже ехал перед этим, останавливаясь в ходе поездки на разных пунктах. Теперь же - вся дорога без остановок. Этот пост, в общем, даже не является рассказом о местах, через которые я проезжаю, так как фотографировал я на обратном пути немного, и в основном станции.
2. Вечер 30 июня. Утром я вернулся из Териберки, где провёл ночь, получив при этом глубочайшие впечатления - и от посёлка, и от пейзажей, и от Баренцева моря и погоды на нём, и от полярного дня. Ночью в Териберке было солнечно, лишь под утро сгустились тучи, а море стало штормить. В Мурманске в течение дня погода постоянно менялась, а к вечеру и вовсе стало совершенно солнечно и даже слегка жарковато. Мой поезд - Мурманск - Москва "Арктика" (пришлось ехать дорогим фирменным, потому что питерский поезд уходит утром, ещё до приезда автобуса из Териберки, а все остальные поезда из Мурманска на юг - в Питер не заходят), отправление в пол восьмого вечера. На вокзале начинается посадка.
3. Сталинский вокзал Мурманска освещён ярким солнцем. Ни облака на небе нет!
Отправление было, кажется, около 19-35. Моё место - номер 1, то есть нижнее в самом начале вагона. Обычно самыми удобными считаются места в середине вагона, но мне больше нравятся места в начале, - потому что титан близко, не нужно каждый раз беспокоиться, что кипяток можешь расплескать по дороге :) Вагон, разумеется, новый, так как поезд фирменный. На этом поезде я, кстати, уже ехал от Кеми до Апатитов. Итак, по расписанию трогаемся. Морской порт, улицы, сопки вокруг Кольского залива, - всё это постепенно остаётся позади. До свидания, Город-Герой Мурманск! Даже как-то жалко уезжать, не много времени я здесь провёл.
Обычно я каждый раз проникаюсь искренним непониманием, когда, садясь в поезд, который отправляется днём, вижу, что всегда через полчаса после отправления половина пассажиров спит, - причём независимо от возраста, пола, профессии и социального положения. Но в этот раз я и сам так сделал. По той простой причине, что не спал уже с вчерашнего утра (не считая сна сидя в автобусе Териберка - Мурманск в течение двух с половиной часов) :)
4. Но долго я не проспал. Проснулся уже через два часа, когда поезд отправлялся из Оленегорска. На часах уже половина десятого вечера, и я пока ещё могу в окно полюбоваться пейзажами Кольской Лапландии, причём её горной центральной части. Лесотундра уже фактически перешла в тайгу, но пока мой поезд ещё за полярным кругом. Хотя и уверенно едет на юг.
5. Северный лес, многочисленные озера, и ни с чем не сравнимый золотистый оттенок заполярного солнца. А вон за лесом уже видны серые пологие Хибины.
6. Хорошо знакомую мне станцию Имандра фирменный поезд проезжает без остановки. Погода сегодня солнечная - совсем не такая, как тогда, когда здесь был я. Половину гор, которые сейчас появились на дальнем плане пейзажа, я тогда и вовсе не видел. Настолько густая и низкая была облачность.
7. С одной стороны плещутся воды озера Большая Имандра, а с другой над дорогой довлеют суровые Хибины, озарённые золотистым солнцем. В солнечную погоду они особенно красивы. Жаль, что в Кировске мне их такими не довелось увидеть.
8. На часах одиннадцать вечера. Поезд десять минут стоит в Апатитах. Этот город стал первым посещённым мной местом в Мурманской области.
9. Решил сбегать до головы поезда и запечатлеть наш локомотив. Поезд тянет электровоз ЭП1, - на участке от Свири до Кандалакши они в пассажирской тяге господствуют почти безраздельно.
10. После отправления хорошо стал виден город Апатиты с его бело-серой застройкой, а на дальнем плане - хибинские отроги. Надо же, а в день моего пребывания в Апатитах погода была настолько пасмурной, что Хибины из города почти не было видно.
11. Тайга вокруг становится всё гуще. Хотя и скоро уже полночь, на небе по-прежнему светло, - полярный день продолжается! При этом надо сказать, что здесь, на юге Кольского, солнце в ночные часы опускается заметно ниже, чем в Териберке и даже Мурманске. Всё таки различие широты в два градуса уже играет большую роль.
12. Станция Африканда с типовым вокзалом. Название, надо сказать, уже само по себе забавное, а уж будучи расположенным в таком холодном северном краю, - так и тем более :) Неторопливо стуча колёсами, эту станцию поезд проехал без остановки.
13. Начинается последняя в этой поездке ночь полярного дня, во время которой, правда, я уже покидаю пределы Заполярья. Солнце к полуночи опустилось низко, зашло за облака, и небо окрасилось в удивительные цвета.
14. Поезд, тем временем, сбавляет ход, приближаясь к городу атомщиков - Полярным Зорям. Да, это тот случай, когда название станции и города полностью совпадает с наблюдаемым из окна поезда пейзажем :) Полярные зори над Полярными Зорями!
15. Зашеечная губа - южная оконечность озера Экостровская Имандра (у её же берега, точнее у Тик-Губы, стоят и Апатиты). Где-то на том берегу стоит Кольская АЭС - градообразующее предприятие Полярных Зорь, атомная электростанция, снабжающая энергией часть Мурманской области и Карелии. Но из поезда её, вроде, не видно.
16. Прибываем. Полярные Зори в этом регионе - город особенный. Как правило, города Мурманской области возникли либо при месторождениях руд (Кировск, Мончегорск, Апатиты, Ковдор, Никель и т. д.), либо при военных базах (Североморск, Видяево, Полярный, Заозёрск и т. д.), а тут - город атомщиков. При взгляде из поезда бросается окрас домов в необычные цвета - светло-розовый и малиновый. Правда, вокзал выглядит довольно невзрачно.
17. Полярные Зори - хронологически последний город, получивший городской статус в СССР, - в 1991 году. Более подробно про этот город можно почитать
вот здесь у Виталия
olster28, посетившего его во время зимней полярной ночи. И сам я тоже надеюсь как-нибудь его посетить.
18. Время уже перевалило за полночь. Продолжаем мчаться на юг. Довольно заметная доля пассажиров вагона - северяне, едущие в отпуск. А ещё было четверо дембелей в конце вагона, но вели они себя тихо и пристойно.
На станции Пинозеро с западной стороны к Мурманской магистрали примыкает ветка на Ковдор - город у финской границы, возникший благодаря железорудному месторождению. А дальше поезд идёт долиной реки Нивы, на которой построен каскад ГЭС.
19. За счёт плотин река разливается в водохранилища, а на другом берегу тянется массив скалистых сопок.
20. Потом порожистая в нижнем течении река остаётся в стороне, а впереди показываются окраины небольшого городка. Это - Кандалакша.
21. В Кандалакше мы стоим полчаса. Уже половина первого ночи. Солнце где-то совсем низко над горизонтом, здесь полярный день уже больше похож на те белые ночи, которые я видел на Соловках и Кеми, чем на то, что я наблюдал в Мурманске и Териберке. Впрочем, я уже почти достиг северного полярного круга. Но только... с северной стороны.
22. Но даже после более северных мест в Заполярье, мне всё ещё по-прежнему трудно свыкнуться с тем, что такое светлое время - это не вечер и не раннее утро, а уже полноценнная ночь.
23. Паровоз-памятник:
24. Пути, ведущие в локомотивное депо. Я ожидал, что на получасовой стоянке нам здесь сменят электровоз. Но этого, как ни странно, не произошло, - в итоге один электровоз тянул мой поезд от Мурманска до самой Свири.
25. Один из деревянных домиков на привокзальной площади - по-видимому, начала XX века, то есть времён постройки Мурманской железной дороги, где Кандалакша, выгодно располагаясь на берегу Белого моря (в северной его оконечности), служила одной из баз этой стройки.
Сама Кандалакша - ныне небольшой (33 тысячи жителей) промышленный городок, выросший в советские годы на основе старинного поморского села, известного (как и Териберка) с XVI века.
26. Заброшенный домик справа - кажется, тоже времён строительства железной дороги.
27. Но главная постройка времён строительства магистрали - это сам вокзал. Даже удивительно, что, будучи деревянным, он сохранился в Великую Отечественную войну, когда город не раз подвергался бомбёжкам.
28. Он же со стороны путей. Что произошло с деревьями, что они летом стоят без листьев, я не знаю, и меня это тоже удивило. Впрочем, я замечал это и на чужих фотографиях.
29. Один из флигелей вокзала. Резной деревянный щипец выполнен в очень характерном для Мурманской железной дороги стиле.
30. Надпись:
31. Сохранилась здесь и каменная водонапорная башня - такая же, как в Кеми.
Но полчаса стоянки прошло, пора возвращаться в вагон. После отправления из Кандалакши я лёг спать, - времени уже час ночи. Таким образом, северный полярный круг я и в обратном направлении пересекал ночью, и за пределами моего поля зрения остался участок от Кандалакши до Кеми. То есть я не видел таких станций, как, к примеру, Лоухи и Чупа на самом севере Карелии.
32. Спал я долго - до 11 утра (почему, - я уже упоминал выше). Когда я проснулся, в окно ярко светило солнце, а за окном тянулся сосновый карельский лес. После Мурманска уже и Карелия кажется южным краем, - если иметь в виду эту её часть.
33. В 11-30 поезд прибыл на станцию Медвежья Гора, расположенную в карельском городе Медвежьегорске у северного побережья Онежского озера. Стоим 15 минут, - снова можно выйти прогуляться. Здесь, наверное, наиболее необычный на этой дороге вокзал - деревянный, с резьбой и башенкой, при этом какой-то особенно вычурный. Прямо расписной терем. И, между прочим, он тоже времён постройки дороги, то есть 1916 года. Сохранился в войну, хотя в 1941-1944 годах Медвежьегорск даже побывал в оккупации финскими войсками.
34. Вид со стороны города. Зелёный деревянный фасад вокзала отлично сочетается с растущими рядом берёзами. Надеюсь, что вокзал не додумаются испортить корпоративными цветами РЖД.
35. А так выглядит привокзальная местность Медвежьегорска:
36. Рядом с железнодорожным находится и автовокзал:
37. Паровоз-памятник Эр с вагоном. Внутри сейчас расположен небольшой музей, который у меня, к сожалению, не было времени посетить. Рядом, слева, кстати, стоит ещё и паровозная гидроколонка.
38. И даже семафор!
39. Вид паровоза спереди:
40. Пристанционный железнодорожный домик - тоже времён постройки дороги. Такие же я видел на станции
Имандра.
Про Имандру сейчас даже немного странно вспоминать. Там было холодно, пасмурно и дождливо. А здесь, в Медвежьегорске, жара под тридцать градусов! Действительно, я неслучайно сказал о том, что после Кольского уже и Карелия воспринимается как юг. Не говоря уже про Питер.
41. Впереди виднеется та самая Медвежья гора (калька с карельского Karhumägi), от которой получили название и станция, и город. На переднем плане виден сливающийся с лесом зелёный товарный состав из полувагонов. Не исключено, что он везёт уголь в угольный терминал Мурманского порта, или обратно порожняком возвращается.
42. А моему поезду действительно так и не поменяли локомотив. И его по-прежнему тянет тот же ЭП1-044, что и вчера. Это заметно, если сравнить этот снимок со снимком, сделанным вечером в Апатитах.
После Медвежьегорска едем по просторам Южной Карелии - вдоль западного побережья Онежского озера, которое постоянно остаётся где-то рядом, и в то же время в стороне от железной дороги (на южном выезде из Медвежьегорска оно даже было видно, правда, я не сфотографировал). Из окна поезда можно увидеть лишь небольшие озёра, на которых стоят старинные карельские деревни.
43. Следующей остановкой стала Лижма. Здесь была техническая стоянка под скрещение, - часть Мурманской магистрали является однопутной.
44. Водонапорка здесь уже советская. Не исключаю, правда, что основание из красного кирпича ещё дореволюционное.
Навстречу пронёсся длинный поезд в знакомой мне голубой белорусской расцветке. Поезд Минск - Мурманск я видел в начале мая на станции Чихачёво в Псковской области, а в этой поездке - на вокзале в Мурманске, наблюдал издалека, с сопки, на которой стоит мемориал.
45. Железнодорожный посёлок Лижма выглядит каким-то наполовину покинутым:
46. На часах уже половина второго дня. Ехать до Питера мне осталось ещё девять часов. А пока - поезд прибывает на станцию Кондопога в одноимённом городке. Вокзал - типовой послевоенный, такой же, как, например, в Оредеже и Нелидово.
Не многие об этом знают, но ударение в слове Кондопога падает на первый слог. И, по моим наблюдениям, местные (в том числе и петрозаводчане) часто особенно резко обижаются, если приезжие произносят неправильно, хотя ударение на первый слог совершенно неочевидно.
47. Из окна можно немного увидеть город, который в целом напоминает мне окраины Петрозаводска и Сортавалы. Всё-таки, даже при типовой архитектуре, у городов одного региона часто бывает что-то неуловимо общее.
48. Едем дальше. Вокруг живописная карельская природа. Леса, болота, озёра. Но, повторюсь, после Мурманской области, природа Карелии кажется уже какой-то совсем южной.
49. Луга. На Кольском таких пейзажей уже не увидишь.
50. Иногда вокруг попадаются сёла, деревни и садоводства петрозаводских дачников. Поезд постепенно приближается к столице Карелии.
51. Незадолго до Петрозаводска железная дорога пересекает по мосту реку Шую, которая течёт в Онежское озеро из озера Суоярви, на котором находится одноимённый райцентр.
52. И в половине третьего - хорошо знакомый мне Петрозаводск. В столице Карелии на её железнодорожном вокзале я бывал уже не один раз. На улице стало совсем жарко, пассажиры покупают на перроне мороженое. Вспомнил я в этот момент, как ещё в ночь на вчера мёрз на свирепом ледяном ветру на Баренцевом море.
53. Паровоз-памятник:
54. Справа - красивый вокзал в стиле сталинского амира, построенный в 1955 году. Интересно, что название города на здании вокзала продублировано на финском языке - Petroskoi.
55. Причём не только на современных буквах с подсветкой, но и на оригинальном фасадном декоре. Но тогда, когда был построен вокзал, Карелия была Карело-Финской ССР - 16-й союзной республикой, где финский язык имел официальный статус. С тех времён в республике остался своего рода рудимент - иногда ещё встречающаяся традиция дублирования на финский язык.
56. Вокзал со стороны города:
57. Полукруглая площадь Гагарина, от которой начинается проспект Ленина, ведущий прямо на набережную Онежского озера.
58. Между прочим, онежская вода даже видна в перспективе проспекта. Так же, как и лесистые холмы на другом берегу Петрозаводской губы. Фото, разумеется, с сильным зумом.
59. Квадратный в плане центральный зал петрозаводского вокзала. Выход в город здесь с первого этажа, а на перрон - со второго, так как железная дорога проложена по высокой насыпи.
60. Световое окно. Вокзал здесь оформлен в стиле добротной сталинской архитектуры и напоминает мурманский вокзал.
61. На путях вокзала обнаружился такой необычный для этих мест транспорт, как автомотриса АЧ2. Похоже на какой-то транспорт для дорожного начальства.
62. Вскоре после Петрозаводска поезд проезжает последние десятки километров по Карелии (столица республики ведь находится на самом южном её краю) и, среди лесов и болот, въезжает в Ленинградскую область. До Питера, в то же время, ещё довольно далеко, - это одна из самых дальних частей области.
63. Где-то здесь над нами прошла хмурая тёмная туча и пролилась сильным дождём, который, однако, закончился уже через двадцать минут. Здесь погода тоже довольно переменчива, хотя уже и не настолько, как в Мурманске.
64. В без десяти минут пять часов вечера поезд прибывает на станцию Свирь на северо-востоке Ленинградской области - своего рода, локомотивную перевалочную базу. Но, если быть точнее, то это - станция стыкования постоянного тока (со стороны Питера) с переменным (со стороны Карелии). Всем поездам здесь меняют электровоз. Вот, у встречного уже отцепили ЧС2Т. А нашему поезду предстоит попрощаться с ЭП1, который тянул его сюда прямо от Мурманска.
65. В жаркий и солнечный летний день почти все пассажиры выходят на перрон погулять и купить ягод, грибов или рыбы у местных жителей, шустро бегающих по платформам. Хотя самый ягодный и грибной сезон будет чуть позже - с середины июля.
66. Особенность ситуации в том, что стоят по полчаса из-за смены локомотива здесь абсолютно все проезжающие через эту станцию поезда. И станция наполняется пассажирами из них всех. Вот еще и третий поезд прибыл.
67. И сколь многолюдна эта станция, когда здесь стоят одновременно целых три поезда, столь же она и пустынна тогда, когда нет ни одного. Ведь прилегающий посёлок железнодорожников совсем маленький, несоразмерно с огромной станцией - всего буквально пару улиц, несколько домов, а дальше - лес. Кажется, станция больше посёлка.
68. Мой вагон:
69. Пункт техобслуживания локомотивов (ПТОЛ):
70. А вот так выглядит небольшой вокзал станции, построенный примерно десять лет назад, и напоминающий вокзалы в Питкяранте, Сортавале и Костомукше. Что характерно, пассажиров внутри почти нет, - по уже названной выше причине. При этом исправно работает касса дальнего следования, и при мне там человек даже покупал билет.
71. Вокзал со стороны посёлка:
72. А в посёлке тихо и малолюдно. Пару раз по дороге вдоль леса проехали машины и местные мальчишки на велосипедах. А где-то в стороне слышны гудки электровозов и характерные звуки железнодорожных манёвров. Здесь этот звуковой фон присутствует постоянно и круглосуточно.
73. Сосновый бор возле посёлка:
74. Улица, идущая вдоль железной дороги. Погода здесь такая же жаркая, какая была в Петрозаводске.
75. А к нашему поезду уже прицепили электровоз ЧС2Т, под которым предстоит проехать уже последний участок возвращения с Севера.
76. Вскоре после станции Свирь поезд пересекает по мосту одноимённую реку, на берегу которой стоит город Подпорожье - следующая остановка в пути. На реке сохранились каменные опоры от первого железнодорожного моста, построенного для Мурманской магистрали, а в сторону Онежского озера по реке идёт какой-то теплоход - видимо, круизный.
После Подпорожья, когда до Питера оставалось ещё четыре с половиной часа, я уже не снимал в дороге и лёг отдыхать, таким образом проспав Лодейное Поле и почти даже Волховстрой. Но эти места я уже показывал. Последний рывок - это, как обычно, ветка, соединяющая станцию Мга с Ладожским вокзалом, пересекая Неву по Кузьминскому мосту. После проезда последнего всегда наступает ощущение, что вот теперь уже город действительно совсем близко. Что интересно, поезд Мурманск - Москва Неву пересекает дважды, - второй раз уже по Финляндскому мосту в черте Петербурга. Наконец, в десять вечера, когда уже начинало темнеть (как непривычно после Заполярья!), за окном показались многоэтажки окраинных районов города, проехав которые поезд, точно по расписанию, в 22-16 прибыл на Ладожский вокзал.
77. Выйдя из поезда, я попрощался с Севером. При этом напомню, что, спустя полтора месяца, мне предстояло новое путешествие на Крайний Север. И об этом напоминает стоящий на соседнем пути поезд Воркута - Санкт-Петербург, на котором я как раз и возвращался в августе.
Когда я доехал до дома, на часах было уже 11 вечера. "Боже мой, как темно!" - подумал я, выйдя из метро, и взглянув на небо. И ведь это в Петербурге первого июля. Было полное ощущение, что приехал на юг...
ПУТЬ НА ПОЛНОЧЬ (БЕЛОЕ МОРЕ, КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ). ИЮНЬ 2015:
Белое море:
Из Петербурга на Соловки. Железная дорога и Белое море Соловки. Спасо-Преображенский монастырь Соловки. Посёлок Соловецкий Соловки. Окрестности посёлка и природа острова По Белому морю с Соловков на материк: Соловки - Рабочеостровск Рабочеостровск и Кемь. От пристани до вокзала в начале белой ночиЮжная часть Кольского полуострова:
Апатиты. Город-минерал Кировск. Центр города Кировск. Ближе к окраинам и природные пейзажи Имандра. Станция и посёлок Имандра. Природа и подножие Хибин Мурманская железная дорога: от Имандры до МурманскаМурманск:
Порт и центр города От центра до Зелёного Мыса Зелёный Мыс и южные окраины Абрам-Мыс. Посёлок-пригород на другом берегу Кольского залива
Атомный ледокол «Ленин»Ночь полярного дня (Териберка, Баренцево море):
Дорога в Териберку. На автобусе из Мурманска
Териберка, часть 1 (Старая Териберка и к востоку от неё)
Териберка, часть 2 (от старой Териберки до Лодейного, Лодейное и выход к открытому морю)
Баренцево море в окрестностях ТериберкиОкончание:
Дорога домой. На поезде от Мурманска до Петербурга