Апатиты. Город-минерал

Nov 29, 2015 16:03


За далёким Белым морем,
Среди тундровых озёр
На холмах белеет город
У подножья снежных гор
Приезжайте, посмотрите
На прославленный трудом
Апатиты, знаменитый
Заполярный городок
(советская песня 1970-х годов)
В России, и особенно на её Крайнем Севере, есть немало таких городов, которые появились и выросли благодаря добыче полезных ископаемых. Иногда бывает так, что название города прямо говорит о том, что именно здесь добывают. Например, в Ленинградской области есть такие города, как Сланцы и Бокситогорск. На Урале есть, опять же, Бокситы, и Асбест. Похожая картина и на Кольском полуострове. Города Мурманской области вообще в целом делятся на две категории, - одни выросли на рудниках, а другие на военных базах (особняком стоят Полярные Зори и сам Мурманск - при, соответственно, АЭС и морском порте). И если вторые расположены преимущественно вдоль северного побережья, то первые в основном во внутренних районах Кольского полуострова. И первым посещённым мной городом области был город Апатиты, из названия которого сразу же ясно, благодаря чему он появился.



На скорый поезд №16 Москва - Мурманск светлой белой ночью я сел на станции Кемь, сделав перед этим 12-километровый марш-бросок от пристани в посёлке Рабочеостровск. Проснувшись утром 26 июня, я увидел за окном серое небо, низкорослый лес, отроги Хибинских гор, а потом и городок, который интересно сочетается со своим природным окружением. В восемь часов утра я вышел на перрон. Поезд после пятиминутной стоянки уехал дальше - в Мурманск. Туда я потом тоже ещё поеду. А пока что я приехал в Апатиты; сейчас вокруг меня прохладный воздух, серое небо с тучами, обволакивающими северные горы. Лето здесь только-только начинается. Здравствуй, Заполярье!

Карта моего перемещения по городу. Цифрами отмечены места создания снимков по их номерам в посте, зелёные стрелочки к ним указывают направление объектива в этом кадре.



2. Послевоенный вокзал 1950-х годов. Как и вся Мурманская магистраль, станция здесь была открыта в 1916 году. Но тогда здесь был лишь посёлок железнодорожников, а уже в советские годы началось освоение Хибинского месторождения апатито-нефелиновых руд.



3.



4. Багажное отделение:



5. Вид в северном направлении, то есть в сторону Мурманска. На следующий день мне предстоит уезжать именно в ту сторону и от этой же платформы рабочим поездом Апатиты - Оленегорск. А пока я отправляюсь на осмотр города, для чего мне нужно перейти по путепроводу, который виден впереди.



Дело в том, что железнодорожный вокзал в Апатитах расположен весьма неудобно. Основная часть города находится к востоку от железной дороги, вокзал же, наоборот, к западу от путей. Полагаю, связано это с тем, что та часть города, которая сейчас является его центром, начала строиться только в 1960-е годы, после того, как в 1966 году Апатиты получили статус города; прежде это был рабочий посёлок, а основным городом при Хибинском апатито-нефелиновом месторождении был Кировск (который я тоже посетил, и пост про который ещё впереди). И старый рабочий посёлок (а ныне городской район Старые Апатиты) находился именно к западу от железной дороги. В итоге теперь, чтобы попасть пешком с вокзала в центр города, надо или делать крюк через путепровод, или, может быть, можно пройти через все пути и потом между гаражами (я таких троп не знаю, это надо у местных спрашивать). Непонятно, почему бы не сделать длинный пешеходный мост от первой платформы на улицу Строителей.

Но уж ладно. Иду по дороге вдоль железнодорожных путей, потом поднимаюсь по бетонной лестнице на путепровод.

6. Взгляд на запад - в сторону ставших окраиной города Старых Апатитов.



7. Ну а мне путь лежит туда - в центр города. Перехожу по путепроводу над железкой.



8. А там внизу - станция Апатиты-1. В сторону Мурманска идёт грузовой поезд под электровозом ВЛ80, вдоль путей какие-то железнодорожные постройки.



9. А вдалеке - суровая и величественная природа Кольского полуострова. Забегая вперёд, скажу, что в Кировске пейзажи будут ещё интереснее.



10. Миновав путепровод, я вышел на безымянную круглую площадь, от которой, подобно лучам, расходится три улицы (не считая путепровода): налево - Козлова, правее - Ферсмана, совсем направо - Строителей (идёт вдоль железной дороги).



Улица Козлова, которая идёт налево, фактически ограничивает город с северной стороны. И идёт она вдоль ещё одной железной дороги - ответвления от Мурманской магистрали, связывающего Апатиты с Кировском. До 1990-х годов в Кировск даже ходили электрички.

11. От круглой площади я пошёл по улице Ферсмана. Скажу сразу, что большая часть города именно так и выглядит, и в плане архитектуры Апатиты - город довольно скучный. Связано это с тем, что, как уже говорилось, статус города Апатиты получили лишь в 1966 году, и, как следствие, город почти не застал даже сталинской архитектуры.



А улица, по которой я иду, названа в честь знаменитого советского геохимика Александра Евгеньевича Ферсмана, который, в частности, открыл крупнейшие рудные месторождения Кольского полуострова - Хибинское апатитовое и Мончегорское медно-никелевое. Немало времени учёный провёл в геологических экспедициях, и на Хибинах в честь него названа одна из вершин - пик Ферсмана. Когда-то, в средние школьные годы, я, увлекаясь минералогией, читал подаренные мне бабушкой (которая была геологом) книги Ферсмана. А теперь вижу места, в освоение и развитие которых этот человек внёс огромный вклад.

12.



Добыча и переработка апатито-нефелиновых руд является и в наши дни градообразующей отраслью Апатитов и Кировска. Эти два города образуют, в своём роде, общую агломерацию. Апатиты по населению в два раза больше, но при этом, как город, значительно младше. Сейчас в Апатитах проживает 57 тысяч человек, но это последствие значительного оттока населения в девяностые годы: на закате советской эпохи население города составляло 88 тысяч жителей, а дальше было сокращение производства со всеми вытекающими последствиями... Через это в девяностые годы прошла почти вся рудно-металлургическая промышленность Мурманской области. Но потом ситуация изменилась к лучшему, - добыча руд, а также обогатительные и металлургические заводы и комбинаты оправились от кризиса и вновь заработали. К прежним объёмам, правда, вернуться не удалось. Но всё же произошла стабилизация, зарплаты в этой отрасли вновь стали высокими. И нынешние города Мурманской области, в отличие от соседней Карелии (не считая родственную по роду деятельности Костомукшу), выглядят вполне оживлёнными и современными. Да и просто уютными.

13. В одном из дворов по улице Ферсмана:



14. По этой улице я вышел на ещё одну круглую площадь с девятиэтажками - площадь Геологов. Дух города буквально пронизан наукой о недрах земли, вплоть до названия самого города.



Огибаю площадь. На часах ещё нет девяти утра, поэтому народа на улицах пока довольно мало. Люди, работающие на обогатительных фабриках, устремляются в начале рабочего дня в другом направлении, - фабрики расположены за городом и в направлении Кировска.

15. А на деревьях, наверное, только неделя-другая, как распустились листья.



За площадью улица Ферсмана продолжается прямо, выводя в итоге на площадь Ленина, но туда я пойду чуть позже. Пока я решил пойти от площади Геологов в юго-восточном направлении - по улице Бредова, которая названа в честь погибшего в 1944 году Героя Обороны Заполярья.

16. Иногда в Апатитах и сейчас можно увидеть следы упадка девяностых годов. Так, в комплексе зданий городской больницы до сих пор зияет пустыми тёмными глазницами её недостроенный девятиэтажный корпус, который начал строиться в 1980-е годы, но процесс был прерван в начале девяностых.



17. Но в целом, несмотря на архитектурную однообразность, современные Апатиты оставляют вполне приятное впечатление. Дороги хорошие, чистые улицы. И ещё, - особенность всех городов Мурманской области и Карелии, - поразительная вежливость автомобилистов, которые даже не просто сбавляют скорость, а полностью останавливаются перед зеброй ещё до того, как пешеход ступит на неё ногой!



Город по площади маленький, если соотнести с численностью населения. Преобладает многоэтажная (5 этажей и больше) застройка, поэтому город получился достаточно компактным. Кстати, по населению Апатиты являются четвёртым городом за полярным кругом в России - после Мурманска, Норильска и Воркуты.

18. Зашёл в магазин, выхожу обратно на улицу, - дождь! Довольно сильный, но при этом мелкий, - в Заполярье часто так бывает. Долго, впрочем, дождь не продолжался. Здесь вообще погода меняется быстро и часто, на что влияют как близость Арктики, так и горы, окружающие город.



19. Постепенно город просыпается. Открываются магазины, на улицах появляется больше людей и машин.



Потом я дошёл до перекрёстка улицы Бредова с улицей Победы, переходящей в Строителей, и повернул при этом налево, постепенно замыкая круг по центру города.

20. Вот такой вид на окружающую природу можно наблюдать в перспективе улицы Строителей. Видна вода озера Экостровская Имандра (вот так название!), а точнее, той его части, которая называется Тикгуба, а дальше - лесистые сопки - отроги Хибин.



Три озера с названием Имандра (ударение на первый слог) - Большая, Экостровская и Бабинская, - образуют озёрную систему, из которой реки текут в Белое море. А вообще Кольский полуостров, как и Карелия, - край тысяч озёр. Рядом с Апатитами, у берега Экостровской Имандры находится названный по его заливу посёлок Тик-Губа. Жаль, что я не догадался туда съездить - к берегу озера. Город Апатиты находится на своего рода террасе - склоне от Хибин к озеру.

21. И поэтому улица Победы, уходя со стороны озера, поднимается вверх:



22. Вид назад. В кадре, кстати, виден указатель на аэропорт Хибины, который расположен к югу от города на расстоянии аж 15 километров. Полагаю, причиной такой удалённости является рельеф. Из аэропорта регулярно выполняются рейсы в Москву, Петербург и Череповец.



23. Идём дальше по улице Победы. Характерные северные пятиэтажки без балконов (ибо в таком климате они просто вряд ли нужны) и с широкими трёхчастными окнами, - видимо, для инсоляции, что актуально, правда, зимой, а не летом.



24. Тихий зелёный двор:



25. Затем я повернул на улицу Ленина, которая фактически является главной улицей города.



26. Дворец культуры "Строитель":



27. Проходя мимо него, я узнал интересный факт о городе:



28.



29. Ещё пятиэтажка без балконов:



30. На одном из домов я увидел весьма интересную советскую барельефную композицию, посвящённую историю открытия рудного месторождения. История изображена по принципу часовой стрелки. Внизу слева учёный теоретически описывает строение земных недр в Хибинах (сверху можно увидеть даже формулы химических соединений), затем геологи на фоне ели с отбойными молотками исследуют горный каменный мир; а потом уже появляются рудники - с экскаватором, самосвалом и бригадой горняков. А над всем этим светит полярное сияние.



31. Гостиница "Аметист" - типовое позднесоветское здание. Название выбрано неслучайно, - красивый фиолетовый камень встречается в том числе и в Хибинах.



32. Вид в сторону Хибин:



33. По центральной улице я вышел на площадь Ленина, за которой находится Академгородок - наиболее старая часть города (если не считать посёлок Старые Апатиты), построенная ещё до присвоения Апатитам статуса города; здесь ещё можно увидеть примеры поздней сталинской архитектуры конца 1950-х годов. Посередине - здание Геологического института Кольского научного центра Академии наук.



34. Чуть правее - серебристый памятник Ильичу:



35. На другой стороне площади - городская администрация.



36. И кинотеатр с почтой, напротив:



37. Здесь же - мемориал воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне. Имён мало в соотношении с размером города, потому что во время войны Апатиты ещё были посёлком.



38. Застройка Академгородка - поздние сталинки второй половины 1950-х годов, в этом городе они уже выглядят как историческая архитектура. Изначально Академгородок был обособлен от посёлка, расположенного за железной дорогой, и находился в тихой зелёной зоне, среди леса. Это уже потом он оказался в центре нового города.



39. Но в целом, как я уже говорил, хоть здесь и нет архитектурных достопримечательностей, город в целом создаёт приятное впечатление. Это - снова улица Ферсмана, вид в направлении площади Геологов.



40. Горный институт КНЦ РАН. Табло над входом показывает +14 - для Мурманской области в конце июня вполне нормальная температура. Лето здесь короткое и прохладное, а зима при этом, хоть и продолжительная, но не очень холодная, - сказывается наличие тёплого течения в Баренцевом море. При этом, в силу большей удалённости от последнего, а также наличия влияющих на климат гор, во внутренних районах Кольского полуострова, включая Апатиты, зима холоднее, чем в Мурманске.



41. Возле Горного института стоит памятник и самому Ферсману, выполненный, что, наверное, не случайно, из гранита.



42. Здесь же расположен небольшой "сад камней", составленный из образцов минералов и горных пород, добываемых на разных месторождениях Кольского полуострова. Только таблички с подписями сделаны там так, что прочитать ничего невозможно, - гравировка на серебристой поверхности.



43. А на этом месте, как гласит табличка на камне, будет воздвигнут памятник геологам-первооткрывателям месторождений. Но закладной камень установлен в 1967 году, а монумент, к сожалению, так и не поставили.



44. Вид вдоль домов Академгородка:



45. Табличка с номером дома, видимо, советских времён:



46. На одном из домов, смежных со зданием Геологического института, - вот такая, видимо, тоже ещё советская вывеска с цитатой Ферсмана.



47. Здесь же - геологический музей с раритетной табличкой на входе. Полагаю, что сохраняют её специально.



48. Музей находится на первом этаже жилого дома, и в его экспозиции представлены различные камни Кольского полуострова (образцы пород, выплавленных металлов и т. д.) и изделия из них.



49. На заднем плане - составленная из камней карта Кольского полуострова:



50. А тут - целые каменные картины с горными и морскими пейзажами:



51. Аметист и горный хрусталь. Всё это - разновидности кварца. И в природе встречаются в виде друз - скоплений на поверхности горной породы.



52. А это амазонит. Распространённый в окрестностях Мончегорска и Оленегорска.



В общем, как это обычно бывает, где горы, там и изобилие и разнообразие камней. При этом есть в России два горных региона, которые особенно славятся не только рудами, но и поделочными камнями, - Урал и Кольский полуостров.

Напоследок - ещё немного снимков рядом с площадью Ленина.

53. Детская площадка:



54. Ещё один интересный памятник, посвящённый производственной цепочке. Где за добычей следует промышленное использование металлов - в строительстве. В барельефе явно присутствуют какие-то античные мотивы.



55. Улица Ферсмана. От площади Ленина она поворачивает на север и, проходя над железнодорожной веткой, ведущей в Кировск, выходит в промзону, где расположены в том числе Апатитская ТЭЦ и апатито-нефелиновая обогатительная фабрика (АНОФ-2); кроме неё, есть ещё АНОФ-3 в посёлке Титан возле Кировска, а АНОФ-1 в самом Кировске, как уже говорилось, закрылась в 1992 году и так и не возродилась.



Из той же промзоны начинается дорога в Кировск. От Апатитов до Кировска - 15 километров. Как уже говорилось, два города соединены одним производственным комплексом (в который входят рудники и фабрики), а через это образуют и общую агломерацию. Между городами регулярно курсируют автобусы и маршрутки. И в следующем рассказе мы отправимся в Кировск.

Крайний Север, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Кольский полуостров, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up