На острове, куда бы ты ни шёл, всегда будешь идти в сторону моря. Помимо уже показанных Соловецкого монастыря и выросшего при нём за несколько веков жилого посёлка, я, находясь на острове, осмотрел и местную природу и побережье Белого моря. Прогулки по лесным дорогам были в основном спонтанными, и ходил я скорее просто куда глаза глядят. Поэтому не побывал ни на Секирной горе, ни на Большой Муксалме, которые традиционно посещаются туристами. У меня была мысль в одно из этих мест сходить во второй день, но я решил приберечь силы для предстоящего поздним вечером марш-броска на материке от пристани до железнодорожного вокзала. Поэтому за пределы посёлка уходил в основном без какой-то особой цели, а просто наблюдая природу, и вдыхая беломорский воздух.
2. На Соловках, как и во многих местах северной части Архангельской области, в качестве покрытия автодорог используют бетон. Машины по таким дорогам ездят не с привычным шуршанием, как по асфальту, а с перестуком.
3. Но большинство дорог - обычные грунтовки. Кое-где размытые лужами, а в некоторых местах идущие почти прямо по болоту, и выложенные гатью. Именно поэтому, наверное, большинство транспортных средств на острове - УАЗики и Нивы, квадроциклы, а у кого-то даже самодельный вездеход, работающий на морошковой настойке.
4. А вокруг высится густая тайга с вековыми елями, покрывающая почти весь остров.
5. Судя по внешнему виду хвои, похоже, что здесь произрастает сибирская ель (Picea obovata), ареал которой распространяется в том числе и на север европейской части России. Правда, насколько я знаю, для того, чтобы точно удостовериться, нужно смотреть на шишки.
6. Ещё ель:
7. Встречаются на острове и внутренние озёра, на которых можно увидеть водоплавающих птиц.
8. Часто у озёр бывают топкие болотистые берега:
9. И озёра эти в основном торфяные, а вода в них тёмно-бурого цвета, и напоминает своим оттенком чай.
10. Болота тоже здесь есть. Верховые, поросшие маленькими сосенками. Конец июня здесь хоть и самое начало лета, и снега растаяли не так давно, но в это время на болотах уже достаточно сухо.
11. Ещё грунтовка:
12. А вот эту бетонку называют "Соловецкая объездная". Она связывает между собой в объезд посёлка дороги, ведущие на юг и на восток острова. Кстати, на дороге было довольно оживлённое движение автомобилей даже в районе девяти-десяти часов вечера, когда был сделан кадр ниже.
13. Лесные дебри... Именно такими и увидели Соловки в XV веке монахи Герман, Зосима и Савватий. Безлюдный остров, где есть только лес, холмы, озёра и морской ветер. Тогда такой же лес рос и на том месте, где сейчас находится монастырь.
14. А морские ветра бывают и очень сильными, создавая на море шторм, а также придавая причудливые формы верхушкам лесных деревьев.
15. Тайга да болота... Идёшь по тропинке и отмахиваешься руками от одолевающих тебя полчищ комаров и мошки. И понимая при этом, что бывает и значительно хуже.
16. С елью, берёзой и ольхой часто перемешиваются сосны. А почва иногда бывает каменистой. Видите валуны под деревьями? Вот из таких и строился Соловецкий монастырь.
17. Вечернее солнце освещает верхушки леса. На этой фотографии около десяти вечера. Солнце в конце июня здесь заходит, но ненадолго. Полностью не темнеет, белые ночи здесь гораздо светлее, чем в Петербурге. И даже пока солнце за горизонтом, оно продолжает постоянно подсвечивать облака. В этих широтах ещё не полярный день, но до него уже недалеко.
18.
19. Иногда пейзаж на вид и не отличишь от какой-нибудь глубинки в Средней полосе России. Но всё равно атмосфера какая-то особая, северная, даже в лесу.
20. Выходим на Белое море. Морской ветер обдаёт свежестью и брызгами солёной воды. Где-то вдалеке видны какие-то острова. Правда, какие именно, я так и не смог определить.
Все предыдущие фотографии сделаны к востоку и югу от посёлка. Теперь я расскажу немного о прогулке в северо-западном направлении, вдоль берега моря.
21. Вот такая дорога в ту сторону уходит из посёлка. Идёт она как раз в направлении Секирной горы, до которой я не дошёл.
22. Лес по обочинам:
23. Развилка. Направо дорожка уходит к Данилову озеру.
24. Верхушки беломорских сосен:
25. Дальше по дороге. Надо сказать, что вид у местных лесов даже какой-то довольно суровый. Отличается от уютных карельских сосновых боров и ельников.
26. Потом я свернул на узкую лесную дорожку, где песок перемешан с грязью и болотной водой. По обе стороны - густые заросли берёзы и ольхи. Если остановиться, то лихо нападают комары. В целом пока терпимо, можно идти, обмахиваясь отломанной веткой.
27. Море тем временем слева, где-то за перелеском. А справа за деревьями видно болотное озеро. Где-то слышно журчание воды.
28. А вот и источник этого звука. Из озерца вытекает маленький ручеёк, который, как я скоро увижу, пополняет воды Белого моря.
29. А потом я повернул налево. Увидел яркий солнечный свет, который был скрыт за лесными деревьями, а также расстелившиеся передо мной морские просторы.
30. И все комары вдруг исчезли! Ветерок с моря, даже будучи довольно слабым, сносит всех кровососущих насекомых.
31. А вот и устье показанного выше болотного ручейка:
32. Характер древесной растительности на берегу моря ясно даёт знать о том, какими сильными иногда бывают морские ветра. Деревья стоят иногда под шквальным ветром, а потому и вырастают такими вот довольно невзрачными, - низкий рост, кривые стволы, как будто стелются вдоль земли. Иногда, кстати, и у нас на Финском заливе такие деревья можно увидеть.
33. И вообще этот песчаный берег с камнями и бьющейся о них морской водой (она, кстати, была тёплая, - я рукой пробовал) во многом напоминал мне места на Финском заливе у нас в Ленинградской области. Но всё таки я ни на минуту не забывал о том, что нахожусь гораздо севернее - в приполярных широтах. А ещё тут вода солёная, в отличие от Балтики :)
34. Когда я обернулся назад, передо мной предстал вид с красивым ракурсом на монастырь и посёлок.
35. В этой бухте мелкая глубина. Похоже, что во время отливов вода может отсюда полностью уйти. Хотя не знаю, - вроде, накануне как раз был отлив, раз я видел суда, стоящие на отмели в посёлке, а вода есть.
36. На морской воде играют солнечные блики, а где-то вдалеке тают в воздухе острова.
37. Остров Бабья Луда (от карельского Luodo - отмель). Непонятная "вышка" на нём - это створный знак для судов.
38. А вот маленький створный знак стоит на берегу. Этот, видимо, уже не для теплоходов на материк, а для небольших катеров, ходящих вдоль берега по разным местам архипелага.
39. Море до горизонта. Где-то там, за полсотни километров отсюда - Карельский берег и город Кемь. В эту поездку мне ещё предстоит увидеть Баренцево море. Всё таки Север - это немного особый мир. Где студёные моря, тайга и тундра, и огромные расстояния. Где коротким летом солнце светит всю ночь, а долгой зимой бывает совсем темно. Это не уютная Средняя полоса или Черноземье, на Север всегда стремились особенные люди. Зачем, - находясь в более южных широтах, - трудно это понять. Зато понимаешь, оказавшись здесь.
40. Небольшой мысок, разделяющий две бухты.
41. Криволесье на берегу:
42. А под ногами - камни. Интересные и разнообразные.
43. Вдалеке показался теплоход "Метель-4", на котором я накануне прибыл на остров из Рабочеостровска.
44. Приближается к посёлку и причалу:
Видео с морем:
Click to view
45. Берег ещё одной мелководной бухты:
46. На этом месте я долго сидел, смотрел на море и слушал прибой, думая при этом, что скоро мне предстоит отправиться за полярный круг - на Кольский полуостров. Где, забегая вперёд, скажу, погода была уже не такой тёплой.
47. Расфокусированный кадр. Вроде бы фотографический брак, а ведь красиво :)
Последняя моя прогулка по острову была вновь в восточном направлении от посёлка - к Филипповой пустыни.
48. Это было во второй день пребывания на острове, уже ближе к вечеру. Около половины пятого я вышел из посёлка по вот такой грунтовой дороге. Именно она ведёт на остров Большая Муксалма.
49. Жаркая погода, тайга с комарами, голубое небо, да в нём половинка луны.
50. А солнце на Севере яркое. Какое яркое оно за полярным кругом, мы ещё увидим в следующих постах об этом же путешествии.
51. Ненадолго солнце скрылось за облаком. В одном месте лесная грунтовка подошла близко к заграждению из колючей проволоки, за которым - какая-то широкая и основательная бетонная дорога.
Помните, в предыдущей части я показывал деревянный поселковый аэропорт, на фоне которого бегают собаки и пасутся коровы? Вот это и есть его взлётно-посадочная полоса. Иногда, гуляя по тихим дорогам острова, можно вдруг увидеть садящийся или взлетающий "кукурузник".
52. Озеро Игуменское. Название, как нетрудно догадаться, явно церковного происхождения, и связано с Филипповой пустынью.
53. Дальше - развилка. Прямо - на Муксалму (сходил бы и туда, если бы отвёл на Соловки не два, а три дня). А налево - к Филипповой пустыни, куда я иду сейчас.
54. На восточном берегу Игуменского озера, пересекая трассу самолётов, стоят в ряд авиационные сигнальные огни. Сейчас - в конце июня - всё время светло, и огни не так нужны, а вот зато зимой здесь большую часть суток темно, и солнце восходит на совсем короткое время. Интересно было бы, конечно, увидеть в этом месте самолёт.
55. С другой стороны лес вырублен где-то на километр от этого места, - также для заходящих на посадку или взлетающих самолётов.
56. Болото:
57. А вот и Филиппова пустынь. Пустыней на Соловках несколько и предназначались они, как следует из названия, для уединения в молитве иноков обители - отдельно от остальной братии. Нынешнее здание келейного корпуса построено уже в 19 веке, но сама пустынь основана ещё в 16-м, - сюда уходил молиться инок Филипп (Колычёв), ставший в 1548 году игуменом монастыря. Именно отсюда, видимо, и происходит название близлежащего озера.
58. Согласно преданию, однажды во время молитвы Филиппу явился Сам Христос, обагрённый кровью и в терновом венце. И на месте видения начал бить чудотворный источник.
59. Поклонный крест возле келейного корпуса:
60. Среди высаженных в пустыни деревьев я вдруг увидел несколько сибирских кедров (на фото 57 тоже они видны). Похоже, в таком месте это неслучайно. Всё таки в христианской культуре к этому дереву особое отношение, происходящее от ливанского кедра, красота которого нередко находит упоминание в Ветхом Завете в качестве символа величия созданной Богом природы, особенно в псалмах Давида: "Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится" "насытятся древа польскáя, кедры ливанстии, ихже еси насадил". Так, видимо, и здесь. Хоть и не ливанский, но всё таки кедр. Хотя вообще-то Pinus sibirica - это не кедр, а кедровая сосна :)
Этим деревом мы ещё успеем налюбоваться в фоторассказах об августовском путешествии на север Западной Сибири.
61. Филиппова пустынь расположена на холме. И от неё открывается красивый вид на купола монастырских храмов и просторы освещённого солнцем Белого моря. Фото сделано с заметным зумом, - на самом деле, до монастыря не так близко.
Вот так прошли мои два дня в этом удивительном месте под названием Соловки. Здесь сочетается очень много всего, - необыкновенный монастырь со стенами из валунной кладки, его основательное хозяйство, представленное постройками XVIII-XIX столетий, советский посёлок, выросший во время нахождения здесь военно-морской базы. Здесь чистый прозрачный воздух и морской ветер, густой лес и коровы на фоне аэропорта, простая жизнь северного посёлка и толпы туристов. Богатая история, в которой были и мрачные страницы, красивая природа, расположение на острове. Все эти вещи в совокупности соединяются и образуют особую, ни с чем не сравнимую атмосферу, ради которой в этом месте точно стоит побывать.
А я, побывав здесь, направился дальше на север - в Кольское Заполярье. Но прежде того мне предстоял путь на материк, по Белому морю к Карельскому берегу. Его я и опишу в следующем посте.