Через Предсердие Москвы к Душе России

Aug 19, 2017 22:23

Часть 4. Ворота Петербурга
Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь
Так получилось, что приехал я в то хмурое июльское утро на Витебский - наиболее красивый и интересный вокзал Северной столицы, а вечером того же дня уезжал с другого, с самого, наоборот, бестолкового и непривлекательного. С Ладожского. Наверное, знак был какой-то в этом. Чтобы не устраивать процедуры прощания и прочих сентиментальностей. Поэтому в этой главе совершим небольшую сравнительную экскурсию по обоим вокзалам.



«Столь привычный нашему взгляду Витебский вокзал в начале ХХ столетия поражал своей новизной. Удивление вызывала необычная архитектура, технические новшества; да и само здание подобного назначения было олицетворением прогресса и перемен. Это единственный вокзал, где поезда приходят на второй этаж, поскольку рельсовое полотно, благодаря насыпи, было поднято на высоту до пяти метров». («Мир металла», 2009 г.). Витебский - первый вокзал в России. 11 ноября (или 30 октября по старому стилю) исполнится ровно 180 лет, как отсюда отправился первый поезд в императорскую резиденцию Царское Село, что и послужило началом истории отечественных железных дорог.

Вокзал изначально назывался Царскосельским, после того, как станцию Царское Село в 1918 году переименовали в Детское Село - Детскосельским, а Витебским официально стал в 1935-м. Первое здание было деревянным, в середине XIX века по проекту Константина Тона (автора Московского и его «брата-близнеца» в Москве Ленинградского (Октябрьского, Николаевского) вокзалов) было построено каменное, которое просуществовало до начала прошлого столетия. Современный Витебский вокзал в стиле «модерн» появился в 1904 году благодаря Станиславу Бржозовскому, о нём я уже упоминал в первой части. Попадая сюда, не устаёшь восхищаться удачными архитектурными находками - как снаружи здания, так и изнутри. Это восхищение начинается уже при выходе из вагона поезда на перрон: предметами этого являются, главным образом, колоны и арочные перекрытия дебаркадера, выполненные из металла; все элементы конструкций соединены между собой с помощью заклёпок.












Франц Антон фон Герстнер, автор первой в России железной дороги "Санкт-Петербург - Царское Село"



«Через Александровский вокзал входит в Москву иностранец на каучуковых подошвах, в костюме для гольфа - шаровары и толстые шерстяные чулки наружу. С Курского попадает в Москву кавказец в коричневой бараньей шапке с вентиляционными дырочками и рослый волгарь в пеньковой бороде. С Октябрьского выскакивает полуответственный работник с портфелем из дивной свиной кожи. Он приехал из Ленинграда по делам увязки, согласования и конкретного охвата. Представители Киева и Одессы проникают в столицу через Брянский вокзал». Так Илья Ильф и Евгений Петров в романе «Двенадцать стульев» описывали пассажиров столичных вокзалов, называя их - вокзалы - воротами города. А давайте взглянем на расписание поездов Витебского вокзала и, вслед за литературными «отцами» Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, порассуждаем, какой контингент попадает отсюда в Санкт-Петербург. Киевлянин, молдаванин, белорус, литовец, в довесок - командировочный из псковской глубинки. То есть, можно сказать, что Витебский вокзал является международными железнодорожными воротами Северной столицы.












«Для архитектуры Витебского вокзала характерен синтез не только искусств, но и материалов. Особую роль в формировании образа здания сыграл металл. Архитектор и инженеры стремились выявить все возможности этого материала. Он активно использовался в конструкциях, где всячески подчеркивалась его несущая функция. Такие качества, как ковкость и пластичность, обусловили его широкое применение в декоре. Металлические кованые и литые орнаменты решеток, лестниц и светильников поражают бесконечными вариациями изогнутых линий, столь любимых модерном». («Мир металла», 2009 г.). Ровно за сутки до моего появления, на Витебском вокзале начались реставрационные работы в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, часть помещений закрыта, а вдоль фасадов здания возведены строительные леса. Работы продлятся до конца октября нынешнего года, официальный сайт ОАО «РЖД», заверяет, что, цитирую, «реставраторы воссоздают первоначальный облик здания вокзала, чтобы его новые посетители увидели вокзал таким, каким его построили ещё в 1904 году».






Станция метро "Пушкинская"









*   *   *
А мы переносимся на Ладожский - новейший вокзал Санкт-Петербурга. Идея его строительства возникла ещё в 60-70-е годы прошлого века в связи с загруженностью Московского вокзала. На практике же она была реализована только в начале века нынешнего. Вокзал был открыт в 2003 году, став своеобразным подарком городу на Неве к своему 300-летию. Принципиальным его отличием от остальных питерских вокзалов является то, что он сквозной, а не тупиковый. С Ладожского вокзала отправляются пассажирские поезда на Петрозаводск, Вологду - те, что до этого ходили с Московского, дополнительные главного хода Октябрьской дороги, а также транзитные (Москва - Мурманск, Москва - Хельсинки). Плюс - пригородные Мгинского направления.

Как сугубо железнодорожного объекта, расположение нового вокзала весьма удачно - на соединительной линии между Московским и Финляндским направлениями на месте грузовой станции «Дача Долгорукова». Но для пассажирского терминала, через который в Петербург попадают суровый уралец и своенравный помор, совсем наоборот.









Мы привыкли, что здания вокзалов ввиду своей архитектурной выразительности как бы доминируют над окружающей их застройкой. Как храм, который органично смотрится на любом фоне и традиционно становится центром притяжения людских взглядов. Не случайно во внешнем облике вокзалов присутствуют такие элементы, придающие им некую монументальность, как высокие башни с часами и шпилем, колоннады у входа, высокие арочные окна, а сами здания часто являются достопримечательностями и узнаваемыми символами местностей. Всё это лишний раз подтверждает истину, что вокзалы - ворота городов. Московский, Балтийский, Витебский, Финляндский, а, прежде, и Варшавский таковыми можно назвать, не задумываясь. Все они открыты для обзора, даже Витебский, который хоть и не имеет перед собой традиционной привокзальной площади, являясь как бы продолжением уличной застройки, всё же заметно выделяется среди городского питерского пейзажа.

Если вы приедете к Ладожскому вокзалу не на метро, а, скажем, на автобусе, то вам придётся изрядно поплутать в его поисках. С Заневского проспекта, во всяком случае, он не виден. Потому что территория вокруг Ладожского вокзала - это сплошные торговые комплексы с многоярусными автопарковками и огороженные заборами стройплощадки, на которых в скором времени (в чём можно не сомневаться) появятся такие же монстрообразные коммерческие центры. То есть, новый вокзал попросту потонет среди этих собранных в одну кучу торгово-развлекательных махин, целесообразность которых не только эстетическая, но и функциональная - под большим вопросом.

Уазатель показывает на стройку



Стройка (справа) впритык к входу в вокзал






Реконструкция трамвайных путей. Торговый монстр (слева) закроет и трамвай









Что увидит пассажир, прибывший, скажем, из древней Вологды в Санкт-Петербург с культурной программой и преисполненный лучших чувств от встречи с городом, по праву считающимся одной из мировых жемчужин? Неповторимую питерскую застройку XVIII-начала XX вв., где каждый дом - произведение искусства? Нет, он увидит бетонные громадины магазинов. По другую сторону от путей, если спуститься с переходного моста, пейзаж открывается вовсе не «парадный»: промзона и территория исправительной колонии. Какие первые впечатления о Северной столице могут возникнуть у людей, попавших в неё через Ладожский вокзал?..

Многие возразят. Дескать, главное - не то, где находится вокзал, а условия, которые должны быть созданы для пассажиров. Согласен, но об этой стороне ничего не напишу, ибо оценить в полной мере сервис питерских вокзалов мне не пришлось. Да и вряд ли по причине неприхотливости у меня это получится сделать объективно. Хотя и внешний облик вокзала, и его «окружение» как мне кажется, многое значат. Потому, что, как я отметил выше, это - вокзал.



Переход к поездам



Зона. Исправительная












Впрочем, зря я, наверное, столь категоричен. Ладожский вокзал идеально бы подошёл в качестве пригородного - для людей, которые ежедневно пользуются электричками для поездок на работу и с работы, и кому некогда смотреть по сторонам. А вот запасными воротами города на Неве лучше всего сделать Витебский. Который в связи со снижением количества поездов в страны бывшего СССР сегодня «разгружен», можно сказать, естественным образом.






Станция метро "Ладожская"















*   *   *
У перрона вокзала уже стоит состав поезда №610/609 сообщением «Санкт-Петербург - Сонково», с которого утром следующего дня ваш покорный слуга сойдёт на станции Красный Холм. Но это будет только в следующий раз.

Поезд №610 "Санкт-Петербург - Сонково" под тепловозом ДМ62-1795












Продолжение следует

#словопетербургу, железная дорога, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up