Часть 5. Санкт-Петербург - Красный Холм
Продолжение. Начало
здесь,
здесь,
здесь и
здесьПо субботам на станции Красный Холм оживление: прибывает пассажирский поезд. Из столицы. Северной. Единственный поезд единственный раз в неделю - №609 Санкт-Петербург - Сонково. Хотя, ещё относительно недавно отсюда можно было каждый день уехать по «стальной колее» как в Москву, так и в Питер. Рассказом о поездке по Мологскому ходу (линии Мга - Сонково) я и завершу «дорожную» часть своих заметок.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233577/19721298.44/0_1b76ae_d484139e_orig.jpg)
Оживает не только Красный Холм (чуть подробнее о нём - в
заключительной части), где в субботу 15 июля проходил День района. Там уже в полдень на центральной - Советской - площади вовсю шли массовые гуляния. Взрослые неспешно бродили между палатками праздничной ярмарки, на сцене возле Дома культуры выступали местные вокалисты и танцевальные коллективы, а детвора резвилась на стилизованной под сказочных персонажей надувной горке и каталась на маленьких автомобильчиках. Потом, сравнивая увиденное, мне подумалось, будто день рождения отмечал не только Краснохолмский район, а все без исключения города и посёлки вблизи железной дороги. Казалось, что всё их население собралось возле станции, разъезда или остановочного пункта, что прибытие поезда из Питера для этих людей - гораздо больший праздник, чем, скажем, Новый год. Праздник, который длится всего несколько минут: состав уходит, а с ним пустеют и станционные окрестности. До следующей субботы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/230858/19721298.44/0_1b76af_d97ead37_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/245409/19721298.44/0_1b76b0_5fbb7e99_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/205820/19721298.44/0_1b76b1_33a61755_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/249479/19721298.44/0_1b76b2_c16ffa26_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/243077/19721298.44/0_1b76b3_d965144c_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/404236/19721298.44/0_1b76b4_21ef5528_orig.jpg)
* * *
В сторону Мги поезда, отправляющиеся от Ладожского вокзала Санкт-Петербурга, идут не через Рыбацкое, как раньше ходили с Московского, а через Заневку - Колтуши - Павлово-на-Неве и выходят на Волховстроевский ход. В противоположном от Финляндского железнодорожного моста направлении - вокзал, как мы уже знаем, транзитный. Наш 610-й, повернув после Мги направо в сторону Киришей - Будогощи, далее ехал уже 609-м. Несмотря на то, что до Будогощи линия электрифицирована, поезд Санкт-Петербург - Сонково идёт с самого начала под тепловозом, не меняя в пути следования локомотив. Если от Москвы до Великих Лук и от Великих Лук до Питера поезда, на которых я ехал несколькими днями ранее и поездки в которых описаны в предыдущих частях, тянул ТЭП70, то 610-й шёл под ДМ62 - модификацией тепловоза М62 («машки»), прежде работавшей в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241199/19721298.44/0_1b76b5_e93a2338_orig.jpg)
Снова еду в вагоне категории «межобластной». В салоне полумрак: свет горит хоть и в вечернем режиме, но светильники работают не все, а через один-через два. Места полностью заняты, багажные полки, проходы и свободное пространство под креслами забиты поклажей. Почему-то вспомнилось, как в 90-е люди везли с московских рынков в электричках огромные баулы с китайскими футболками и куртками, чтобы потом продавать всё это у себя в Лихославле или Вышнем Волочке. Их ещё называли челноками или челночниками. Теперь рыночной торговли практически нет, но «челночество» осталось. Вместо дешёвого ширпотреба на продажу пассажиры тащат из столицы в новгородскую и тверскую глубинку для собственного пользования бензиновые косилки, гофрированные шланги, велосипедные покрышки. Неужто ничего из этого нельзя купить в Пестове или том же Красном Холме? Плюс - рюкзаки, сумки, чемоданы. Как будто не в соседнюю область едут, а куда-нибудь в глухую тайгу или тундру.
Ещё одно отличие от уже упомянутых мной поездов Москва - Великие Луки и Великие Луки - Санкт-Петербург в том, что этот обслуживался кадровыми проводниками. «Бортпроводница» нашего вагона Анна Владимировна, посмотрев ещё на перроне Ладожского вокзала проездной документ и сверив данные в нём с данными в паспорте, тут же вернула мне билет, даже не надорвав. И после отправления она проездные документы у пассажиров не забирала. А совсем поразило то, что ни разу за всё время в пути - а это 12 часов - я не увидел сотрудников полиции. Хотя, и в великолукском, и в питерском поездах патрули проходили по составу едва ли не каждый час.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/404236/19721298.44/0_1b76b7_9031c24e_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/467152/19721298.44/0_1b76b6_3643f97c_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/246155/19721298.44/0_1b76b8_118d4926_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233577/19721298.44/0_1b76b9_e931622e_orig.jpg)
11 вечера. В середине июля в Санкт-Петербурге в это время уже темно, за окном ничего не видно. Длительных остановок, чтобы выйти на перрон, нет, первая такая - Хвойная - будет в 5 утра.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244821/19721298.44/0_1b76ba_2ac3e5a7_orig.jpg)
* * *
Основан в 1927 году как посёлок при одноимённой железнодорожной станции. Расположен у впадения реки Талка в реку Песь, в 290 км от Великого Новгорода. В окрестностях много археологических памятников начиная с эпохи неолита. Здесь находятся локомотивное депо, леспромхоз, пивзавод. Вот небольшая информационная справка о посёлке Хвойная. Лично мне отведать местного пенного напитка не пришлось, но Википедия уверяет, что пиво «Хвойнинское» пользуется спросом по всей Новгородской области. А депо Хвойная обслуживает тепловозный парк, работающий на всём практически протяжении Савёловско-Мологской линии от Савёлово (Кимр) до Сонково, от Сонково до Будогощи и Санкт-Петербурга и на ответвлениях на Углич, Весьегонск, Чагоду, Окуловку. ДМ62, что тянет поезд №610/609, также приписан к этому депо.
Хвойная, как и сутки назад Северная столица, встретила промозглым туманом. Первое, что видишь, сойдя на перрон - это окрашенные в «фирменный» серый цвет станционные здания и какую-то облепленную ядовито-жёлтым сайдингом постройку, очень напоминающую модерновое начала XX века здание вокзала, знакомое каждому, кому приходилось бывать на небольших станциях не особо загруженных линий. Но тут замечаешь доску с надписью: «Хвойная». Лучше бы её не видеть. И не узнать, что это и есть вокзал. Если существуют на свете наглядная шкала оценки человеческой глупости, то вокзал в Хвойной занимает на ней явно одну из первых отметок. Неужели нельзя было как-то по-другому привести в порядок вокзальное здание?
Станция Хвойная
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370413/19721298.44/0_1b76bb_c8d62ade_orig.jpg)
У кого хватило ума сотворить такое?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/467152/19721298.44/0_1b76bc_797c9cdf_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/246155/19721298.44/0_1b76bd_fc12b098_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244154/19721298.44/0_1b76be_c1092f90_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/467152/19721298.44/0_1b76bf_6f9dec83_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/237001/19721298.44/0_1b76c0_d089d48b_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/249479/19721298.44/0_1b76c1_ff04987e_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241830/19721298.44/0_1b76c2_21d641fc_orig.jpg)
В Хвойной количество пассажиров нашего вагона уменьшилось примерно на четверть. Человека четыре сошло на станциях Кушавера, Кабожа и Бугры, а после Пестово вагон и вовсе практически опустел. Когда-то, когда ещё не было ОАО «РЖД» со своей политикой «оптимизации» и сайдингом, а железнодорожными перевозками занималось Министерство путей сообщения, под номером 610/609 ходил поезд Санкт-Петербург - Пестово с прицепными вагонами до Окуловки (которые отцеплялись по станции
Неболчи и в составе другого поезда шли по
соединительной линии через Любытино) и Весьегонска. Ходил ежедневно, по той же нитке, что и сегодня Сонковский. Ещё, как я уже писал выше, здесь каждый день курсировал поезд №197/198 Москва - Санкт-Петербург (ранее - Москва - Ленинград), отправлявшийся с Савёловского вокзала одной столицы и прибывавший на Витебский города на Неве. Путь в одну сторону по времени занимал ровно сутки.
В Пестово, как сказала мне проводница Анна Владимировна, всегда выходит больше всего пассажиров. Пестово - красивый и довольно крупный по местным меркам райцентр на берегах Мологи с населением почти в 15.5 тысяч человек. Именно здесь атмосфера на станции больше всего напоминала праздничный митинг. Казалось, что вот-вот перед большой группой сошедших на перрон и тех, кто их встречал, выступит какой-нибудь ансамбль в народных костюмах. Но люди сели в машины и уехали без всяких песен и танцев.
Пестово
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/235015/19721298.44/0_1b76c3_73c2ea6d_orig.jpg)
Река Молога
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/235015/19721298.44/0_1b76c4_c0755a73_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/245409/19721298.44/0_1b76c5_b7dcf52a_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/229651/19721298.44/0_1b76c6_3414e7fb_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/245409/19721298.44/0_1b76c7_c8f9b9e6_orig.jpg)
Местность за окном глухая под стать движению по железной дороге. Лес, подходящий вплотную к линии, борщевик едва ли не с высоту вагона. Скорость небольшая. Переезды, за очень редким исключением, шлагбаумами не оборудованы. Хотя, по статистике, именно на них, в таких, особенно, малонаселённых местах, чаще всего и происходят столкновения машин с локомотивами. Поезд-то от того, что ходит раз в неделю и не развивает скорость «Сапсана», не перестаёт быть поездом. И точно так же способен превратить автомобиль в груду металла, убив или искалечив находящихся в нём людей. Но для РЖД человеческая жизнь - не указ. Зачем ставить шлагбаум, сажать рядом дежурного, если в некоторых местах пути пересекает не асфальт даже, а грунтовая дорога?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/243077/19721298.44/0_1b76c8_cc69df3d_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/479589/19721298.44/0_1b76c9_750d93b0_orig.jpg)
Вокзал на станции Овинище-1
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/467315/19721298.45/0_1b76ca_cf091774_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/249782/19721298.45/0_1b76cb_9fc00d6f_orig.jpg)
Неожиданно долгая техническая остановка - 23 минуты - на станции Дынино (Старое Сандово). К платформе подошёл состав, состоящий из тепловоза ДМ62 и одного пассажирского вагона. Это пригородный поезд сообщением Сонково - Пестово, ходит по вторникам и субботам. Его наш 609-й и пропускал, стоя на запасном пути. В отличие от линии Москва - Рига, где курсируют современные РА1 и РА2, здесь в качестве пригородного используется средство, именуемое в народе «кукушкой», «бичевозом» или «подкидышем». А 18-минутная стоянка в Остолопово подстроена, судя по всему, под скрещение с пригородным Сонково - Весьегонск, который выходит на маршрут в четверг и воскресенье. Мало ли, назначат дополнительный рейс. Железная дорога, даже такая малодеятельная, как эта, любит максимальную точность.
Борщевик на станции Дынино (Старое Сандово)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/247911/19721298.45/0_1b76cc_4491e4da_orig.jpg)
"Кукушка" на Пестово
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233044/19721298.45/0_1b76cd_897f185a_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233577/19721298.45/0_1b76ce_f5461e71_orig.jpg)
Остолопово
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/467152/19721298.45/0_1b76cf_7800d766_orig.jpg)
Вот такая кладовая
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/202385/19721298.45/0_1b76d0_d631e3e5_orig.jpg)
Через 20 минут после Остолопово - станция Красный Холм. В вагоне только три человека - я и две девушки. Мне выходить, а девчата поедут дальше, до Сонково. На месте они будут через 45 минут. Обратно в Питер состав отправится только на следующий день.
Красный Холм
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244821/19721298.45/0_1b76d1_35b6590a_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/243077/19721298.45/0_1b76d2_57a6cd01_orig.jpg)
* * *
Раз в неделю - пассажирский до Северной столицы и по двум разным дням - по одному пригородному на Пестово и Весьегонск. Вот и всё железнодорожное сообщение в самом центре России в XXI веке. Как только 609-й тронулся, женщина - дежурная по станции - села на велосипед и поехала по тропинке вдоль путей к мосту через речку Неледину. Нужно перевести стрелку, чтоб отправить стоявший на скрещении грузовой состав. На станции до сих пор входные ручные стрелки. И туалет типа «сортир» для редких пассажиров и небольшого коллектива работников.
Единственное, что позволяет ощущать внимание со стороны ОАО «Российские железные дороги» даже к таким забытым всеми станциям как Красный Холм, это цвет вокзала. Серый, уже знакомый нам по Хвойной «корпоративный» цвет РЖД, в который выкрашено деревянное здание конца XIX столетия. Его бы, наоборот, лелеять - сколько таких старинных вокзалов с резными наличниками и карнизами уже снесено, сгорело или рухнуло от ветхости. Вот, собственно, и вся «модернизация инфраструктуры, направленная на повышение качества пассажирских перевозок», о которой так любят вещать чины из ОАО «РЖД», в стороне от главного хода Октябрьской магистрали.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244821/19721298.45/0_1b76d3_6b00734_orig.jpg)
Грузовой под 2ТЭ116У ждёт сигнала к отправлению
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244154/19721298.45/0_1b76d4_1e879f7e_orig.jpg)
"Кукушка" из Пестово
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/479589/19721298.45/0_1b76d5_67b13a4f_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/230858/19721298.45/0_1b76d6_3a13f9ec_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244154/19721298.45/0_1b76d7_1e94f368_orig.jpg)
Продолжение
следует