Часть 1. Рижский вокзал
Удивительные метаморфозы происходят этим летом с погодой. В Твери и Москве хлещет как из ведра, не переставая, в Великих Луках - жара, чистое безоблачное небо, а в Санкт-Петербурге просто тепло и хмуро, без дождя. Это, как вы уже, наверное, поняли - начало цикла моих новых путевых заметок, на этот раз - о поездке из одной столицы в другую, которую я устроил себе в середине июля. Предсердием Москвы называют Великие Луки, а Душа России - это, естественно, город на Неве. Вроде, и расстояния небольшие, а кажется, будто с Белого моря попадаешь на Чёрное и наоборот.
Какой след оставил русский математик Леонтий Магницкий в Великих Луках? Где в Санкт-Петербурге располагается музей городского электротранспорта? Что любопытного можно обнаружить в небольшом провинциальном городке Красный Холм? Если кто-то по каким-то причинам запамятовал, то я напомню. Перемещаться мы будем на пассажирских поездах под тепловозной тягой, не отличающихся высокой скоростью, что позволит нам освежить в памяти окрестности неэлектрифицированных линий и впечатления от поездок по ним. В общем, хорошего вам настроения, приятной дороги, надеюсь, будет интересно.
«Рижский вокзал на московском ветру // Тихо вздыхает гудком тепловоза. // Я напоследок в ладонь соберу // Лёгких снежинок замёрзшие слёзы». На многих вокзалах существует практика, когда поезда отходят от перрона под музыку. Если ввести такую же традицию на Рижском вокзале, то лучше, чем эта искренняя композиция на стихи Леонида Сергеева в исполнении братьев Вадима и Валерия Мищуков, по-моему, не придумать. И включать при отправлении всех поездов дальнего следования. Которых и осталось-то всего два - круглогодичный №1/2 сообщением Москва - Рига и сезонный №661/662 Москва - Великие Луки. Иногда по нитке последнего пускают такой же «шестисотый» Москва - Псков через Новосокольники, Локню, Порхов. А в дни большого наплыва пассажиров, например, новогодние праздники, ходит даже до Санкт-Петербурга через Новосокольники - Дно. Вряд ли таким маршрутом кто-то специально поедет из одной столицы в другую, разве что, какой-нибудь большой любитель железных дорог. Он просто компенсирует недостаток регулярных рейсов на участках от Москвы до Великих Лук и от Великих Лук до Петербурга.
Рижская площадь
«Здание вокзала выделяется красивым наружным фасадом в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала выведены в два этажа, ранее наверху располагались помещения Управления дороги (объем работы был невелик и штат управленцев тоже). Каменное здание имело длину 58 саженей и 15 саженей ширины (сажень = 2,134 м). Фасад украшают практически все элементы, встречавшиеся в русской архитектуре XVII века: разнообразной формы окна, изящные наличники, пышные кокошники, редкие ныне у зодчих бегунки и поребрики. Особенно торжественно выглядела центральная часть с крытым крыльцом. Этот вокзал обоснованно считался одним из наиболее удобных для пассажиров и был хорошо оснащен технически: здесь с первых же дней действовала своя электростанция, щедро освещались все помещения и платформы, комфортную температуру поддерживала своя котельная». Так в журнале «Железнодорожный транспорт» пишет о Рижском вокзале историк-архивист Юлиан Толстов. Рижский вокзал. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Построен в 1901 году вместе с товарной и пассажирской станциями «Москва у «Крестовской заставы» Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги под руководством архитектора Юлия Дидерихса по проекту Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала в Санкт-Петербурге (чуть позднее мы побываем и там). По праву считается одним из интереснейших вокзалов не только в России, но и, наверное, в мире. Вокзал неоднократно менял своё название. Изначально и до 1930 года именовался Виндавским (Виндава - название латвийского города Вентспилс до 1917 года), затем Балтийским, Ржевским, и лишь в 1964-м стал Рижским. Все знают, что Эльдар Рязанов снимал на нём свой нестареющий и неподвластный ни времени, ни политическим ветрам «Вокзал для двоих» с Людмилой Гурченко и Олегом Басилашвили в главных ролях, хотя киноманы-эрудиты назовут не менее десятка фильмов, в которых появляется Рижский вокзал.
Click to view
«Время открытия вокзала приближалось, но вокруг еще была масса дел: не закончена штукатурка здания и внутренняя отделка. Тогда питерское начальство приняло своеобразное решение - все торжества провести во временном деревянном пассажирском помещении IV класса, которое было готово. Так и поступили. Праздничное открытие Виндавского вокзала в Москве состоялось 11 сентября (по старому стилю) 1901 г. во вторник в три часа дня. Здание вокзала убрали цветами и гирляндами зелени, но особенно ярко было украшено временное, барачного типа здание, где и было совершено торжественное молебствие по случаю открытия движения поездов по дороге. Путь к этой времянке указывали мачты с флагами, что высились от самой 1-й Мещанской улицы, как бы оформляя парадный проезд для гостей. На самой станции, между двумя мачтами, была натянута зеленая шелковая муаровая лента с текстом “Московско-Виндавская железная дорога, 11 сентября 1901 г.”, возле ленты стоял готовый к отправлению пассажирский поезд с красиво декорированным зеленью паровозом». А ведь сегодня здесь вовсе могло не быть ни гудков локомотивов, ни объявлений дежурного о прибытии-отправлении поезда. Ещё в самом начале нынешнего века его, а также Савёловский, в связи с их мизерной загрузкой предполагалось закрыть (как, собственно, в 2001 году
произошло с Варшавским вокзалом Санкт-Петербурга), а поезда перевести на другие объекты. К счастью, здесь, в отличие от города на Неве, «планам по оптимизации» сбыться не удалось, и Рижский вокзал всё также остаётся воротами российской столицы.
* * *
Изначально перед поездом на Великие Луки я хотел погулять по Москве, показать, что в ней есть не только Красная площадь и растущие как грибы небоскрёбы, но и довольно интересные, спрятанные за этим столично-показным кичем уголки. И в
музей истории железнодорожной техники на том же Рижском вокзале хотелось сходить. Но домашние дела заставили отказаться от этой задумки и приехать в Москву непосредственно к отправлению. К тому же, после двух неожиданно тёплых дней вновь зарядил дождь, ненадолго прервавшийся в тот момент, когда я выходил из метро «Рижская». Поэтому в этой части будет мало иллюстраций, остававшийся до отхода поезда час мне пришлось провести под крышей зала ожидания.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале
Станция метро "Рижская"
Новорижская эстакада (Сущёвский вал)
Состав поезда №661 давно уже стоит у перрона. Наконец, объявили посадку. Мой вагон, как указано в билете, - 13С, буква «С» означает «межобластной» или «с местами для сидения». А класс обслуживания 3С даёт понять, что вагон - стандартной компоновки на 56 посадочных мест, кресла на 360 градусов, в зависимости от направления движения, не разворачиваются. Никаких тебе горячих завтраков и обедов, единственная услуга, на которую можно рассчитывать - это бесплатный стакан с подстаканником. Ещё в нём могут быть, но не гарантированы биотуалет и кондиционер.
Вагон класса 3С - это, по сути, общий вагон для поездок на небольшие расстояния, хоть и выглядит вполне цивилизованно, а не так убого и рудиментарно, как используемый в качестве «общака» плацкартный. Горизонтальное положение в нём не примешь, но ничего. Десять часов пути - не так и много, можно и потерпеть, откинув, если уж совсем потянет в сон, спинку кресла.
«Провожающие, если есть, пожалуйста, освободите вагон, остаётся пять минут до отравления». Проводница Анастасия - студентка из Санкт-Петербурга, на железную дорогу устроилась на время летних каникул. Для студента работа вполне интересная: и новые места посмотреть, и денег ещё за это заработать. При условии, конечно, что ты - не белоручка, не боишься тряпку брать в руки, спать в не слишком комфортных условиях и с людьми умеешь разговаривать. Я и сам в студенческие годы работал на каникулах поездным «стюардом», воспоминаний о том времени больше хороших. Дорога из столицы великой и неделимой России до южной столицы Псковской губернии - ещё одно прозвище Великих Лук - дала мне возможность не только лишний раз порыться в собственной памяти, но и сравнить, чем различались студенты-проводники моего времени от нынешних. Собственно, особо ничем, разве что, внешним видом. Те, чьё студенчество пришлось на вторую половину 90-х годов прошлого века, и кто два летних месяца проводил под перестук вагонных колёс, подтвердят, что на нас, в отличие от кадровых проводников - тех, кто работал на дороге постоянно, - были обычные чёрные брюки или джинсы, такая же обычная белая или голубая рубашка, желательно - железнодорожный значок в виде колеса с крыльями («птичка»). Можно без значка. На ногах - тёмные туфли. Вот и всё «обмундирование».
На сегодняшних «стюардах» и «стюардессах» - железнодорожная форма и обязательно бейджик с именем-фамилией. Впрочем, и организация, занимающаяся пассажирскими перевозками, нынче не та, что два десятка лет назад. Тогда ею было Министерство путей сообщения, а сейчас - ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК), «дочка» ОАО «РЖД. Надо сказать, что форму для работы студенты приобретают за свой счёт. Точнее, шьют по меркам, снятым с каждого индивидуально.
* * *
«Где-то за далями разными стали мы, // Кто-то состарился, кто-то устал. // Что-то не сбудется, но не забудется // Прошлое, улица, Рижский вокзал». На этих дождливо-ностальгических музыкальных нотах я завершу вступительную часть дорожных записок. О том, чем может запомниться поездка на поезде №661 Москва - Великие Луки, будет в следующей части.
Продолжение
следует