Часть 2. Москва - Великие Луки
Продолжение. Начало
здесь«Бегут колёса по степи, отстукивая степ. Гляди в окошко, не гляди, а всё едино - степь». Это в песне Олега Митяева степь, а у нас за окном сменяют друг друга небольшие городки и лес, поля и плантации иван-чая, холмы и грузовые составы. И поезд везёт нас совершенно в другую сторону - к западной границе, на Псковщину, в бывший когда-то областным центром город Великие Луки.
Ровно в 19.56 пассажирский поезд №661 тронулся от второй платформы Рижского вокзала и в дождливых московских сумерках поплыл мимо экспонатов музея железнодорожной техники, промзон, Тимирязевского лесопарка (Лесной опытной дачи РГАУ-МСХА имени К.А Тимирязева), моторвагонного депо «Подмосковная», в котором обслуживаются курсирующие по Малому кольцу Московской железной дороги и где находится ещё один обязательный для посещения музейный комплекс -
«Паровозное депо». Над шлюзом №8 канала имени Москвы, мимо сверкающего яркими огнями стадиона «Открытие Арена», новостроек, развязок и, кажется, растворился в подмосковной темноте, из которой его на несколько мгновений извлекали огни мелькающих станций и встречных пригородных электричек. От начального пункта поезд отправился под электровозом ЧС7. Через два часа в Волоколамске его отцепят, далее состав пойдёт под тепловозом. Это будет единственный «электровозный участок» всей той июльской поездки.
В вагоне, кроме меня, ещё четверо пассажиров. От Москвы до конечной еду я один, остальные - кто до Погорелого Городища, кто до Ржева, кто до Нелидова. Ещё человек восемь заходило на промежуточных станциях. В Великих Луках вышло не более пяти-шести. Небольшое количество народу в нашем вагоне отнюдь не означало, что весь состав шёл пустой. Судя по оживлению за окном, на узких освещённых тусклыми фонарями перронах, поезд совершал далеко не холостой рейс. Тем более, что даже для таких городов, как Зубцов, Нелидово или Западная Двина, поезд №661/662 - единственный, связывающий их со столицей. Не говоря уже про небольшие населённые пункты со статусом посёлка. Номер первый-второй Москва - Рига («Латвия-экспресс») на участке от Москвы до Великих Лук делает всего две промежуточные остановки: в Волоколамске - для смены локомотива - и в Ржеве.
В свете информационной пропаганды от ОАО «Российские железные дороги» о том, как там постоянно обновляется подвижной состав, развивается инфраструктура, растёт сервис и качество обслуживания, «шестисотые» поезда могут показаться давно изжившим себя анахронизмом. Но это только в теории, которая от практики бывает так же далека, как Арктика от Антарктики. И в стороне от оживлённых магистралей, на участках, которые принято называть малодеятельными, такие кланяющиеся каждому столбу поезда ещё долго будут считаться оплотом высокой цивилизации.
Хотя, линию Москва - Рига, по которой мы сейчас едем, при всём желании не назвать малодеятельной. При минимуме пассажирского движения грузовое там достаточно активное. Практически на всех станциях и разъездах, где останавливался наш поезд, на скрещении стояли товарные составы.
* * *
«Путевой дневник ведёте?», - интересуется, увидев меня с фотоаппаратом, попутчик - спортивного вида парень лет 35, может, чуть больше. Тот, который до Ржева. Волоколамск - первая на маршруте и первая длительная в 23 минуты остановка поезда. Пассажиры ещё не успели выйти из вагонов и прикурить сигареты, а электровоз ЧС7 уже отцепился от состава. И только он отъехал за стрелочный перевод, как его место занял тепловоз ТЭП70. Всё произошло как-то непривычно оперативно для меня. На часах почти десять вечера. С соседнего пути в сторону Москвы отправилась электричка, минут через семь на это же место прибыла ещё одна, из Шаховской. А на путях парка - составы из цистерн для нефтепродуктов. Большинство товарняков, попадавшихся нам навстречу, были как раз нефтеналивными.
«Фронт горел, не стихая, // Как на теле рубец. // Я убит и не знаю, // Наш ли Ржев наконец?» Любой вспомнит эти строки из стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Полностью разрушенный за 17-месячную оккупацию немецкими войсками и освобождённый в начале марта 1943-го, Ржев в числе первых получил звание «Город воинской славы». За почти тысячелетний период своего существования первый город на Волге не раз играл определённую роль в истории России. Однако сегодня он преподносится исключительно как место одной из самых жестоких битв Великой Отечественной войны. Например, летом в его окрестностях устраивается праздник «День русской деревни» с приглашением гостей из соседних областей, обязательным пунктом которого является реконструкция боёв советских войск с немцами. Хотя у большинства ржевитян такое насаждение военной истории восторга, мягко говоря, не вызывает.
661-й прибывает на станцию Ржев-Балтийский (Ржев-2) в начале первого ночи и стоит здесь добрых полчаса. В городе два вокзала, но другой - на станции Ржев-1-Белорусский - с отменой поездов по пересекающей рижское направление линии Лихославль - Вязьма практически утратил своё значение. Ночью далеко уходить в сторону города я бы не советовал. Не только, чтобы не опоздать на поезд. Есть и другая причина: темно. Складывается впечатление, будто в современном Городе воинской славы Ржеве такое явление как уличное освещение полностью отсутствует.
Перефразируя Ильфа и Петрова, могу сказать, что за ночь дождь и слякоть были съедены без остатка. После Ржева я задремал, сидя в кресле, из этого состояния меня вывел яркий свет за окном. Доходило 4 утра, небо казалось неестественно ясным - отвыкнуть уже успели жители средней полосы от таких безоблачных рассветов и вообще от солнца. Постукивая колёсами на рельсовых стыках, поезд неспешно подходил к перрону станции Западная Двина. Последний на пути райцентр Тверской области, дальше пойдёт Псковская. Здесь наш состав пропускал следовавший в Москву экспресс из Риги.
Западная Двина носит название от одноимённой реки, по-латышски звучащей как Даугава, на обоих берегах которой расположена столица Латвии. Несколько лет назад он считался в Тверском регионе самым благоустроенным городом, по этой причине тогдашний глава Западнодвинского района Юрий Тимофеев был приглашён на должность главы администрации (сити-менеджера) областного центра. Похоже, и сегодня здесь привлекательность не растеряна. За 17 минут стоянки много не обойдёшь, но и вид привокзальной площади позволяет предположить, что здесь и за озеленением следят, и дороги-тротуары в порядке поддерживают, и отвалившейся штукатурки на фасадах домов не допускают.
Старая Торопа. Небольшой (не более 2 тысяч жителей) посёлок в Западнодвинском районе, возникший во второй половине XIX века при строительстве железной дороги. Узкая асфальтированная дорожка в окружении зелени и частных домов - пейзаж, будто сошедший с холста художника. Но вагон мой, находившийся слишком близко к локомотиву, уехал в самый конец станции, а потому в момент остановки из открытой двери моему взору предстала не эта идиллическая картинка тихой провинции, и даже не деревянный вокзал, а… перегрузочная площадка с полувагонами, гружёными лесом. Зато на станции Жижица удалось поймать в кадр стоящую на распутье дорог водонапорную башню. Точнее, два сохранившихся нижних кирпичных яруса без деревянного верхнего.
Вокзал на станции Кунья
* * *
«На 477-й версте от Москвы железнодорожный путь достигает станции III класса Великие Луки, расположенной при уездном городе Великие Луки Псковской губернии. Станция эта являлась прежде промежуточной станцией, которая от соседних станций отличалась лишь значительно большими размерами пассажирского здания и расположенными при ней главных железнодорожных мастерских и главного железнодорожного магазина». («Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», 1909 год). Какой бы интересной ни была дорога, но рано или поздно она заканчивается. Берёзы и иван-чай за окном плавно сменились городскими пейзажами, однопутная железнодорожная линия стала разрастаться до парка, то тут, то там в сторону убегали словно ручейки подъездные пути и соединительные ветки. В 6.05 поезд №661 прибыл на Балтийскую сторону вокзала Великих Лук. Обратно в Москву состав отправится в 9 вечера, а я, проведя здесь целый день, в 20.13 сяду на поезд до Санкт-Петербурга, правда, уже с противоположной, Октябрьской стороны, чтобы так же в 6 утра оказаться в Северной столице. Обо всём этом - на ближайших страницах заметок.
Великие Луки. Прибытие. Балтийская сторона
Октябрьская сторона
Продолжение
следует