Через Предсердие Москвы к Душе России

Aug 08, 2017 21:51

Часть 3. Великие Луки - Санкт-Петербург
Продолжение. Начало здесь и здесь
Пассажирский поезд №677 сообщением Великие Луки - Санкт-Петербург называют самым медленным на данном участке. От начальной до конечной точки маршрута он идёт ровно десять часов, в то время как другие преодолевают этот же путь за 6-7 часов. Девятнадцать плановых остановок, одна из которых сорокапятиминутная, плюс две технические, без посадки-высадки пассажиров. Поэтому так и долго.



Сразу поправлюсь: 6-7 часов - это от Новосокольников, до которых от Великих Лук полчаса по «железке». Там количество поездов побольше - сообщение в сторону Витебска и обратно ни РЖД, ни Беларуская Чыгунка, по счастью, закрыть пока не додумались. А вот от Великих Лук - важного транспортного узла и второго по величине города Псковской области - до Питера ходит лишь один прямой поезд. Тот самый 677-й. Вас это удивляет? Увы, но это так. В тот июльский вечер одним из пассажиров этого единственного поезда будет ваш покорный слуга. Вдоволь нагулявшись под жарким великолукским солнцем (о городе я расскажу чуть позже, для начала - дорожные впечатления, пока они свежи ещё в памяти), я уезжаю, чтобы окунуться в питерскую хмурую сырость.

Вагон мой - первый. Правда, находиться он будет в хвосте, что, в общем-то, даже лучше: дым от тепловоза не дойдёт. Тип - тот же, в котором я приехал из Москвы: межобластной. А вот класс - 3Ж, который означает, что в нём возможна перевозка домашних животных и птиц - за отдельную плату, разумеется, - кроме крупных собак. На билете даже соответствующая иконка в виде лапы животного отмечена. Ещё одно отличие вагона питерского поезда от московского в том, что заполнен он был полностью. Не сразу в Великих Луках, а по пути - в Новосокольниках, Локне. Все ехали до Северной столицы. А так - практически то же самое. И проводники - тоже вузовские студенты, только из Нижнего Новгорода.

Состав поезда №677 на Октябрьской стороне вокзала



Разрешён провоз животных






Правда, билеты эти самые студенты проверяли как-то странно. Обычно ещё на перроне проводник смотрит в проездной документ, сверяет данные с документом, по которому билет был продан, возвращает комплект пассажиру и забирает билет уже после того, как поезд тронется. Здесь всё было так же, только уже в вагоне, перед тем, как взять билет себе, проводники ещё раз сверили данные в нём, и в документе. И Анастасия в 661-м московском, и новые мои знакомые «стюарды» - Владислав и Сергей - так делали. Понятно, что действовали они не из собственных побуждений, а исходя из инструкции, которую им читали ещё на курсах и на предрейсовой планёрке. Только чем вызвано это требование, я лично так и не понял. Неужели за те несколько минут с момента, как пассажир ступит на порог вагона, в его паспорте что-то может само собой измениться?



*   *   *
«Ныне же, с проведением через город Великие Луки новой казённой железнодорожной ветви Бологое - Волковыск (от ст. Бологое Николаевской ж. д. до ст. Волковыск Полесских ж. д., линия эта составляет часть вновь построенной железнодорожной линии Бологое - Седлец), сооружение которой закончилось осенью 1906 года, станция Великие Луки сделалась узловой станцией двух дорог: Московско-Виндавской и Николаевской, причём, построено, взамен старого, новое, общего пользования обеих дорог каменное значительных размеров и красивой архитектуры пассажирское здание с обширными залами для пассажиров. Здание это построено по типу островных: с обеих сторон его, параллельно продольной оси здания, расположены длинные и широкие платформы: южная - для поездов Московско-Виндавской ж. д., северная - для поездов Николаевской ж. д.» («Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», 1909 г.). Южная сторона - это Балтийская, северная - Октябрьская. Только суммарное количество поездов, проходящих сегодня через Великие Луки, меньше чем пальцев на руках. По линии «Бологое-Великие Луки-Невель-Полоцк», той самой, которая «Бологое-Седлец», пассажирские не ходят вообще. А пригородных - по одной паре в сутки на каждом из четырёх направлений: на Нелидово (по вторникам и субботам пускают ещё один - до Земцов) и на Осташков - ежедневно, а на Невель и Новосокольники - по пятницам и воскресеньям.

Вокзал на станции Великие Луки (начало XX века)



Рельсовый автобус РА2 в составе пригородного поезда Бологое - Осташков - Великие Луки






«Железная дорога теснее связала Великие Луки с политической и культурной жизнью страны. Теперь сюда, кроме «Псковских губернских ведомостей», поездами регулярно доставлялись столичные газеты и журналы». («Великолукская правда», 2011 г.). С отменой рейсов осталось, наверное, скоро ожидать социальной изоляции. Хотя недавно сюда, на юг Псковской области пришло такое модное веяние, как мультимодальные перевозки, с их помощью жители обеих столиц сегодня могут добраться до Пустошки, Идрицы и Себежа. Где-то такие перевозки действительно необходимы, но в данном случае это - суррогат, эрзац нормального сообщения, надевание штанов через голову. Ладно, если в пунктах назначения нет железной дороги, а то ведь и Пустошка, и Идрица и Себеж расположены на линии «Москва-Рига» западнее Новосокольников. Тем не менее, человек, приехавший на поезде, вынужден с вещами идти к автобусу, выжидать какое-то время и на автобусе добираться до места. Полный, как говорится, эрзац...

Расписание автобусов согласовано с прибытием и отправлением как раз уже знакомых мне поездов: №661/662 Москва - Великие Луки (663/664 Москва - Великие Луки - Псков) и №677/678 Санкт-Петербург - Великие Луки. Соответствующая информация размещена в вагонах и на вокзале.



"Мультимодальные" автобусы






*   *   *
«Воробецкая», «489 км», «Гущино», «504 км». Как-то сиротливо выглядят перроны станций и остановочных пунктов между Великими Луками и Новосокольниками. И информационные доски, вроде бы, свежие, не ободранные и не расписанные, а всё равно не видно на них жизни. Да и откуда ей взяться при таком движении? Незадолго до станции Новосокольники проезжаем по мосту над железнодорожными путями - это пересечение линий Москва - Рига и Санкт-Петербург - Витебск.

«Станция Новосокольники является узлом двух пересекающихся в этом пункте линий Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, а именно: Московско-Виндавской линии, идущей с востока на запад, и Петербургско-Витебской линии, идущей по меридиану Петербург - Одесса и связавшей по кратчайшему расстоянию (через Жлобин, Бахмач, Киев - 1856 вёрст) северную столицу с главнейшим портом южного Чёрного моря». («Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», 1909 г.). Стоянка в Новосокольниках - всего пять минут. Отсюда поезд пошёл уже 678-м и под этим номером прибыл в Санкт-Петербург.












Первая длительная стоянка - Самолуково. Возникла в 1902 году как станция Прискуха, по названию одноименного села. В Самолуково переименована спустя десять лет. Сегодня это - небольшая промежуточная станция с четырьмя путями, в её окрестностях - деревня с тем же названием, входящая в состав Самолуковской волости (в некоторых регионах вместо «волость» используют понятие «сельское поселение»). Здесь наш «самый медленный» пропускал встречный скорый.

Вокзала в Самолуково нет, если не считать таковым небольшое станционное здание. Ещё одна особенность небольших станций (и не только небольших) на тепловозных линиях - уличный туалет типа «сортир». Или, как его ещё называют, ретирада.












Цивилизация маленьких (и не очень) станций






Локня. Посёлок городского типа, административный центр Локнянского района. Появился в 1901 году, когда строилась железная дорога, хотя местность упоминается в летописях едва ли не с X века. Название «Локня», по мнению писателя Льва Успенского, происходит от финского «сырое, болотистое место». Считается одним из самых красивых малых городов Псковщины. Вид из окна поезда, особенно в розовых сумерках, действительно, открывается интересный и наталкивает на мысль, что здесь обязательно нужно побывать. Жаль, опять же, из-за короткой стоянки не выйти на перрон, а до здания вокзала наш хвостовой вагон не дотянул, замерев на уровне каких-то не особенно интересных хозяйственных построек.

Лозовицы. Ещё одна небольшая станция недалеко от одноимённой деревни. Стоим почти полчаса, за это время навстречу промчались два пассажирских и два грузовых. По сравнению с Рижской линией, грузовое движение здесь, как мне показалось, не такое интенсивное. Составы, во всяком случае, не стояли на скрещении на каждом полустанке. В забитом вагоне довольно душно, поэтому народ выходит наружу, несмотря на то, что приходится прыгать со ступенек прямо на насыпь - короткий перрон остался впереди. Да и прохладно уже - 11 вечера на часах. Особенно ощутимо это после дневной жары.

Курящая часть вагона, как это часто бывает, стоя ближе друг к другу в стороне от некурящих, уже устроила что-то вроде кружка по интересам. Беседовали, в основном, о предстоящем Чемпионате мира по футболу, вспоминали, что раньше поездов было больше и ходили они быстрее. Звёзд на небе не видно - явно, к непогоде. Кто-то подтвердил, сообщив, что в Питере в это время шла гроза и ливень.



«В прошлый раз к составу прицепили несколько вагонов для ремонта, наверно из-за этого такая большая стоянка», - деловито объясняет пассажирам проводник Сергей. Сейчас его дежурство. Это станция Дно - последняя длительная остановка до самой конечной. Дно - город с населением чуть менее 8 тысяч человек, известен с XV века, в некоторых документах упоминается как Донщина. Станция Дно является узловой на пересечении линий Санкт-Петербург - Новосокольники - Витебск и Венспилс - Псков - Бологое - Рыбинск (бывшая Виндаво-Рыбинская железная дорога). Как в Великих Луках, островной вокзал делит пассажирскую станцию на две стороны - Бологовскую и Витебскую.

Здесь очень красивый вокзал, построенный в середине прошлого века в сталинском ампире, с присущей этому стилю башней со шпилем. Только не доходят сюда питерские белые ночи, а в свете нечастых фонарей этой башни не видно. Время стоянки - 45 минут, можно сбегать в вокзальный буфет за сигаретами, минералкой, пирожками. Вагонов никаких к составу на этот раз не подцепили.

Ночное Дно









*   *   *
Проснулся я часа за полтора до прибытия в Питер, поезд уже резво мчался по двухпутному электрифицированному участку. Навстречу попадались первые электрички. Мы прибывали на Витебский - единственный в Северной столице вокзал, откуда поезда дальнего следования отправляются на тепловозной тяге. Что любопытно, наш 677-й делает двухминутную остановку на станции Царское Село - в известном своими парками пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкин.

Царское село. Ремонт...












А в городе трёх революций меня ожидала волна новых приключений. А также поездка ещё на одном «шестисотом» - ходящем раз в неделю поезде Санкт-Петербург - Сонково. Но обо всём - по порядку.

Витебский вокзал















Продолжение следует

железная дорога, Санкт-Петербург, Псковская область, Великие Луки, Дно

Previous post Next post
Up