История на колёсах, или До встречи в новом музее

Jul 06, 2017 03:29

Основным местом притяжения для гуляющей на Дне города в Твери публики - как местных жителей, так и гостей - традиционно является выставка старых автомобилей. Так было и нынче. Поэтому, как мне кажется, для этих целей пора сделать постоянную площадку. Чтобы с историей мирового автопрома можно было ознакомиться в любое время.



В том, что старые автомобили сильнее всего привлекают гостей праздника, я убедился давно, ещё тогда, когда ходил на День города по служебной надобности и должен был посетить максимум программы. Здесь люди не проходят с «дежурным» взглядом, а останавливаются возле каждого экспоната и долго его со всех сторон изучают. Кстати, в прежние годы парад ретротехники назывался «Этапы большого пути», как бы символизируя пройденные «Жигулями», «Москвичами» и «Кадиллаками» километры и мили. Некоторые, умей говорить, могли бы рассказать и о своей жизни - долгой, нелёгкой, но интересной.






Lincoln Continental



Mercury Grand Marquis









В самом деле, можно ли пройти мимо Lincoln Town Car, Mercury Grand Marquis или Cadillac de Ville, не заглянуть внутрь Lincoln Continental, не потрогать внутреннюю обшивку кабриолета Cadillac Biarritz? Какой нормальный ребёнок устоит, чтобы не почувствовать себя мотоциклистом? Если в сельской местности или небольших посёлках с низким транспортным потоком ещё можно встретить «Минск», «Иж» или «Урал», то на дорогах Твери, да и любого крупного города их вряд ли увидишь. Как не обратить внимание на солидный и величественный, по сравнению с тем, на чём люди ездят сейчас, дизайн кузова ГАЗ-21 или не вспомнить, глядя на два «Запорожца» - 966 («ушастый») и 968М, - хотя бы один анекдот про этих «королей дорог». Производившийся в украинском городе Запорожье до 1994 года, он имел воздушное охлаждение, расположенный сзади небольшой по мощности силовой агрегат, бензиновую печку, которая часто создавала в салоне соответствующий запах, а также отличался тихоходностью и характерным, как бы прерывистым звуком работы двигателя. Вместе с тем, конструкция «Запорожца» давала ему хорошую проходимость на любых дорогах. Это был самый дешёвый, или, как сказали бы сейчас, бюджетный автомобиль в стране победившего социализма. Выпускались также модификации для управления людьми с ограниченными возможностями, вплоть до распада СССР такие «Запорожцы» каждые семь лет бесплатно от государства получали инвалиды Великой Отечественной войны.

Lincoln Town Car






Cadillac Biarritz












Короли советских дорог



Вся представленная на выставке техника - в рабочем состоянии. На место, во всяком случае, все доехали своим ходом. Одни эксплуатируются круглый год и в повседневных целях, другие используются исключительно для смотров и парадов. Большинство машин появилось у нынешних владельцев в таком виде, какой обычно называют грудой металлолома. Вот, например, строки из информационного листка, приклеенного к лобовому стеклу бордового универсала ГАЗ-2402 и рассказывающего о том, какой пять лет назад была «Волга», когда её купил Данила Иванов, случайно увидев объявление о продаже: «Автомобиль был в печальном состоянии - был осовременен дверьми от 2412, сиденьями от «Вольво», торпедой от 2410, куча пластиковых зеркал, катафотов от 2101 и велосипеда, на полу линолеум поверх мастики, под которой гниль. При этом машина простояла в гараже 10 лет без движения. Кузов когда-то был скорой помощью, поэтому весь переварен кучу раз, при том, очень неаккуратно».















Случай не единственный. Уходили годы, прежде чем техника приобретала свой нынешний вид, буквально с миру по нитке выискивались «родные» или хотя бы близкие по параметрам запчасти и комплектующие. Проще говоря, в каждый из этих автомобилей вложены время, силы и душа. Не говоря уже про деньги, причём, немалые.

Каждый год количество и состав участников выставки ретро-автомобилей меняется. Нынче, судя по номерным знакам, кроме тверских были также гости из Москвы, Московской, Смоленской, Ленинградской областей. Кроме Дня города, владельцы старинных автомобилей и мотоциклов иногда выставляют их по другим праздникам - на День России 12 июня или День работников автотранспорта. В общем, широкий круг любителей истории на колёсах может насладиться ею не чаще трёх-четырёх раз в год. Не густо. А почему бы не создать в Тверской области автомобильный музей?


















Из действующих сегодня в России музеев раритетных автомобилей государственным является лишь один - Военно-технический музей в подмосковной Черноголовке. Несмотря на название, в нём, помимо военной, представлена обширная подборка и гражданской техники. Остальные (можно для примера назвать крупнейшие и наиболее известные - Ломаковский в столице и музей Вадима Задорожного близ усадьбы Архангельское) - частные коллекции. Сегодня у частника есть возможность их реставрировать и содержать, и это хорошо. Но кто может знать, что произойдёт с ним, с его бизнесом завтра? Останется ли и впредь уникальный автопарк под присмотром, особенно, если в нём не больше четырёх-пяти экспонатов? Будут ли те же «Москвичи», «ЗиЛы» (ценность их возрастает и в связи с тем, что уже нет заводов, когда-то их производивших,) или «Кадиллаки» с «Линкольнами» также интересны наследникам сегодняшнего владельца, как и ему самому? А государство может дать больше гарантий, хочется, несмотря на то, что оно часто поступает со своими гражданами не очень порядочно, в это верить.





















Так что, почему бы не создать в Тверской области музей автодорожной техники именно государственный? Площадку найти, думаю, несложно - какая-нибудь заброшенная территория бывшего предприятия. Уж чего, а пустующих корпусов, бывших когда-то заводскими цехами, казармами воинских частей или базами отдыха, здесь предостаточно. Тот же упомянутый выше музей в Черноголовке открыт на территории бывшего пионерского лагеря. С экспонатами тоже сложностей быть не должно. В регионе каких только музеев сегодня не открывается. Не буду вдаваться в конкретику, дабы не провоцировать далёких от темы этой заметки споров, но есть и такие, тематика которых либо высасывается из пальца, либо может послужить причиной нехорошей славы для Тверской области на много лет вперёд. Судя по отсутствию в СМИ и интернете отзывов, музеи эти не слишком-то и посещаемы.


















А про то, на чём люди ездили десятилетия назад, никто, кажется, никогда и не вспоминал. Хотя экспозиции старой техники никогда не пустуют. Это факт, с которым не поспоришь. Тем более, что власти Тверской области и лично губернатор Игорь Руденя, если верить местным новостям, сделали ставку на развитие внутреннего туризма. Даже профильное министерство создали. Так что вот он - реальный, говоря административным языком, туристический объект.

Не стоит, я считаю, зацикливаться на одних лишь российских или советских машинах. Земля-то круглая, и вряд ли уместно лишний раз рассказывать, как переплетаются между собой судьбы как отдельных людей, так и государств.









Представьте, что именно в Тверской области однажды окажется эксклюзивная модель Mercedes-Benz начала прошлого века или вписавший важную страницу в истории Великой Победы лендлизовский Harley-Davidson. Так что, до скорой, надеюсь, встречи в новом музее автомотостарины.













Тверь, старина, автомобили

Previous post Next post
Up