История в мегабайтах

Apr 09, 2017 12:46

Говоря об интернет-технологиях мы, кажется, забываем о том, что связь появляется не сама по себе. За мегабайтами трафика и возможностью общаться в режиме онлайн стоит труд многих людей. Один из них - директор по техническому сервису компании «Дом.ru» в Твери Андрей Уткин.


Он не только специалист своего дела, но и менеджер - человек, умеющий управлять коллективом, не боящийся ответственности. Его главный принцип в работе с людьми схож со старейшим правилом врачебной этики «прежде всего - не навреди»: попадая в новую команду, не нужно сходу принимать резких необдуманных решений. В процессе беседы Андрей Уткин рассказывал об учёбе в вузе, хоккее, которым когда-то увлекался, семейных путешествиях. Но больше говорил о своей профессии, о телекоммуникациях и интернете. О его прошлом, настоящем и будущем. Настолько подробно, что после разговора о том, как стремительно менялись скорости и качество связи за двенадцать лет, у меня сложилось впечатление, будто прочитал толстую книгу по истории.

Время поиска
В 2005 году Андрей Уткин окончил Тверской государственный технический университет по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы, сети». Уже тогда было ясно, что за интернетом будущее. Андрей оценил перспективы и после вуза решил работать именно в этой сфере. Начинал с должности инженера по базовым станциям Тверского филиала компании «МегаФон».

«Работа была интересной, - вспоминает Андрей Уткин. - Станции, которые мы строили и обслуживали, часто находились в труднодоступных местах. Учиться приходилось прямо на месте, ведь в вузе нам этого не преподавали».

Отработав 3 года, Уткин перешёл в «Корбина-Телеком» (в 2009 году она была поглощена «ВымпелКомом», больше известном под маркой «Билайн»). Если в «МегаФоне» Андрей работал с беспроводными сетями, то в «Корбина-Телеком» строил оптико-волоконные линии связи. Многие, наверное, помнят, что лет 7-8 назад проводной интернет от «Билайн» начал активно проникать в многоэтажный жилой сектор. И при вполне доступных расценках качество интернета было довольно высоким. По сравнению с беспроводным модемом, соединение через который было нестабильным и съедало кучу денег, широкополосный доступ казался научно-технической революцией.

«Сеть FTTB была не ниже уровнем, чем в Москве и Московской области. Рынок диктовал свои условия: повышение качества услуги при ее одновременном удешевлении».

FTTB (англ. fiber to the building) переводится как «волокно, проложенное до здания». То есть, оптико-волоконный кабель, проведённый до оптического коммутатора, установленного в доме. В «ВымпелКоме» Андрей Уткин работал начальником отдела эксплуатации сети ШПД, позднее занимал аналогичную должность в Nokia Siemens Networks, точнее - в её дочерней структуре (NSN - финская компания, один из крупнейших производителей и поставщиков телекоммуникационного оборудования), которая обслуживала сети операторов в Центральном федеральном округе. Вроде бы всё устраивало - должность, профессиональный рост, перспективы. Но молодость на то и молодость, чтобы человек постоянно искал себя.

«Я искал новые возможности для самореализации и при этом хотел остаться в телекоме. Так два года назад я оказался в «Дом.ru». Здесь большая современная сеть, а значит, и большая ответственность».

Немного статистики. Обслуживая более 5,6 млн. клиентов по всей стране, «Дом.ru» занимает второе место в России среди крупнейших провайдеров и операторов кабельного телевидения.


Конкуренция сервисов
Когда-то люди с гордостью рассказывали, как прокладывали БАМ или строили крупнейшую в регионе ТЭЦ. А может ли мой собеседник привести примеры того, какой след оставил в своей профессии?

«Моё первое детище - это сеть ШПД «Корбина», «Билайн». Конечно, не исключительно мое, а команды. С моим участием были построены десятки базовых станций в Твери и области и крупная сеть оптических мультиплексоров в пяти областях Центрального федерального округа в «МегаФоне». Второе - это сеть «Дом.ru», совершенствование услуги цифрового ТВ, телефонной связи. В прошлом году мы построили большую локальную сеть для ТвГТУ, соединили каналами связи все корпуса университета. Теперь, чтобы позвонить из химико-технологического корпуса на проспекте Ленина в центральный, который находится за Волгой, достаточно набрать короткий номер. Это помогает уйти от затрат на городскую телефонную сеть. Сейчас готовимся к переходу на новый цифровой источник сигнала, принимаемого у Тверского филиала РТРС для вещания цифрового ТВ».

Андрей Уткин вспоминает, что, когда он пришел в «Дом.ru», его удивило отношение компании к восстановлению доступа к услугам. На одном из прежних мест работы ремонтная бригада выезжала на место повреждения сети на следующий день после поступления заявки, а в «Дом.ru» - почти сразу. На сети компании общей протяженностью 40 000 км установлено 250 000 единиц оборудования. Каждые несколько секунд с датчиков снимаются данные о целом ряде параметров. Информация об инциденте мгновенно передаётся техническим специалистам, которые тут же приступают к устранению неполадок. Так что, как шутит Укин, в большинстве случаев повреждения ликвидируются ещё до того, как клиенты о них узнают.

«Операторы конкурируют не только за качество услуг, но и за качество сервиса. Важно обслуживать клиента максимально быстро и предоставлять ему максимум возможностей. На планёрках мы разбираем не только технические моменты, но и то, как мы преподносим абонентам услуги. Чтобы лидировать, нужно смотреть в завтрашний день».



От портфеля к планшету
Можно ли, перефразируя одного из героев фильма «Москва слезам не верит», сказать, что скоро будет один сплошной интернет? Мой собеседник уверен, что можно. Не в том смысле, что интернет заменит театры, путешествия, общение, а в том, что сеть всё глубже проникает в нашу жизнь. Главное, чтобы это шло нам на пользу.

Сегодня всемирная паутина - явление столь же обыденное, как, скажем, электричество, войти в неё можно с любых мобильных устройств и в любой точке города. В интернет можно общаться, учиться, работать, совершать покупки. По сети только вода и воздух не передаются, хотя специалисты - то ли в шутку, то ли всерьёз - говорят, что и это поправимо. Даже хранить информацию удобнее уже не на локальных носителях, а на облачных сервисах: крупнейшие корпорации и банки переносят свои данные в Центры обработки данных (ЦОД). Однако есть у медали и другая сторона: часто проникновение интернет-провайдеров в многоквартирный жилой дом связано с техническими и юридическими сложностями. Хотя, по логике вещей, и застройщики, и управляющие компании, и операторы одинаково заинтересованы друг в друге.

«Думаю, чтобы соблюсти баланс интересов всех сторон, следует сдавать дома уже с инфраструктурой. Чтобы было отдельное помещение для сетевого оборудования, а диаметр слаботочного кабельного канала позволял протянуть кабели всех провайдеров, работающих в доме».

Кстати. Если ещё несколько лет назад операторы конкурировали, в основном, за многоэтажные дома и не хотели идти в частный сектор, а сейчас качественный интернет в частном доме - обычная практика.

Андрей Уткин рассказывает, что и пользователи становятся всё более грамотными. Раньше, говорит директор по техсервису, людям, далёким от техники, приходилось на пальцах объяснять, что к чему подключать, что и как работает. А сегодня сотрудник в спецодежде оператора запросто может услышать: «Ютипиху (UTP, Unshielded twisted pair - одна или несколько пар скрученных между собой изолированных проводников - прим. Авт.) тянете? Дивибиси-сигнал (DVB-C, Digital video broadcasting-cable - европейский стандарт кабельного цифрового телевидения - прим. Авт.) будет?». Диалог идёт хоть и на сленге, но со знанием дела.

«Рискну предположить, что учебники в их нынешнем бумажном варианте скоро исчезнут. Школьники будут ходить в школу с планшетом, где будет собрана вся школьная программа. Включаешь устройство, а там математика, физика, химия, и всё - с выходом в сеть».


*   *   *
Иногда кажется, что интернет - не просто картинка на мониторе, а параллельный мир. Мир, где есть и хорошее, и плохое, только грани между ними стираются гораздо легче, нежели в реальной жизни. Поэтому рекомендации дозировать время нахождения в сети - не просто слова. С этим согласен и Андрей Уткин. Кому, как не профессионалу, лучше знать.

АО «ЭР-Телеком Холдинг» - один из ведущих операторов связи в России, работает с 2001 года. Услуги для частных пользователей предоставляются под брендом «Дом.ru», для корпоративных клиентов - под брендом «Дом.ru Бизнес». Поставщик услуг: широкополосный доступ (ШПД) в интернет, цифровое ТВ, телефонная связь, а также видеонаблюдение и Wi-Fi (для корпоративных клиентов). Услуги предоставляются на базе собственных телекоммуникационных сетей, построенных с нуля и по единым стандартам по технологии «оптика до здания». По собственным оценкам, на долю компании приходится 11% российского рынка ШПД и 12% рынка платного ТВ. По количеству обслуживаемых клиентов занимает 2-е место среди интернет-провайдеров и среди операторов кабельного ТВ России. Лауреат многих национальных премий, включая премию «Большая цифра», «ТехУспех» (2016 год).

фото из архива Андрея Уткина

Эр-Телеком, люди, Тверь, интернет, Андрей Уткин, связь

Previous post Next post
Up