Oct 27, 2014 13:05
О ней написано так много, что за всю жизнь не перечитать. Тем не менее можно посмотреть на неё с ещё одной точки зрения.
Если бы Авраѓам сразу отказался резать сына, что было бы? Ведь он заступался за жителей Сдома, говоря: "ужасно для Тебя умертвлять праведника вместе со злодеем, разве Судия всей земли не поступит правосудно?" И одно из двух обязательств Авраѓама в завете с Богом - "поступать справедливо и правосудно" לעשות צדקה ומשפט (второе обязательство - обрезание). Авраѓам мог бы сказать: повеление зарезать сына несправедливо и неправосудно. Таким образом, Авраѓам сказал бы: Ты заставляешь меня нарушать завет, а я отказываюсь его нарушать, я желаю его соблюдать, несмотря на Твоё желание его нарушить. И тогда Авраѓам тоже мог быть назван "богобоязненным", как его назвали после акеды, это и была бы настоящая богобоязненность. (Идея Авраѓама Голана). И мы вспоминали бы заслугу Авраѓама, устоявшего в испытании, до сих пор.
Посмотрим с другой стороны. Такое повеление неявным образом означает отмену завета, ведь Авраѓаму было ясно сказано: "в Ицхаке наречётся тебе потомство", а обязанностью Бога в завете было дарование Авраѓаму многочисленных потомков во многих поколениях (и дарование им Земли Израиля). А если повеление зарезать Ицхака расторгает завет, то Авраѓам и Бог отныне - чужие друг другу, никто никому ничего не обязан. И следовательно, Авраѓам не обязан идти на гору Мория резать сына! А он всё же идёт. Таким образом он и здесь говорит: Ты расторгаешь завет, а я отказываюсь его нарушать, я желаю его соблюдать, несмотря на Твоё желание его нарушить. Авраѓам остался в завете, и мы вспоминаем заслугу Авраѓама, устоявшего в испытании, до сих пор.
Своим ходом в этой партии Бог сам себе поставил вилку. Как Авраѓам ни поступи, он выиграл. А как Бог выбрался из этого цугцванга, мы знаем из 22 главы книги Берешит.
Берешит,
праотцы,
Авраѓам