Китай, часть первая. Пекин. Запретный город

May 03, 2013 20:38

Часть вторую читать здесь
Часть третью читать здесь
Часть четвертую читать здесь
Часть пятую читать здесь
Часть шестую читать здесь

В один прекрасный день я открыла с утра почту и вместо рутинного просмотра рабочих писем решила заглянуть в папку с групоном (это такой сервис у нас тут, предлагает разные скидки на разные мероприятия, театр там, кино, полеты на дельтаплане и так далее). Заголовок последнего непрочитанного письма гласил: "Nine-Day Tour of China with Round-Trip Airfare" (девятидневный тур по Китаю с авиабилетами туда-обратно). В Китай я не собиралась, но все-таки кинула ссылку мужу, он давно хотел. И как-то так зацепилось, и пошло-поехало: надо взять на работе отпуск (большое дело!), сделать визы, русским их делают дешево и всего за четыре дня, заполнить и отправить документы для тура и так далее.

Все оказалось довольно просто, если хотеть. Уже через неделю мы оказались счастливыми обладателями вклеенной в паспорт китайской туристической визы, авиабилетов и семидневного отпуска (не считая выходных). Авиабилеты были из Лос-Анджелеса, так что еще какое-то время я охотилась за дешевыми билетами из Сан-Франциско и обратно. Варианты нашлись быстро, благо тут недалеко и при желании можно даже на машине доехать.

Перелет из Америки в Китай оказался долгим, целых 13 часов. Я так долго на самолете еще никогда не летала.
Маршрут девятидневного броска был довольно агрессивен: Пекин - Ханджоу - Суджоу - Шанхай, потом перелет обратно в Пекин и вылет домой из Пекина. Все получилось, только устали очень. Зато набрались впечатлений и фотографий.






Пекин встретил нас туманом, огромным количеством полиции и какой-то такой советскостью, которую даже в Москве нынче почти не встретишь.







И вообще, на Москву он очень похож. Красная площадь (Tiananmen Square, в русской википедии записанный как "Площадь Тяньаньмэнь", и воспринятый мной на слух по-английски как "Тианмэн" ), мавзолей (с нетленным Мао Дзедуном внутри). Толпы туристов, и пионеры, принимающие присягу у памятнику павшим героям.










Заменить пагоды на соборы, иероглифы на русские буквы, часть китайцев на людей со славянской внешностью и вот вам Москва.







У китайцев есть даже свой Кремль - Forbidden City ("Запретный город"). В нем веками жили китайские императоры со свитой и наложницами и простых смертных туда не пускали. Теперь на входе висит портрет Мао и заходи кто хочешь - только плати. И не забудь положить сумку на рентгеновский аппарат. Огромный каменный лев из-за забора взирает на туристов строго и с какой-то печалью в глазах. Видимо, тоскует о былом.




Дорога внутрь - по длинному туннелю. Так как над городом мгла и туман, никто из туристов не знает, чего ожидать. Я жду башенки, царь-пушку и царь-колокол, потому что все вокруг пронзительно напоминает мне Москву.




Первое, что бросается в глаза - это крыши. Дерево и черепица, а какую красоту можно отгрохать. Все поблекло немного от времени и от тумана, но все равно величие чувствуется. С этих стен наверняка было уничтожено немало нежеланных визитеров, пытающихся добраться до императора.




Туристов сбивают в кучу перед вторыми воротами в Запретный город. Отсюда император общался со своими визитерами и решал их судьбы в мгновение ока. Один взгляд назад - и мы продолжим свой путь. Сразу же, как только наш гид купит нам билеты внутрь.




А вот, наконец, и настоящий вход. Именно здесь стоит рентгеновский аппарат и безбилетных не пускают, будь ты хоть император, хоть сам Мао из мавзолея.




Китайское слово "вход" состоит из двух иероглифов, "入" и "口". Первый означает "входить", а второй - "дыра", "рот", "проход" (арка). Слово выход, 出口, похоже, но содержит иероглиф "出", который означает "выходить", "всходить", "подниматься". Одна из фигур, составляющих этот иероглиф, "山", переводится как "гора". Мы запоминали так: Если у тебя дверь и рядом гора, значит, наружу смотришь, выход. А если нет горы, то в дом, значит, вход.

За воротами большая площадь, здания, и речка. Надо сказать, это единственная речка во всем комплексе, если не считать той, что вокруг.







Выглядит заманчиво, так что я даже задалась вопросом, можно ли здесь купаться. Ну, официально, конечно, нельзя, но в принципе?

Оказалось - нет, и вот почему. На дне речки живет буйная растительность, доходящая до самого верха. Не знаю, что это за водоросли, но даже рыба там не живет, так что и человеку не стоит.




Окна домов украшены деревом, но похоже, что это более поздняя работа. Может, отреставрировали.




Дворец, кстати, реставрируется активно. Вся центральная часть закрыта для посетителей. За реставрацией наблюдает еще один лев, на этот раз бронзовый.




Статуи эти, кстати, не просто так, а защитники. По-китайски "Ши" (獅), дословно "лев", ну в общем, что вижу, то пишу. Стоят они везде перед императорскими и правительственными зданиями, и даже перед многими зажиточными и не очень домами. Оберегают от злых духов. Очень часто их ставят парами: мальчика и девочку. Мальчик держит под лапой шар, символизирующий мир, которым он управляет, а девочка - львенка, лежащего на спине.

Конкретно эта статуя принадлежит к эпохе Минь. Не уверена, что у нее под лапой, но, похоже, не шар. Значит - девочка.

На каждой крыше каждого здания сидят фигурки. Все - разные. Забыла спросить у гида, что они означают, но тоже, видимо, защитники от разнообразных напастей.




Например, от птичьего гриппа.




Львы у китайского народа везде, даже на воротах.




Реставрирующийся центр немного издали. Именно в этом здании жил император. Точнее, после свадьбы он три дня жил с женой в здании, где они женились, а потом уезжал в свое и не возвращался больше никогда: был занят. У императора было очень много наложниц, и каждую ночь к нему приходила другая. Ко временам династии Минь количество наложниц доходило до двадцати тысяч. Иногда какие-то нравились императору больше, он их "продвигал по служебной лестнице", селил поближе и звал навещать почаще. Про остальных забывал, кто их упомнит-то.

Дети императора росли там же, бегали по двору, но в императорское жилище не допускались. По достижению определенного возраста выселялись за пределы Запретного города, за исключением либо самого старшего либо самого любимого, который потом становился императором.




В дом императора не допускался никто посторонний, кроме наложниц. И тем приходилось приходить голыми, чтобы они с собой оружие не пронесли. Специальный страж за этим следил. Сам император спал каждую ночь в другой комнате, и никто не знал где - боялся покушения.

При входе во дворец стоят также бронзовая лево-черепаха и аист. Тоже любимы в китайской культуре, как символ долголетия. Теперь привлекают любопытных посетителей.










А здание, тем временем, все реставрируется. С равнодушием на капиталистов взирает бравый китайский пролетарий.




Царь-пушки я не нашла, но вот эта инсталляция сойдет за нее.




А этот котел - за царь-колокол. В таких котлах держали воду на случай пожара. Зимой котлы накрывали одеялами и разводили костер, чтобы вода не замерзала.




Вообще они обычно были бронзовые, но династия Минь для пущей важности и блеска покрывала их золотом.

А здесь жила императрица. Как я уже сказала, они женились в отдельном здании, жили там вместе с императором три дня, а потом разъезжались по своим домам и больше вместе не жили. Большая честь была отдать дочь императору в жены и даже в наложницы.




Предпоследние ворота. Движемся в сторону выхода.




Туристы снова сбиваются в кучу.




И снова крыши. На заднем плане буддийский храм, на холме. Так ближе к небу.




Ступеньки вниз и правда скользкие. Я прочитала надпись, сфотографировала и тут же подскользнулась.




Украшение ступенек сделано из цельного куска мрамора, почти 17 метров в длину, 3 метра в ширину и почти два метра в глубину. Тащили его из Фангшаньских гор к западу от Пекина. Летом использовали бревна, чтобы катить, а зимой обливали водой и толкали по льду в сторону города. Водрузили его на место в 1418 году.




Через триста с лишним лет, в 1761 году, император Чен-лунь приказал всю резьбу с камня стереть и заменить новым дизайном.

Засим мы вышли через последние ворота и покинули Запретный город. Китайская столица была в самом расцвете весны. Все цвело, особенно магнолии.




Наш китайский гид заявил, что у них растут уникальные белые магнолии, которых в Америке не бывает. Неправда, бывают. Я сама видела.

Дворец снаружи окружен рвом и используется местными с пользой.




Вокруг дворца - дома обычных людей. Они охраняются как национальное достояние, и поэтому живущим там семьям перестраивать или менять что-либо запрещается. Поэтому возле дворца многоэтажек нет.




Уличные торговцы уже боятся птичьего гриппа, но еще не стесняются предлагать свои товары.




Каждый туристский автобус мгновенно оказывается окружен китайцами, на разные голоса выкрикивающие "Гуччи! Рорекс! Пять дорраров" ("Gucci, Rorex, Five dorrar"). Некоторые любопытные смогли сторговаться за три. Мы не стали.




Я не знаю, что тут написано, уж простите. Пыталась найти в электронном словаре, но потерпела полное поражение.

В Пекине очень много людей ездит на велосипедах и мотороллерах. Говорят, еще лет восемь назад их было в разы больше, а сейчас все стараются купить себе машину.




Эти вот перчатки - фабричного производства. У очень многих такие. Мы сначала думали, что какая-то самоделка.

Много китайских фонариков.




Вид в чей-то двор.




Перекресток. Все участники, кроме того таксиста, находятся в движении. Таксист стоит почти посередине улицы.




Вообще в Китае машин много, и водят они очень плохо. В смысле, агрессивно. Как попало. Уступают друг другу по принципу тяжести: автобусы грузовикам, маршрутки автобусам, автомобили маршруткам, мотоциклисты автомобилям, велосипедисты мотоциклистам. Пешеходы уступают всем, независимо от цвета светофора. Кроме того, по тротуарам прямо в толпе людей носятся мотоциклисты и велосипедисты, неистово бибикая. Знак "односторонняя дорога" означает "обычно односторонняя". Пропустивший свой выход с хайвея автомобиль может спокойно развернуться и поехать по встречке обратно. Знак "мотоциклам и велосипедистам нельзя" обычно означает, что можно. Никто не пристегивается.

При этом - совершенно удивительно - за все девять дней мы не видели на дорогах ни одной помятой машины.

Конец первой пленки.



Путешествия, Фотография, Пекин, Китай

Previous post Next post
Up