Мифотворчество и экономика транспорта (кратко)

Feb 15, 2015 12:57

Кроме мифа о обязательной и несомненной убыточности пассажирских перевозок регулярно можно слышать тезис о безусловной прибыльности, а иногда и сверхприбыльности перевозок грузов. В том, что прибыль от грузовых перевозок имеет место быть, можно убедиться из предоставляемой ОАО РЖД отчетности. Хотя ни о каких сверхприбылях речи идти не может, чай не СССР и не Белоруссия.

Объясняется данный феномен наличием большой доли убыточных грузов (если рассматривать в среднем по сети): угля и руды. Данный факт вскользь освещён в исследованиях ИПЕМ.
Хотя с точки зрения хозяйства ничего особо страшного в этом нет. Если заглянуть в историю вопроса, то в период индустриализации перевозка не только упомянутых грузов имела ярко выраженную убыточность. В восстановительный период убыточность также имела место. Но в "более тучные" периоды отечественной истории рентабельность грузовых перевозок всё-таки была высокой.




Однако, есть принципиальное отличие от текущей ситуации. Тогда "сэкономленные" финансовые ресурсы целенаправленно направлялись на развитие собственного производства. Сейчас же "дешевизна" перевозок в значительной мере способствует "доступности" ресурсов для иностранных "партнеров" и конкурентноспособности экспортёров данных ресурсов на мировом рынке. Именно поэтому либеральные экономисты предпочитают помалкивать в тряпочку об убыточности грузов, зато постоянно напоминают о убыточности пассажирских перевозок.

Если посмотреть на основные инфраструктурные проекты, то, как правило, инвестирование производится в направления, по которым происходит перевозка кузбасского угля к морским портам. Убыточность наиболее дорогих из них, в частности Восточного полигона, и не скрывается. Т.е. данные "инвестиции" никогда не вернутся на транспорт. Но из "каждого утюга", разумеется, об этом не кричат и топ-блогеры об этом не напишут. Можно долго рассуждать о мультипликативном эффекте данных крупных проектов, как любят делать пропагандисты, например, с СуН или руксперта, но при отменах пассажирских поездов о такого рода эффектах сразу забывают. "Убыточен здесь и сейчас - под отмену".

В качестве вывода можно сформулировать так.

При обсуждениях корректно говорить, что в среднем на сегодняшний момент пассажирские перевозки убыточны, хотя есть и прибыльные сегменты деятельности, а грузовые в среднем прибыльны, несмотря на наличие убыточных сегментов деятельности. А вообще и пассажирские перевозки вполне могут быть прибыльными и грузовые убыточными.

В общем, надо смотреть более глубоко и более конкретно, а не заниматься демагогией.

Восточный полигон, история, экономика транспорта, железнодорожный транспорт, статистика, интернетовское

Previous post Next post
Up