Общим местом в наше время стали страдания по умирающей в наши годы массовой культуре, которая вот только двадцать пять лет тому назад цвела и пахла
( Read more... )
По-моему, в таких случаях в основном идёт сравнение на качества произведений (я сейчас только о художественных), а вкусов оценщиков. (И иногда ещё прибавляется отношение к личностям авторов). Что-то доказать по части "лучше - хуже" получается только при наличии у спорящих общих и равно значимых для них критериев качества. А их обычно бывает немного - и на "лучше - хуже" в итоге приходится куда меньшая доля, чем на "нравится - не нравится". Критериев же "таланта - бездарности" я вообще представить не в силах. Что до меня - для того, чтобы вещь мне нравилась, и даже очень, ей не обязательно быть хорошей по таким-то литературоведческим критериям (и наоборот, чтобы не нравилась, и притом весьма, - книге не требуется быть плохой). "Хорош" же или "плох" мой вкус, мне неважно, пока он меня устраивает, а ниги, отобранные с его помощью, доставляют удовольствие, интерес или пользу. А что по приведённому списку у нас вкусы где-то совпадают, где-то расходятся, - едва ли это о чём-то важном говорит...
" в таких случаях в основном идёт сравнение не качества произведений (я сейчас только о художественных), а вкусов оценщиков" Безусловно. Но речь в записи идет о сравнении неуловимого но и неисстребимого "уровня". А этот уровень в принципе можно прикинуть (хотя бы для себя) именно СПРВОЦИРОВАВ обсуждение-оценку творений по списку. И пока статистика говорит о том, что уровни 70/80-ых и 90/00-ых выходя как-минимум сравнимыми. Вы, кстати, и сами уронили белый камешек в чашу этой статистики: "по приведённому списку у нас вкусы где-то совпадают, где-то расходятся" :-)
Так сравнимость мне и в голову не пришло бы оспаривать - для меня и пьеса Кабуки с романом Толстого или детективом Донцовой сравнимы. (А вот с лирическим стихотворением, с научным исследованием или со скульптурой - уже в куда меньшей степени и по куда более ограниченному списку параметров. Из которых всё равно решающим окажется вкусовой
( ... )
Есть и обратный пример: У Головачёва в советское время было несколько интересных НФ книг (Реликт, Чёрный человек), а после -- всё однообразное как под штамповку.
Но в разных средах этот процесс идет с разным успехом. Стихи у Быкова бывают весьма хороши на мой вкус. Проза (за исключением, м. б., ЖЗЛ-овской биографии) слабовата.
Проблема 90-х в том, что печатать стали всех. И основной гемморой в этих развалах мусора найти жемчужину нормального произведения. В СССР большинство графоманов отсекали на старте, по этому создавалось впечатление общей добротности литературного фронта. Так что всегда есть плюсы и минусы))
Я периодически нахожу на даче какой-нибудь двухтомный роман из серии "Лауреаты Ленинской премии" - это чудовищно, там и пары страниц прочесть невозможно. Или сборник очерков о перековке заключенных в советских людей. Это феерическая дрянь, а какие были тиражи.
На мой взгляд, периоды выбраны совершенно произвольно. Куда правомочнее говорить о периодах развития искусства до 12.06.1990 и после (естественно, можно в безцензурный период подгрести и парочку лет до этой даты, когда катастройка уже во всю переходила в контрреволюционную реконкисту либералов). Подцензурное искусство в СССР на мой взгляд, существенно авантажнее выглядит, причём во всех абсолютно сферах, чем после отмены цензуры.
А сможете обосновать? Я не о точке перемены дат, естественно. Я об авантажности. Причем давайте оставаться именно в заданных рамках: жанровая худ. литература + русская медиевистика. Назовите имена и произведения 70/80-ых, которые я забыл -- ведь они обязательно должны быть, так как перечисленные пока не впечатляют. Посмотрим, обсудим.
Re: О, интересно!pan_tbdinskyAugust 9 2011, 09:06:19 UTC
В.Белов, Маканин, Фазиль Искандер, Булычев, Гланц - просто первое, что вспоминается. Если сидеть и вспоминать дольше - больше и вспомнится. С медиевистикой хуже - я плохо представляю, что это такое применительно к искусству, а не науке.
Comments 95
Что-то доказать по части "лучше - хуже" получается только при наличии у спорящих общих и равно значимых для них критериев качества. А их обычно бывает немного - и на "лучше - хуже" в итоге приходится куда меньшая доля, чем на "нравится - не нравится". Критериев же "таланта - бездарности" я вообще представить не в силах.
Что до меня - для того, чтобы вещь мне нравилась, и даже очень, ей не обязательно быть хорошей по таким-то литературоведческим критериям (и наоборот, чтобы не нравилась, и притом весьма, - книге не требуется быть плохой). "Хорош" же или "плох" мой вкус, мне неважно, пока он меня устраивает, а ниги, отобранные с его помощью, доставляют удовольствие, интерес или пользу.
А что по приведённому списку у нас вкусы где-то совпадают, где-то расходятся, - едва ли это о чём-то важном говорит...
Reply
Безусловно. Но речь в записи идет о сравнении неуловимого но и неисстребимого "уровня".
А этот уровень в принципе можно прикинуть (хотя бы для себя) именно СПРВОЦИРОВАВ обсуждение-оценку творений по списку.
И пока статистика говорит о том, что уровни 70/80-ых и 90/00-ых выходя как-минимум сравнимыми.
Вы, кстати, и сами уронили белый камешек в чашу этой статистики: "по приведённому списку у нас вкусы где-то совпадают, где-то расходятся" :-)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Стихи у Быкова бывают весьма хороши на мой вкус.
Проза (за исключением, м. б., ЖЗЛ-овской биографии) слабовата.
Reply
Reply
Reply
Что-нибудь добротное найти очень проблематично - не смотря на изрядный выбор на книжных развалах.
Reply
Или сборник очерков о перековке заключенных в советских людей.
Это феерическая дрянь, а какие были тиражи.
Reply
Reply
Я не о точке перемены дат, естественно. Я об авантажности.
Причем давайте оставаться именно в заданных рамках: жанровая худ. литература + русская медиевистика.
Назовите имена и произведения 70/80-ых, которые я забыл -- ведь они обязательно должны быть, так как перечисленные пока не впечатляют. Посмотрим, обсудим.
Reply
Reply
Это все равно, что в музыке вспомнить "Аквариум": он с 70-х годов до сих пор играет.
Reply
Leave a comment