Первое утро в Эдинбурге началось не с осмотра города, а с посещения Королевской яхты "Britannia". "Британия" была спущена на воду в 1953 году и служила Елизавете II и ее семье верой и правдой до 1997 года, когда она была превращена в музей.
Подойдя к нужному месту, интуитивно ищешь глазами корабль - но нет! Корабля не видно за зданием терминала, где нужно подняться на 5 этаж для покупки билетов и начала экспозиции. Здесь мы познакомились с сотрудником музея - русскоговорящим литовцем по имени Артем, который пожаловался на шотландскую погоду и поведал, что ездит греться в Европу. В здании терминала рассказывается об истории корабля, его команде, повседневной жизни и выдающихся гостях. "Британия" совершила 696 зарубежных и 272 внутренних визитов, пройдя за все время такое расстояние, как будто она 50 раз обогнула Землю по экватору. В том числе, на "Британии" Королева в первый раз посетила нашу страну в 1994 году, бросив якорь в Санкт-Петербурге.
Потом наконец корабль становится видно из окон, но он вплотную пришвартован к зданию терминала, поэтому нельзя обозреть его целиком: или нос, или корму.
Далее через здание терминала посетители попадают на верхнюю палубу корабля, который они осматривают с помощью аудиогида. Капитанскую рубку и припаркованный королевский автомобиль мне не удалось осмотреть как следует, потому что Варя бесилась и норовила либо упасть за борт, либо влезть, куда нельзя. Поэтому мой осмотр начался уже с внутреннего убранства на следующей палубе (маршрут идет сверху вниз, спуск - по лестнице или на лифте в терминале).
Королева стремилась, чтобы яхта стала не дворцом на воде, а своеобразным загородным домом, так что золотых унитазов здесь нет. Более того, даже
современные круизные лайнеры устроены более роскошно.
Королева и принц Филипп щепетильно следили за убранством яхты, сами подбирали мебель и предметы интерьера. У Королевы и ее мужа раздельные спальни и отдельные кабинеты, отделанные в соответствии со вкусами каждого из супругов.
Но мне более по душе гостевая спальня с общей кроватью, где провели свой медовый месяц Чарльз и принцесса Диана.
В королевской столовой, повидавшей немало глав государств, можно и сейчас заказать шикарный банкет - кухня на корабле работает. Ниши на стенах украшают подарки из разных диковинных стран, где побывала "Британия".
Но больше всего из интерьеров мне понравилась просторная, светлая и легкая гостиная. Здесь семья встречалась для вечернего отдыха, здесь играли на рояле и собирали пазлы. Королева изначально хотела настоящий камин, но по правилам безопасности в этом случае рядом всегда должен был находиться матрос с ведром воды. И тогда было решено заменить камин на электрический, зато сохранить приватность семейных встреч.
Примерно в это время Варя заснула, и экскурсия стала более спокойной для нас.
На следующей палубе были разные помещения для команды. На корабле соблюдалась строгая иерархия: у разных чинов были разные спальни и комнаты отдыха с непременным баром.
Спальни членов экипажа (кроме, разве что, отдельной комнаты капитана) нельзя назвать уютными. Кстати, во всех помещениях посетителей встречает мишка Тедди.
На "Британии" имелся врачебный кабинет, операционная и стационар на две койки. При желании весь корабль мог быть переоборудован в плавучий госпиталь, и в 1986 году ему довелось реализовать эту свою функцию: было эвакуировано более 1000 беженцев из г.Адена во время гражданской войны в Народной Демократической Республике Йемен.
Прачечная работала практически безостановочно: по протоколу каждый член экипажа должен был менять одежду до шести раз в день. Одежда членов королевской семьи и простых матросов стиралась в одной прачечной, но в разное время. Случались и курьезы: однажды из-за непредвиденной химической реакции стирка Королевы приобрела голубой оттенок, что немало озадачило одевальщицу ее Величества.
Королева любила плавать на "Британии" в небольшие семейные путешествия по островам Шотландии, высаживаясь в любой уединенной бухте. Правда, предварительно бухту осматривала охрана. Но в 1997 году правительство Великобритании решило, что судно пора списывать, а замены его не будет в силу дороговизны строительства и обслуживания. Так Королева осталась без корабля, но есть надежда, что найдутся частные инвесторы для строительства новой королевской яхты.
После осмотра сохранившегося в полной исправности машинного отделения мы сошли на берег и пообедали в здании терминала. Теперь наконец можно и взглянуть на Эдинбург.
Мы прошли мимо Парламентской площади, где состоялась наша первая ночная встреча с городом: здесь, большей частью под землей, находится вокзал, на который мы вчера приехали.
С западной стороны площади возвышалось нечто любопытное, оказавшееся памятником Вальтеру Скотту.
Далее мы пошли к Эдинбургскому замку. Почему-то в детстве, когда я видела этот замок на картинках энциклопедий, мне туда очень хотелось. Но при подходе к зданию стало совершенно очевидно, что на настоящий момент я видела замки и поинтересней, например, в
Дувре.
Кассир сказала, что на осмотр замка они рекомендуют заложить не менее двух часов, а до закрытия уже оставалось чуть меньше. Но мы все равно пошли, и, если честно, я не нашла там чего-то такого интересного, что бы можно было осматривать часами. Точнее, музей заинтересует тех, кто хоть что-то знает про историю Шотландии и шотландских королей. А когда Вам ни о чем не говорят ни события, ни имена, которым посвящены экспозиции, это наводит тоску.
Мне понравилось кладбище собак, которые в разное время несли караульную службу в замке.
Внутри, подобно
Тауэру, есть комната с королевскими регалиями, но шотландскими. Как можно предположить, шотландские сокровища еще беднее британских. Но фотографировать и их нельзя. Еще есть маленькая душная комнатка неправильной формы, где родился какой-то из шотландских королей. Поскольку король, как я уже говорила, мне неизвестен, то и условия его рождения меня мало взволновали. Из всех внутренних помещений взгляд зацепил только один красивый камин.
Так что мы как раз успели осмотреть замок до закрытия и немного прогулялись по историческим улицам.
У уже упомянутого памятника Вальтеру Скотту нам попался старый двухэтажный автобус. А вообще по Эдинбургу, как и по Лондону, ездят двухэтажные автобусы, но здесь они бордово-бежевого окраса.
По пути домой мы зашли в супермаркет, а Варя пока погуляла с бабушкой в сквере.
Кстати, это было 9 мая, но нигде никакого праздника не было заметно (в том числе вчера, хотя вроде бы европейцы отмечают День Победы 8 мая). Эх, завтра последний день поездки!