Утром
следующего дня мы пошли в сторону Тауэра. Наш путь пролегал через Собор Святого Павла, являющийся резиденцией епископа Лондона.
В соборе похоронен адмирал Нельсон, но мы не сочли нужным его проведывать за те 20 фунтов, которые стоит вход.
Вокруг просыпался оживленный деловой район Сити; офисный планктон толпами валил из метро, людишки суетливо сновали туда-сюда. Весь люд в Сити делится на два вида: люди в любой одежде, катящие за собой чемодан, и люди в деловых костюмах с рюкзаком за спиной. Оба вида людей для меня загадка. Куда идут эти толпы с чемоданами? Неужели это так часто встречаются туристы, только что приехавшие из аэропорта? Димин папа выдвинул версию, что в чемоданах клерки носят сменную одежду, чтобы ночевать на работе. А люди в костюмах с рюкзаками - это вообще отдельная тема. Мне не попадался ни один мужчина в классической одежде, у которого бы не было за спиной обычного пузатого рюкзака. Совпадение или это такой последний модный тренд? Что в рюкзаке? Бизнес-ланч? Спальный мешок, газовая горелка и котелок? Напишите мне, пожалуйста, те, кто в теме!
Наконец мы дошли до Тауэра. При покупке билетов пригодилась наблюдательность: маленькими буквами внизу прейскуранта было написано, что в билет включено пожертвование, от которого мы при желании можем отказаться. Мы пожелали отказаться и вошли в этот уголок Средневековья, обрамленный небоскребами Сити.
Тауэр назван так из-за Белой Башни, построенной в XI веке Вильгельмом Завоевателем. Его последователями были возведены другие башни, стены и ров, так что Тауэр стал неприступной крепостью.
Мы сразу пошли по крепостной стене, из которой открывались входы в башни с разными экспозициями.
Например, в башне, в которой жил Эдуард I, воссозданы интерьеры его эпохи.
Есть башня, где знаменитые узники Тауэра оставили свои надписи на стенах. Кстати, на территории самой крепости были казнены всего 5 человек в виде особой милости - менее счастливых казнили публично на Тауэрском холме. Как раз неподалеку от той башни Варе захотелось в туалет. С тех пор, как Варя научилась пользоваться горшком, она не признает подгузники в качестве решения туалетного вопроса. Пришлось для поездки приобрести складной дорожный горшок, и он оказался просто спасением. Конечно, мы старались сажать Варю на горшок в туалетах, но таковые не всегда есть под рукой. Среди самых примечательных мест Вариного сидения на горшке можно выделить телефонную будку в Сити, белые скалы Дувра и, собственно, коридор в Тауэре.
Мне больше всего понравилась экспозиция про Тауэрский зверинец. В Средневековье среди монархов было модно дарить друг другу живых зверей. В результате этого образовался целый зверинец со слоном, медведями, леопардами, тиграми, обезьянами и т.д. Звери свободно разгуливали по крепости и периодически нападали на людей, но в Средние века таким мелочам не особенно расстраивались. Потом зверей все-таки заточили в клетки и стали пускать зрителей, которые в качестве платы за вход брали с собой собаку или кошку на корм зверям - подумаешь, ерунда.
Если говорить о текущей фауне Тауэра, то, конечно, все знают про воронов, которым подрезали крылья, ибо согласно легенде, если вороны покинут Тауэр, в Англии случится несчастье (мало ли несчастий пережила старушка-Англия, чтобы до сих пор поддаваться суеверному страху?).
Не все вороны ведут себя с достоинством, соответствующим высокой миссии хранителей Англии.
А что же в самой Белой Башне? Там что-то вроде нашей московской Оружейной палаты. Всякие доспехи и оружие, которые лично мне совершенно не интересны. Разве что в виде представленных там игр типа "снаряди рыцаря в поход" и "выстрели из виртуального лука".
Мне больше всего понравился средневековый туалет. Подобные мы видели в
Жироне. Как можно догадаться, дыра просто ведет вниз, она свешивается со стены. Такие туалеты старались делать с тех сторон крепости, где менее людно. А еще лучше - со стороны потенциального врага!
Еще одно здание, находящееся на территории Тауэра - это королевская Сокровищница. Когда мы пришли утром, посетителей почти не было, и меня удивляло, зачем перед зданием лабиринты из барьеров. Но теперь народ стал подтягиваться, так что мы тоже решили не тормозить.
Перед входом в Сокровищницу нас досмотрели. Потом мы медленной вереницей потянулись мимо разных видео и фото на тему сокровищ британских монархов, и когда мы уже думали, что настоящих сокровищ нам не покажут, открылся вход в помещение с британскими королевскими регалиями. На самом деле, ничего сильно впечатляющего: пара скипетров-держав, несколько корон разных лет и на разные случаи жизни и скучные золотые наборы посуды. Если вы были в Алмазном фонде Московского кремля, то здесь вам не будет сильно интересно, особенно если придется выстоять очередь. А она к моменту нашего выхода из Сокровищницы увеличилась в разы, вышла за пределы барьеров и загнулась петлей. Так что такой лайфхак для посещения музеев в Лондоне: спать будете дома (на пенсии / в гробу), а в музеи надо приходить ровно к открытию!
Из Тауэра мы позвонили в нашу любимую курьерскую компанию, и там нам привычно сказали, что ничего по доставке точно сказать не могут, но если мы хотим вечером, то они постараются доставить вечером, ждите СМС. Потом мы покинули крепость и перешли на другую сторону по кишащему людьми мосту, который, вопреки моему заблуждению, называется не Лондонским, а Тауэрским. Лондонский мост находится немного подальше и выглядит менее узнаваемо. А еще Тауэрский мост разводной. Я об этом не задумывалась раньше, но тут мы случайно попали как раз на его развод.
На той стороне мы пообедали и пошли гулять вдоль реки. С реки хорошо виден Тауэр,
Сити, и вообще, тут интересно.
"Чайки жирные летают, просто жуть".
В Лондоне много мостов, и они все разные. Мы перешли обратно по Мосту Миллениум, который эпично обрушился в начале фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Еще мост знаменит тем, что после открытия обнаружилось, что он слишком шатается. Пришлось закрывать и укреплять.
В итоге мы снова оказались у Собора Святого Павла, круг замкнулся. И тут нам пришло очередное СМС о том, что через час будет доставлена наша коляска. Мы поторопились домой. И - вы не поверите - коляску действительно принесли! Мы не могли нарадоваться, предвкушая, что
завтра тяготы нашего семейного путешествия значительно облегчатся.