Проба пера

May 13, 2020 22:20

Здесь могло быть продолжение цикла "Космооперная галактика, сделай сам", если бы я оставил теорию без практики. Но так же нельзя, теория скучать будет. Сегодня практика завершилась. Я опубликовал рассказ "На перехват". В нем можно легко обнаружить некоторые концепции, которые я обсудил в предыдущих постах. Есть там и те, которые я собирался ( Read more... )

космос, фантастика, Моя проза

Leave a comment

vonstrang May 14 2020, 10:23:17 UTC
Космос огромен

Только по меркам нашего времени, когда Земля стала маленькой: можно за несколько часов махнуть на любой континент и в любой момент поболтать онлайн с абонентом оттуда. Но ещё лет сто-полтораста назад многонедельные путешествия и переписка с многочасовым или многодневным ожиданием ответа были в порядке вещей. Космооперный сеттинг возвращает нас к тому же порядку.

Энергия в космосе тоже есть, и он прозрачен

Тут дьявол в деталях, но экзорцизм потребует минимум отдельного поста.

Космос смертельно опасен. Это окружающая среда, которая убивает неосторожного путешественника сама по себе

Так же, как и земная. Обычная русская зима убьёт тебя за те же несколько часов, если поблизости нет отапливаемого помещения и ещё быстрее, если и с тёплой одеждой проблемы. Просто, к зиме мы привыкли, она у нас каждый год, даже если приходит внезапно, а космос это экзотика и фантастика, конечно же, он другой.

Reply

nik_pog May 14 2020, 13:45:26 UTC
Вот, для вас многонедельное - это долго. А для межпланетных путешествий многомесячное - это быстро. Многолетнее норма. Кларктех нужен, чтобы это свести хотя бы к многонедельным.

Экстремальные условия, конечно же, и на Земле встречаются. Иначе мы бы не понимали саму концепцию. Но не настолько экстремальные. Радиация вблизи звезды убивает за несколько часов даже в "отапливаемом" помещении, если только это не комнатка в глубине астероида. Сколько часов - зависит от того, что за звезда и насколько близко. Человеку, который остался в вакууме без "отапливаемого помещения и теплой одежды", жить несколько секунд.

>Тут дьявол в деталях, но экзорцизм потребует минимум отдельного поста.

Было бы интересно его почитать. Споров на эту тему много. Мне fortunatus скидывал статью про возможность обнаружения релятивистских снарядов. Кажется, принципы оттуда можно применить и к более привычным космическим кораблям.

Reply

vonstrang May 14 2020, 14:51:03 UTC
Многолетнее норма

Было время, когда путешествия по Земле длились годами.

Кларктех нужен, чтобы это свести хотя бы к многонедельным.

По условиям задачи он есть.

Но не настолько экстремальные

Принцип остаётся общим: без технических средств, образующих антропогенную среду обитания, человек не выживает. Вопрос лишь в самих технических средствах, т.е. их доступности, включая стоимостную.

Человеку, который остался в вакууме без "отапливаемого помещения и теплой одежды", жить несколько секунд

И здесь можно подобрать аналогии из уже известных земных и вполне бытовых реалий. Когда гибель становится вопросом нескольких секунд, т.е. шансы как изменить ситуацию самому, так и дождаться сторонней помощи сведены к околонулевой величине.

зависит от того, что за звезда и насколько близко

Зависит. После чего четвёртый пункт вступает в конфликт с третьим: да, много интересной движухи происходит вне землеподобных планет, но находиться рядом с большей её частью выходит накладно. В общем-то, как и на Земле: строить города в заполярье сложнее, ( ... )

Reply

nik_pog May 15 2020, 00:38:12 UTC
На самом деле, были варианты. Строго говоря, "конструкторы пузыря" не обязательны для сеттинга. По-настоящему хорошая идея - поместить червоточины над полюсами звезд. Это задает довольно высокие требования как по расстоянию, так и по энергии, как раз на пределе вообразимых сегодня двигателей. Но вместе с этим убирает необходимость в освоении внешних планет, где расстояния еще на порядок возрастают, а с энергией все очень плохо. Червоточин достаточно для сообщения между системами. Их можно было дополнить двигателями "реальных пацанов" и успокоиться на этом. "Пузыри" нужны по трем причинам ( ... )

Reply

vonstrang May 15 2020, 06:07:20 UTC
На самом деле, были варианты

Я понимаю.
Но "сжать время" до масштаба морских и сухопутных перевозк по Земле всё равно остаётся conditio sine qua non. Вопросами могут быть только сам масштаб, индустриальный или средневеково-античный, опеределяющий связность пространства сеттинга, и способ сжатия. Или увеличиваем скорость перемещения из пункта А в пункт Б, или сокращаем расстояние.

Reply

nik_pog May 15 2020, 14:13:39 UTC
Вы же сами говорили, что технология должна иметь применение поуже. Простое увеличение скорости за счет мощности двигателя - это простое увеличение энергии, которая сама по себе весьма универсальная штука. Перегон инерционной массы в гравитационную работает как движитель только в хорошем вакууме. В плохом вакууме это быстро сталкивается с тем, что сила сопротивления среды не зависит от массы тела, а зависит только от его скорости... и технология работает как кинетический барьер.

Reply

nik_pog May 15 2020, 14:36:35 UTC
А что касается масштаба, если корабль должен с Земли попасть в область над полюсом Солнца по максимально энергетически выгодной траектории, то это как "Улисс", добирается за 4 года с гравитационным маневром возле Юпитера. Сжав время в сто раз, получаем примерно две недели. Потом ему, скорее всего, нужно несколько раз делать полный виток вокруг другой звезды для захода в следующую червоточну. Мы еще мало знаем об экзопланетах, но пригодные для жизни есть далеко не во всех системах. В конце нужно раскручиваться в системе цели. Вот и получается, что коммерческий переход с такими технологиями будет многомесячным. И чтобы уменьшить число "много", цивилизация предпочитает оранжевые карлики желтым. Предпочла бы и красные, но возле них большие проблемы с пригодными для жизни планетами ( ... )

Reply

vonstrang May 15 2020, 17:34:18 UTC
Вы же сами говорили

Предлагаю перейти на "ты": так проще.

что технология должна иметь применение поуже

Да, и не отказываюсь. Предложенный в рассказе вариант вполне хороший. Сам я обдумывал уменьшить расстояния: или ужать всю песочницу до размеров лунной орбиты плюс-минус лапоть (по типу о'нейловского хай фронтира и его попсовой версии -- гандамов), или производить гиперпереход в околопланетном пространстве.

но пригодные для жизни есть далеко не во всех системах

Конечно.
Видимо, и червоточины не из всякой во всякую систему ведут. По этому поводу и по сказанному далее "цивилизация предпочитает оранжевые карлики желтым. Предпочла бы и красные, но" возникает вопрос: а по какой системе они вообще располагаются? Соединяют однотипные (плюс-минус лапоть) звёзды с однотипными? т.е. прокладывать курс от жёлтого карлика к жёлтому через один или несколько красных -- не получится?

Reply

nik_pog May 17 2020, 10:52:58 UTC
> Предлагаю перейти на "ты": так проще ( ... )

Reply

vonstrang May 17 2020, 12:12:34 UTC
а) Все ходы точно записаны, вообще все

Тут можно поиграть с настройками сеттинга в плане -- есть ли, кому писать, но в целом да. Оперативные и тактические ходы хорошо просматриваются и пишутся. С другой стороны, именно стратегические остаются за кулисами гиперперехода, так что стратегам есть, где развернуться. С третьей стороны, даже если ты видишь ход противника, можешь ли ты его парировать, и если да, то каков выбор вариантов.
В общем, я б не сказал, что стратегия и тактика сильно страдают. Приобретают специфическую форму да, но нам всё равно придётся облечь их в ту или иную форму, чтоб свести к минимуму непредсказуемое читерство.

б) Нет возможности перехватить противника вдали от населенных планет, а значит им при любом раскладе будет перепадать гостинцев

Важнее, что главные бои будут разворачиваться на земле, а не в космосе. Т.е. фокус сюжета начинает смещаться от флота к армии. А дальше вопрос, насколько это приемлемо. Мешают ли нам солдатики играть в кораблики, и если да, то насколько.

Космос порождает только один класс ( ... )

Reply

nik_pog May 18 2020, 19:15:44 UTC
> Важнее, что главные бои будут разворачиваться на земле, а не в космосе ( ... )

Reply

vonstrang May 18 2020, 19:47:52 UTC
Ну как сказать

Так и сказать: если есть возможность не пустить противника к планете, ей будут пользоваться все и регулярно. Иногда неудачно, но общего принципа это не меняет: основные военные действия проходят в космосе.
Если вместо возможности только шанс, основные военные действия смещаются вниз на землю. Иногда удаётся перехватить врага на подходе, но именно что иногда и удаётся, т.е. зависит не столько от принимаемых стратегами и тактиками решений, сколько от стечения недетерминируемых обстоятельств.

Разбомбить заводы, занять территорию и т.п. это тактические, в лучшем случае -- оперативно-тактические задачи. Война в целом к решению их сведена быть не может.

Учитывая, что в космосе большинство территорий имеет ценность исключительно как ресурс для колонизации
...серьёзные космические войны будут идти вокруг уже колонизированного меньшинства. Где сосредоточены население, промышленность, добыча сырья и т.д. Как непосредственно, так и опосредованно, т.е. на соединяющих эти территории коммуникациях.

У врага нет ничего, что ( ... )

Reply

nik_pog May 18 2020, 20:21:17 UTC
Это работало на Земле, где ресурсы уникальные и ограниченные. В космосе проблема как с уникальностью, так и с ограниченностью. Да, в радиусе 50 световых лет потенциально есть 3,5 "вторых Земли". Но одной единственной хватит на сотни лет освоения. Опять же, стоимость вывода на орбиту является как бы не половиной стоимости путешествия куда угодно, так что, даже транспортная доступность уникальным ресурсом не является. Отсюда и делается вывод, что "ценность исключительно как ресурс для колонизации". И войн как мы их знаем по ХХ веку не будет. Вместо них будут войны какими они были в эпоху викингов, но с поправкой на уровень технологий. Набигать, грабить, отрубать грабителю набигалку, селиться на новом месте со словами "мы теперь ваша крыша", вырезать чужих поселенцев... но никаких аннексий при этом, только контрибуции и реорганизация местного самоуправления. И войны, какие они есть прямо сейчас - прокси-войны на территории третьих стран за установление нужного правительства. Все это очень не симметричные войны, когда сильнейший ( ... )

Reply


Leave a comment

Up