Код Украина. Часть 2. о Малороссии. Гл.1. Общие сведения

Feb 07, 2017 13:29

[Содержание]Содержание (по мере публикации новых частей, будут появляться новые ссылки):

Часть I. Как появились украины и что означалиЧасть II. О МалороссииЧасть III. Имя «Украина». Продолжение истории

Ю. Зорькин - Вязниковский
Часть II. О Малороссии

Вступление ко второй части

Своё источниковедческое исследование происхождения имени «Украина» мы провели с привлечением отдельных материалов нескольких подобных, произведенных профессиональными и, самое главное авторитетными польскими историками, которые были взяты за основу, за стержень. Это позволило решить несколько задач и посмотреть под иным углом зрения на место имени «Украина» в истории «Всея Руси».

Во-первых, привлекая поляков в изображении исторической картины в Речи Посполитой, в которой рождалось имя нашей «Украины» мы избегли цитирования многочисленных польских документов XVI-XVII столетий используемых польскими историками, но в собственном исследовании привлекали их комментарии. Таким образом появилась новая возможность познакомиться с другими важными сторонами процесса рождения имени «Украина» актуальными в современных условиях и познакомиться с малоизвестными его участниками и обстоятельствами.

Во-вторых, польские исследования по этому вопросу содействуют в установлении не этимологического, но исторического источника - простого русского названия «украина», трансформация которого в 70-е годы XVII столетия в среднем Поднепровье привела к возникновению в польском обществе Речи Посполитой имени «Украина».


В-третьих, сделать вывод об отказе населения части земель в среднем Поднепровье от имени «Украина» в середине XVII века без указания на то польских профессионалов просто невозможно. Такое нам и в голову прийти не могло. Потому что не мы (русские, руские, руськие) первыми внедряли на польской территории наше обыкновенное название «украина» с целью именования нескольких польских воеводств по важным для поляков признакам. Это им, полякам, обидно, что все то «доброе» что они делали для «народа днепрового» частью этого народа на определенном этапе было отвергнуто.

Вывод историка Ю. Бартошевича о судьбе возникшего в Польше имени «Украина»  на неподконтрольных полякам территориях достаточно неожиданный. Отказ населения левобережья (условно) Днепра от имени которое начинают использовать соплеменники на правобережье заслуживает того чтобы поинтересоваться чем все-таки было название «Малороссия» для «отказников» в XVII столетии. Имейте в виду, что Бартошевич говорит от лица поляков, и он один из немногих поляков который всего лишь два раза упомянул о «Малой Руси». К стати, нигде в польской исторической литературе вы не найдете имени «Малороссия», ни один поляк его не употребит. Это имя в Польше всегда табу, запрещено. Поэтому населению Польши, живущему перед Днепром для именования земель за Днепром имя «Украина» всегда заменяло имя «Малороссия». Чем-то имя «Малороссия» для Поляка было особенным.

В любом случае чтобы понять Бартошевича надо понять значение имени «Малороссия».

Интересующее нас понятие «Малороссии» Википедия определяет следующим образом:

«Малая Русь, Малая Россия, Малороссия - историческое название ряда регионов на территории восточной Европы, преимущественно современной Украины Появилось в начале XIV как византийское церковно-административное определение Галицко - Волынского княжества. С XVI века название всех русских земель в составе Речи Посполитой. С XVII века Малороссия - одно из официальных названий Гетманщины. В дальнейшем использовалось для обозначения исторического региона Российской Империи и Малороссийской губернии. После Октябрьской революции термин оказался фактически под запретом».

А что такое Гетманщина? Откровенно говоря, чистая «совдепия».
1.2 Общие сведения

О появлении названии «Малая Русь» в русских землях историки говорят, следующее.

В начале XIV столетия Юрий I, внук князя Даниила, владельца Галича взял дедовский титул «король Руси», но в истории ничем его не подтвердил - его отец Лев I еще раньше потерял Подолию, которая с конца XIII в. попала под власть татар. В свою очередь внук Юрия I, князь Юрий II (последний потомок князя Даниила) почти растерял оставшееся наследство. К 1327 году он владел только землей Львовской и частью Волыни. По утверждениям историков именно в его грамоте впервые употреблено титулование ”natus Dux Russia Minoris” - «урожденный князь Малой Руси». Эти земли известны под летописным названием Галичина, которая в то время являлась средоточием важных православных центров в южной Руси.

Спустя почти триста лет забвения это название возродилось и под именем «Малороссия» охватило край Волынь, обширные области в сторону Гродно, и дальше на север, окрестности Полоцка в сегодняшней Белоруссии, а также восточнее, Смоленска в РФ. Такие края как Украина и Подолия также включались в неё. Почему столь далекие от Галичины области именовались «Малороссией»? В чем причина такого распространения? Какое отношение эти области имеют к Юрию II? Каково правило, по которому та или иная земля подпадала под название Малороссия? Необходимо прояснить внутреннее содержание этого понятия, а по возможности время и обстоятельства его возрождения.

Общая картина в свете интересующего нас вопроса на землях бывшей южной Руси[1] к XVII ст. в исторической литературе хорошо освещена и была следующей.

Для русских земель в составе Великого Княжества Литовского развитие к 1569 году было благоприятным:

- почти сто лет как были аннулированы решения Городельского сейма 1413 года по которому православные в Польско-Литовском союзе (конфедерации) были поражены в конфессиональных правах и в Литве снова существовало конфессиональное равноправие;

- в силу запрета полякам (как светским, так и духовным) находиться в Литовском княжестве, в Литве отсутствовала латинская пропаганда и, как следствие, отсутствовала полонизация населения и русского языка;

- два века простой русский и литовский народ жили своей «древней Русской и Литовской жизнью», которой не касались перемены в высоких сословиях Литовского княжества;

- рабство отсутствовало[2], а русско-литовское крестьянство имело свое самоуправление.

Все сразу изменилось после заключения Люблинской унии в 1569 году, с образованием Речи Посполитой - федерации Королевства Польша и Литвы. Границы перестали существовать и польские паны и ксендзы заполонили Литовское княжество. Вместе с польским шляхетством в Литву было принесено и польское рабство народа - польское состояние «хлопа».

Началась латинизация всех слоев русского населения Великого княжества Литовского. Что означало для русского смена вероисповедания? Даже при сохранении внешней стороны, обрядовости новой религии это означало бы изменение исторической памяти народа, столь важной на Руси, смену культуры, традиций и обычаев. Это означило бы смену «культурного кода».

На Русских землях в Речи Посполитой этот процесс возглавил орден Иезуитов, который появился в Польском королевстве всего лишь за пять лет до Люблинской унии, в 1564 году. Работы служителям ордена хватало. Вот что писал секретарь генерала ордена Иезуитов (Общества Иисуса) известный Антонио Поссевино [3]:

"В Руси (Russia), Подолии, Волыни, Литве и Самогитии, в областях, присоединенных к короне Польской, жители, хотя и состоят подданными католиков, упорно привязаны к Греческой схизме (т. е. православию). Сенат и, прежде всего король, который относится подозрительно к их вере, - желает, чтобы они сделались католиками (cupit eos catholicos fieri); вследствии схизмы жители уличены в тяготении к Москвитянам; они публично молятся о даровании Москвитянам победы над Полякам»[4] [1].



Рисунок 1. Антонио Поссевино (1534-1611)

Средство и правило для устранения препятствий расширению католического мира на Руси были известно давно. Еще в 1502 году папа Римский в отношении крещения в католичество дочери московского князя Василия III польской королевы Елены, являвшейся женой Александра Ягеллончика заявил, что

«не есть потреба, не только саму её королевскую милость, але и всю Русь заново крестить: лишь бы приняли послушание апостольскому столу по Флорен(тий)скому собору, а жить (могут) в обычае Греческом, а попы греческие должны быть в послушничестве» [2].

В отношении православия у католиков давно «чесались руки».

Это руководство по уничтожению отеческой веры Русской народности под надуманными обвинениями православных иерархов реализовалось почти через сто лет учреждением на русских землях Речи Посполитой новой церкви с почти православной обрядовостью - Унии (духовном соединении, союзе, «любви» как говорили поляки) Западной и Восточной церквей Речи Посполитой. Организационно это оформилось в субботу 9 октября 1596 года на церковном соборе в Бресте. Тогда была образована «Уния святого костела Римского» или «униатская Церковь». Иначе её ещё называли католической церковью восточного обряда, а сегодня Украинской греко-католической церковью. Союз в Бресте положил конец действующему дотоле в Литовском княжестве, а потом и в польской Республике свободному пользованию конституционным правом общественного и религиозного самоопределения. Давление на Православие и курс на распространение Унии стали государственной программой в Речи Посполитой. Её реализация делало Православие на русских землях маргинальным. А борьба православных с этой государственной программой Польши считалась политическим бунтом.

«Под раздачу» также попали литовцы еретики - протестанты (те крестившись первоначально в католицизм умудрились перейти в протестанты), которые стали естественными союзниками русских в противостоянии с поляками



Рисунок 2.Католический проповедник (казнодей, пол.) Петр Скарга (1536-1612)

Декларация собора утверждала, что православные послы в Бресте признали главенство Папы и дали клятву на верность римскому духовному престолу, т. е. приняли латинскую догматику. Противники унии православные архимандриты и протопопы были обвинены в «схизме», отлучены и на их место были назначены бывшие православные - униаты (тогда говорили униты). Важность успешного проведения Брестского собора для польского короля подчеркивалась прибытием на него королевским послом придворного проповедника польского короля Сигизмунда III иезуита Петра Скарги. Заслуги Петра Скарги перед Польшей выразил в 1936 году кардинал Александр Каковски: «Кем был святой Павел для варваров, тем же ксёндз Скарга был для Поляков».

По сути дела церковная уния 1596 года уничтожила исконные вольности православия в русских землях и стала мешать свободе православного богослужения по древним русским обычаям.

Медаль в честь Брестской унии. Папа Климент VIII благославляет послов - русских епископов. Латинская надпись: «К возвращению русских».



В таких условиях в православном сообществе Речи Посполитой вполне мог появиться запрос на новые слова, имеющие для русских людей характер символов укрепляющих их духовный стержень. Полем их применения могла быть православная проповедь или общественно значимая полемика, а смысловой функцией являлось указание на оберегание своих корней, на верность исконной русской вере - православию. Только так тогда можно было не позволить ослабить чувство православия и Русской народности, побудить к сохранению того главного что определяло народность. Всегда на Руси русский человек на вопрос: «Ты кто?» отвечал: «Православный». При ином ответе было ясно, что отвечающий не русский человек, не Русь.

Ко Второй главе Второй части

Малороссия, История, Украина

Previous post Next post
Up