Битва за войну и московские шашлыки

Oct 09, 2009 10:57

Базовые события уже общеизвестны. Была в Москве шашлычная "Антисоветская", и "ветераны", поддержанные правительством потребовали эту вывеску снять. Декабристы разбудили Герцена Юзер podrabinek отреагировал резкой статьей протеста "Как антисоветчик - антисоветчику" в ЕЖе. И началась будничная российская пятиминутка ненависти с травлей и пикетами уже лично Подрабинека. Непосредственные впечатления: резковатая статья, но ничего особенного. Вольтерианство: свобода слова; из этих же соображений организованная травля Нашими противна. Оказалась эта история очень хорошим пободом для некоторых наблюдений. О них и речь.

1. Направлена эта пятиминутка ненависти, не на группу, скажем, против грузин или кавказцев, а против одного еще живого человека за  его статью.  Из глубины памяти всплывает ассоциация с "Не могу поступиться принципами" Н. Андреевой, написанной в разгар перестройки. Статьи как Андреевой, так и Подрабинека - высказывание точки зрения, кот. еще недавно была вроде почти общепринятой (К. Рогов: как в "Архипелаге", Соколов: не вполне), но вдруг оказывается неприемлемым анахронизмом, и именно эти кампании против - это и призваны продемонстрировать и зафиксировать. В случае Андреевой - либералы открещивались от коммунистов, а ныне - путинисты от либералов. Успех подобной кампании - осознание пишущей публикой, что говорить "так" больше нельзя, неполиткорректно. Не очень пока ясно в случае Подрабинека - завершилась ли эта кампания быстрым победоносным успехом, или отозвана ли сверху - была пробным шаром. Похоже, пока либералы отстояли какие-то позиции.

2. Призрак фашизма бродит по России. Точкой отсчета тут можно выбрать пост М. Соломатина mike67 , рассматривающего фашизм как подмену реальной памяти мифом, пересоздание нации заново, начинающееся со светлой идеи. Замечу, что либералы, путинцы-неосоветчики и темная тень фашизма находятся в России в странноватой триангуляции. Либералы видят параллели с фашизмом в огранизованных  массовых действиях и стиле нашистов; взаимно те попрекают либералов параллелями с историческим фашизмом в развале страны и разрушении традиционных ценностей. Обе стороны активно пользуются антифашистской лексикой, и разоблачают антифашистскую риторику противника, как лицемерную.  Тот же треугольник что и предвоенная трехполярная Европа.  Продолжительные дебаты в подобных категориях рискуют тривиализировать фашизм; упорная борьба за мантию лучшего анифашиста может закончиться его победой. Заклинание "мы - антифашисты", как в утренней молитве, стоит барьером на пути скатывания нашистов-путинистов и страны к фашизму. Снятие табу с воевших против советских воиск, пафос Подрабинека, подобно перепиливанию того самого сука; разрушение этой препоны может лишь способствовать ускоренной фашизации.

3. Что приводит нас к войне и современному отношению к ней.
а) Для начала тривиально: для еврея разница между армиями видится сквозь призму Освенцима. При этом массовая поддержка еврейской интеллигенцией Подрабинека нормальна: еврей в диаспоре прежде всего либерал в стране проживания (см. Podhoretz).
б) Кононенко рассматривает отношение к войне как основу современной российской государственности, что спорно, а юзер
taki_net , развивает эту мысль: так вот сюда и бить надо. Как выше, видится мне этот про-анти-советский военный ревизионизм занятием опасным, и собственно для перспектив либерализма - в первую очередь. Повстанцы за важные местные интересы во время второй мировой были в разных местах: против Союза, против англичан итп. Но те, кто ради местных интересов выбрали путь сотрудничества с немцами, имеют полное право быть этой гирей утянуты на дно истории без лишних крокодиловых слез.
в) Интересна также явная параллель между осуждением mike67 "Главное - сама концепция рождения Славы Государства из Смерти" в России и недавней анти-Яд-Вашемовской позиции herr_und_knecht и
alek_epstein в Израиле. Т.е. в одном случае критикуется пафос Победы, а в другом - Трагедии. Меня вполне устраивает продление исторической памяти само по себе, но, впрочем, сложнее - с мифологизируемой эксклюзивностью. По мере того, как участникиов и свидетелей остается все меньше, такое напоминание, видимо, диктует повышенную интенсивность культа. Однако альтернатива - радикальный разрыв с недавним прошлым - также несет лишь мифы. Любопытно, не различаются ли народы, как люди, способом переживания смерти?

(часть ссылок via
taki_net , otkaznik , ksonin, shusharin )

история, жд-дебаты, война, политика, израиль, злободняк, россия

Previous post Next post
Up