Бемидбар. Гора, которая всегда с тобой.

May 27, 2014 17:55

AND THE LORD SPOKE UNTO MOSES IN THE WILDERNESS OF SINAI (Num. I:1).

На египетском полуострове Синае есть монастырь Св. Екатерины, где желающим покажут тот самый куст неопалимой купины. Неподалеку туристам предлагается оседлать верблюда, или пешком, и подняться на вершину той самой горы. Злые языки, правда, скептически утверждают, что это фейк, ( Read more... )

иудаизм, глава

Leave a comment

nedosionist May 30 2014, 03:12:31 UTC
Оппозиция гора-пустошь выглядит нынче вроде бы естественнo; но скорее всего она не предполагается. Оппозиция горе - это не пустошь, а бездна (см. цит. 1:1).

Хазаль же подчеркивают синонимичность пустоши и горы Синай зеркальной полисинонимией (Шабат 89): For R. Hisda and Rabbah the son of R. Huna both said, What is [the meaning of] Mount Sinai? The mountain whereon there descended hostility [sin'ah ] toward idolaters. And thus R. Jose son of R. Hanina said: It has five names: The Wilderness of Zin, [meaning] that Israel were given commandments there; the Wilderness of Kadesh, where the Israelites were sanctified [kadosh], the Wilderness of Kedemoth, because a priority [kedumah] was conferred there; the Wilderness of Paran, because Israel was fruitful [paru] and multiplied there; and the Wilderness of Sinai, because hostility toward idolaters descended thereon. Whilst what was its [real] name? its name was Horeb.

если гора Синай - Откровение, то под пустошью (wilderness, мидбар) ... стандартный перевод пустыня IMHO ближе к делуВ ( ... )

Reply

nedosionist June 9 2014, 16:39:06 UTC
А почему собственно в женском роде (шла, а не шел?)?

Альтернативный смысл "засеянной" и "распаханной" (как в Мика 3:12) мне пока не ясен, помошь приветствуется. :)

Reply

mishabrook June 11 2014, 21:01:40 UTC
Потому что народ Израиля в отношениях с Творцом всегда выступает в роли женского начала. Творец дает, а мы получаем и отражаем.

Девственная, незасеянная - лишенная собственной сущности, белый лист, "что посеешь, то и пожнешь", не привносящая ничего своего.
К слову, Талмуд ассоциирует женщину с почвой: "Эстер - почва мира" (Санхедрин 74б) и Раши там.

Reply

IMHO brotherinlaw June 3 2014, 03:53:36 UTC
The main problem of post-prophetic Sages was: how to proclaim God's truth without being God's Prophets? The one way was analytical scholarship. The validity of scholarship was sanctioned and justified by the Creator from the days of creation. Other ways included quasi-etymological and other verbal games. (There were rules of the game, of course.) This way was scholarly invalid but justified, too - by tradition (i. e. from Sinai); and we are beneficiaries of its fruits. But, like Prophets, this too passed. Tradition remains but the only method of its study is now scholarship, though in a broad sense - something as valid with us as it was with Adam or Moses. Torah studies by verbal games are as irrelevant in MODERN times as writing Greek tragedies is (attempts has been made, and Greek tragedies thus written, but only to qualify for "a nice try," at best).

Reply

Re: IMHO nedosionist June 3 2014, 04:51:43 UTC
Following Aryeh Kaplan I sometimes call this approach "verbal archeology". :)

Reply

brotherinlaw June 3 2014, 04:44:29 UTC
If you would very generously excuse me for this general/personal comment let me sum up my humble view on this and some other posts: I see great faith and great scholarly potential but the one is not yet married to the other. (And in modern Jewish marriage the long gap between betrothal and wedding has vanished - shouldn't we keep up with it;)

Reply

nedosionist June 3 2014, 17:02:49 UTC
Спасибо на добром слове; да, я не волшебник, я только учусь. :)

Reply

brotherinlaw June 5 2014, 20:09:55 UTC
Thank you for thanks. But sorry, niceties were not exactly what I tried to say.

Reply

nedosionist June 5 2014, 20:19:14 UTC
I know. :)

Reply

mishabrook June 5 2014, 21:56:29 UTC
Надо ли доказывать, что Иерусалим, о котором речь, находится на той же самой горе?

Видишь ли, есть принципиальная разница между Торой с Синая и Торой с Сиона ("Ибо из Сиона выйдет Тора и слово Г-да из Иерусалима").
Тора с Синая - есть Тора галутная в отличие от Торы с Сиона.
Причем, я не имею в виду географию.
Рав Лурия утверждает, что везде, где употреблено "анохи", - это галутное проявление Творца. А где "ани" - соотв-но, "геульное".
Например, "Я (анохи) Г-дь Б-г твой, выведший тебя из Египта".
Или:
"И не клянитесь именем Моим ложно,и осквернил ты имя Вс-сильного твоего, Я (ани) - Г-дь" (Ваикра 19:12).

Reply

nedosionist June 9 2014, 18:04:05 UTC
Анохи/Ани - это интересно. Вот есть какое-то жж-обсуждение, хотя мало что дает, вот (с. 30-31) похожее любопытное изложение подхода Ибицера.

Сион - в Йома 54б разъясняется путем идентификации с Эвен-а-Штийя.

В такой трактовке, идея, что Тора с мидбар-Синай соответствует Анохи, а Тора с Сиона/Штийя - Ани, и выше, - выглядит вполне уместно. В конечном итоге, однако, это одна Тора.

Галут/геулу я бы не стал сюда примешивать, это лишь запутывает. По нынешним временам, мидбар - это очень даже геула.

Reply

mishabrook June 11 2014, 21:37:15 UTC
В качестве первой ассоциации:
Сион-Краеугольный камень мироздания -
Сион (Цион) означает "отметка", отмеченное место.
Эвен а-Штия по предположениям - это метеорит. Т.е. иная порода, нежели всё в Израиле. Этот камень выделяется на фоне всего остального.
"И было на 3-й день, и поднял Авраам глаза и увидел это место издалека". По пшату должно было быть нечто, привлекающее внимание. (Мидраш говорит об облаке над Горой.)
В переносном смысле тоже вполне подходит.

*В конечном итоге, однако, это одна Тора.* -
Да, но понимание разное.
Если учесть, что до прихода Машиаха галаха по беит Гиллель, а после - по б. Шаммай, то можно предположить, в чем разница между Торой Галута и Геулы: служение из страха в противоположность служению из любви.
До сих пор звучит словосочетание "рабы Вс-вышнего". Когда-нибудь дорастем до партнерства: "Святы будьте, ибо свят Я (Ани)".
А когда выводят рабов из Египта, то Анохи.
(В этом смысле Галут и Геула ничего не запутывают.)

Reply

ЭШ nedosionist June 12 2014, 16:11:43 UTC
Версия о метеорите очень милая в своей наукообразной нелепости. Откуда такое? Вот КАК метеорит может быть краеугольным камнем мироздания? Если не лень, распиши подробнее такое рассуждение, это может быть полезно для деконструкции мифологии.

Гемара на такое возражает в форме "разве Моше (Авраам) был геологом (астрономом)?"

нечто, привлекающее внимание
Именно. И на что направлено его внимание? Авраам искал метеориты? Давай мы не будет фокусироваться на булыжниках в Золотом Куполе!

это место - здесь.
Имхо, в 22:4 буквальный смысл - фантомный/ничтожный.

Но мне неясно, как ты привязываешь 22:4 (тык) к ЭШ?

Мидраш говорит об облаке над Горой
Не совсем. Мидраш говорит об Облаке над Горой.

Этот камень выделяется на фоне всего остального.
Именно так. Почему этот камень отличается от всех других камней?

Reply

Re: ЭШ mishabrook June 12 2014, 20:15:36 UTC
Метеорит не имеет отношения к Гемаре. Я же написал, в каком смысле я привел это мнение геологов: иная порода, чем всё вокруг.

Золотого купола там тогда, к счастью, еще не было ;)

Еще раз - наличие сода никак не может и не должно противоречить наличию пшата.
По пшату Авраам идет с юга на север в землю Мория, по направлению к "одной из гор", которая ему будет указана. На третий день пути он издалека обращает внимание на особое место, которое невозможно спутать ни с каким другим.

Мидраш-таки говорит об Облаке над Горой, как ты верно заметил. И это совершенно однозначный смысл мидраша на слова: which I will tell thee of. Но мидраша, а не пшата.

Гемара не занимается пшатом. Это не ее амплуа. Но в разговоре о Ционе, т.е. особо отмеченном месте, упоминание пшата вполне уместно и никак не противоречит духовному смыслу Сиона, а лишь усиливает его.

Но мне неясно, как ты привязываешь 22:4 (тык) к ЭШ?Это не я привязываю, а мидраш. У самаритян жертвоприношение Ицхака происходит на горе Гризим ( ... )

Reply

Re: ЭШ nedosionist June 13 2014, 01:58:46 UTC
в землю Мория - AND GET THEE INTO THE LAND OF MORIAH ... Similarly, the word debir; R. Hiyya and R. Jannai discussed this. One said: The place whence [God's] speech (dibbur) went forth to the world; while the other explained it: The place whence retribution (deber) goes forth to the world.) (МР 55:7). Это очередное подтверждение обсуждаемого: Мория, в первом приближении, это то же, что и мидбар, и Синай.

связывает это место с сотворением Адама, убийством Авеля и Храмом. Т.е. это место, на котором зиждется мир
На мое нынешнее понимание, это все совершенно уместные ассоциации.

на котором зиждется мир
О сотворении мира я писал в " Декалог". Доассоциируй к этому подходящий Камень. Ты уже знаешь, о чем идет речь. :)

Этот же мидраш (насколько я помню) связывает
Что-то я этого не нахожу.

Reply

Re: ЭШ nedosionist June 13 2014, 02:10:04 UTC
Можно сказать так: Если интерпретировать смысл снизу, то известно, где Иерусалим, там же сион, храмовая гора, на ней ЭШ. Если же интерпретировать смысл сверху, то можно понять, что такое ЭШ, и из этого следует (приблизительно) Сион, Иерусалим, ну и Храмовая Гора, как обсуждается.

Околонаучные интерпретации здесь уместны лишь для исключения смысла. Геологи идут снизу, они приходят, куда указывает буквалистская традиция, и ищут ей подтверждения.

Reply


Leave a comment

Up