ПЛБ ТОФ: обзор

Oct 12, 2020 01:30


.
"В рамках тактического учения две подводные лодки ТОФ решали задачи по поиску и атаке подлодки условного противника. Одна из дизельных лодок скрытно вошла в назначенный район, обнаружила субмарину "противника" и с выгодной позиции атаковала её, условно применив торпедное оружие. В свою очередь, атакованная субмарина выполнила манёвр уклонения и осуществила отрыв от преследования с постановкой помех и ложных целей. Затем атакующая и атаковавшая подводные лодки поменялись ролями" (ссылка 1) − подобным образом, напоминающим публикации "Красной звезды" советского периода, стало принято освещать боевую подготовку неатомных подводных сил Тихоокеанского флота. О каких именно из шести ПЛ идёт речь, можно только догадываться.


ПЛБ ТОФ, бухта Улисс, 12.04.2018 (фото lt.cjdby.net, Китай)



1. Б-187 "Комсомольск-на-Амуре" (зав. № 473) − единственная ПЛБ ТОФ, боеготовность которой не вызывает сомнений. С 2003 года (ссылка 2) находилась в ожидании ремонта в Амурском СЗ. В начале 2015 г. "пошло финансирование" (ссылка 3), и за два года лодку отремонтировали, выполнив отдельные модернизационные работы и прогарантировав как минимум 10 лет дальнейшей службы. ОМР заключались в цифровизации систем управления, установке нового РТВ и средств связи (ссылка 4). С 27 января 2017 г., когда ПЛБ передали флоту, она исполняет обязанности визитной карточки неатомных подводных сил ТОФ. Б-187 ходила на учения в Китай, её предъявляют делегациям ВМС и военных атташе иностранных государств, она является неизменным участником парадов в День ВМФ во Владивостоке, а имя её командира (капитана 3 ранга А. Ланских) не сходит со страниц флотской прессы.

2. Б-494 "Усть-Большерецк" (зав. № 472) − вторая лодка, претендующая на статус боеготовой (в сообщении в начале записи, скорее всего, говорится о Б-187 и Б-494). Со 2 апреля 2016 г. по 20 апреля 2017 г. прошла доковый ремонт в ЦС "Дальзавод" ( ссылка 5, ссылка 6). По данным Минобороны (как это ни странно), в июне 2019 г. дважды обеспечивала учения КПУГ. В июле принимала участие в динамической части парада в День ВМФ (источник: Морской сборник №9/2019; ранее считалось, что это была Б-464 "Усть-Камчатск"). В марте-мае с.г. планировалась закупка лакокрасочных материалов для докового ремонта ПЛБ (план закупок Дальзавода на 2020 г., п. 359 − ссылка 7). Хорошо видно, что межремонтный срок, прошедший с предыдущего докования соответствует практикуемым для ПЛ 3-3,5 годам.

3. Б-394 "Нурлат"? (зав. № 470) − с большой вероятностью, также поддерживается в боеготовом состоянии. Судя по всему, в 2015-2016 гг. прошла доковый ремонт в Дальзаводе ( ссылка 8). 26 ноября 2018 г. была замечена на ходу в открытом море (ссылка 9), а в 2019 г. − в парадной линии (на бочках) в День ВМФ. Б-394 и зав. № 470 фигурируют в планах закупок ЦСД как на 2019, так и на 2020 гг. В этом году  − "сервисное обслуживание и ремонт комплексов, систем и оборудования" (п. 385 по ссылке 7, срок исполнения 05.2020), в прошлом − то же, но более конкретно: "замена перископа [зенитного командирского] ПЗКГ-11 №1" (ссылка 10, п. 342).

4. Б-464 "Усть-Камчатск" (зав. № 471) − техническое состояние, скорее всего, удовлетворительное. Последний официально озвученный факт проявления учебно-боевой активности имел место в 2018 г., по итогам которого лодка получила приз главкома ВМФ за минные постановки (ссылка 11). В 2019 г., судя по опубликованной схеме, должна была участвовать в параде в День Флота (ссылка 12), но вместо неё был задействован "Усть-Большерецк". Закупки по Б-464, как и в случае с "Нурлатом", включены в планы Дальзавода на 2019 и 2020 гг. Это проектное сопровождение эксплуатации со стороны ЦКБ МТ "Рубин" (2019 − №585, 2020 − №494), ЛКМ [лакокрасочные материалы] для окраски ПЛ (2019 − №659), СО и ремонт систем и оборудования КМТВ [комплекса минно-торпедного вооружения] (2019 − №357).

5. Б-345 "Могоча" (зав. № 475) − вероятнее всего, небоеготова. До 18 апреля 2015 г. лодка проходила ВТГ в ЦС "Дальзавод" ( ссылка 13). По итогам 2016 и 2017 гг. была награждена призами ГК ВМФ за минные постановки (ссылка 14, ссылка 15). В 2018 г. в День Флота высадила разведывательно-диверсионную группу и сыграла роль ПЛ противника в эпизоде с двумя МПК (Морской сборник №9/2018, ссылка 16). В плане закупок ЦСД на 2018 г. есть ремонт боевого клапана ТА №4 (п. 644 − ссылка 17). В планах на 2019-2020 гг. Б-345 отсутствует.

6. Б-190 "Краснокаменск" (зав. № 474) − ситуация та же, что и в предыдущем случае. В конце марта 2016 г. был завершён доковый ремонт в Дальзаводе (ссылка 18). В сентябре 2017 г. лодка участвовала в учениях с ВМС Китая Joint Sea (redstar.ru, 26.09.2017, ссылка недоступна). По итогам года получила приз ГК ВМФ за торпедную атаку (ссылка 15). В плане закупок ЦСД на 2018 г. значится только ремонт баллонов ВВД (п. 684 − ссылка 17), на 2020 г. − абстрактное "сервисное обслуживание и ремонт комплексов, систем и оборудования" (п. 346).

Таким образом, в условиях дефицита информации не остаётся ничего другого, как предположить, что из шести списочных ПЛБ ТОФ в боеготовом состоянии поддерживаются четыре, что не так уж плохо. Две оставшихся не списываются (на всякий случай), но и не восстанавливаются. Возможно, что в преддверии поступления новых лодок пр. 636.3 было принято разумное решение не тратить средства впустую.

Между тем, обновление неатомных подводных сил на Тихом океане задерживается. Короткая (двухмесячная) навигация на всём протяжении Северного морского пути уже закончилась, и момент для межфлотского перехода переданного флоту около года назад "Петропавловска-Камчатского" упущен. Есть два варианта (*): 1) "Петропавловск" уходит по длинному южному маршруту, а "Волхов" остаётся на Балтике для обеспечения боевой подготовки и испытаний кораблей, т. к. боеготовность "Дмитрова" не очевидна, и, дождавшись "Алросу", в августе-сентябре 2021 г. переходит по Севморпути; 2) обе лодки остаются на Балтике и одним отрядом переходят по СМП в 2021 г.

(*) Сообщение на данную тему от 01.10.2020 (ссылка 20) основано на очевидных фактах. Поэтому не следует считать, что автор воспользовался им в качестве подсказки.

После перехода на ТОФ всех шести 636.3, построенных и строящихся на Адмиралтейских верфях, все 877 (за исключением, разве что, "Комсомольска-на-Амуре"), вероятно, будут списаны. При этом, для охраны водного района и обеспечения боевой устойчивости (развёртывания) атомных подводных сил, базирующихся на Камчатке, совершенно очевидной представляется необходимость постройки для Тихоокеанского флота ещё шести ПЛБ (636.3, но лучше 677 с ВНЭУ) − для укомплектования второй бригады подводных лодок с базированием в Вилючинске. ■

ПЛБ пр. 877, Тихоокеанский флот

Previous post Next post
Up