След "Лидера"

Oct 20, 2020 23:30


.
15 сентября с. г. пресс-служба ОСК сообщила о мероприятии, состоявшемся на Балтийском заводе, которое прошло практически незаметно для СМИ. Речь шла о стратегической сессии, посвящённой разработке концепции развития предприятия до 2035 г., с участием топ-менеджеров БЗ и руководителей ведущих организаций-партнёров. В числе партнёров был и замгендиректора Северного ПКБ по военному кораблестроению А. Архипов поделившийся своим видением перспективных проектов для ВМФ, в том числе в области крупнотоннажного кораблестроения (ссылка 1). Нетрудно догадаться, что имелась в виду единственная крупнотоннажная разработка СПКБ − эсминец 23560, эскизный проект которого утвердили летом 2017 г. (ссылка 2), после чего был дан временный стоп-сигнал.


11442 в достройке на БЗ (viperson.ru)



Причиной стоп-сигнала, надо полагать, было отсутствие в ближайшей перспективе подходящих стапельных мест (в подобных условиях целесообразно не торопить проектирование − чтобы до закладки головного корабля перепроверить принятые решения и внести изменения с учётом хода разработки комплектующих в рамках составных частей ОКР). Новый эллинг Северной верфи, скорее всего, будет готов только в 2022 г. (ссылка 3), а стапель "А" Балтийского завода освободится в мае-июне 2024 г. после спуска на воду ледокола "Чукотка" (ссылка 4).

Разговоры о возвращении БЗ к военной тематике идут уже давно (где-то с середины 2018 г. − ссылка 5). В случае острой необходимости на стапеле "А" после некоторой (неглобальной) модернизации можно построить даже авианосец размерности 11437. Спусковой вес "семёрки" вписывается в грузоподъёмность стапеля (32 и 40 тыс. т соответственно), длина киля − в его надводную часть (263 м),  ширина корпуса (42,0 м без спонсонов) − в ширину выхода в свету (ссылка 6). Ширина фарватера Невы по оси стапеля (430 м), хоть и не без труда, но позволит спустить корпус на воду. И всё же для авианосца Балтийский завод тесноват (более подходящие кандидаты − Севмаш, "Залив", ССК "Звезда"). Кроме того, к закладке головного АВ мы будем готовы не ранее рубежа 2020-2030-х гг.

Поэтому сегодня наиболее близкой для Балтийского завода темой, касающейся гособоронзаказа, является эсминец "Лидер". Тема эта близка как по времени, так и по специализации. В первом случае можно не сомневаться, что к середине 2024 г. будет спущена "Чукотка" и отшлифован до блеска техпроект 23560 (без ненужной и вредной спешки, как в случае с мистаховскими УДК), во втором − что завод, построивший в своё время 4 мощнейших неавианосных боевых корабля всех времён и народов (ТАРКР пр. 1144/11442), с честью справится и с их преемниками. В связи с этим предварительные контакты руководства БЗ и СПКБ представляются вполне логичными и своевременными. Реализация проекта 23560 в металле крайне важна для обоих предприятий, но прежде всего − для ВМФ России завтрашнего дня. ■

Эсминцы пр. 23560, Кораблестроение

Previous post Next post
Up